ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 23 января, 2025 12:39

«Скрэп» сильнее «скреп»: подходят ли нам шведские решения «мусорной» проблемы?


Григорий ДИТЯТЕВ. Фото vk.com/pnparh и 29.ru | 08.06.2019 00:25:20
«Скрэп» сильнее «скреп»: подходят ли нам шведские решения «мусорной» проблемы?

6 июня в Архангельске проходил мастер-класс «Мусорный» журнализм: особенности освещения переработки отходов в Швеции». Семинар, организованный «Баренц-пресс» и посвященный шведскому видению проблемы мусора, показал, что, несмотря на достигнутые успехи, перспективы дальнейшего совершенствования экологического поведения не очень-то понятны. К тому же опыт демократических соседей едва ли применим в России.


Главное – доверие

По словам коллеги Маттиаса ХАДБЕРГА (на снимке), автора книги «Скрэп» (по-шведски – «мусор»), в 40-е годы прошлого века в Швеции на одного человека в год приходилось всего 20 килограммов отходов. В наши дни – 500 килограммов.

mattias.jpg«Сегодня принцип обращения с отходами в Швеции – рециклинг, то есть круговорот: добыча ресурсов, производство, потребление, переработка – и вот мусор снова становится ресурсом, – разъяснял журналист. – Раньше отходы просто сжигали и захоранивали, что, конечно, небезопасно. И люди это понимали, потому осознанно пришли к сортировке на дому».

Процесс введения системы раздельного сбора отходов в Швеции занял более 20 лет. Он основывался на ответственном отношении к своим обязательствам. Граждане должны сортировать мусор. Производственники несут ответственность за переработку используемой упаковки товаров, местная власть – за выбор способа утилизации отходов.

Сегодня в Швеции свыше семи тысяч пунктов комплексного сбора и переработки мусора. Проблема в том, что переработка не панацея, так как она имеет пределы. Нельзя ее повторять бесконечно: бумагу и картон, к примеру, можно использовать не более 5-6 раз. Иными словами, несмотря ни на что, мусор наступает. Решить проблему значит научиться меньше потреб­лять. Однако современная экономика основана на постоянном росте потребления, иначе она будет испытывать кризис. В этом и кроется противоречие.

Решения пока нет. Но шведы настроены оптимистично: бизнес, общество и власть работают в унисон, они доверяют и помогают друг другу. Именно взаимное уважение и доверие является самым ценным в шведском опыте. Но для этого необходима демократия во всех ее проявлениях, в том числе в форме митингов, пикетов, свободного изъявления мнения и эмоций. А у нас…

...Всё тот же сон

Маттиаса Хадберга и его коллегу – координатора проекта «Баренц-пресс» Тима АНДЕРСОНА интересовала, конечно же, ситуация с проектом «Шиес», приобретшим уже международную известность. Их несколько удивили планы по использованию в проекте технологии шведской компании Flexus Balasystem. Дело в том, что этот метод транспортировки и хранения отходов не рассчитан на длительный срок в 30 лет, что пытается пилотно внедрять ООО «Технопарк». Хотя в последнее время об экологическом новаторстве «Технопарка» говорят все меньше.

Исполнительный директор компании Олег ПАНКРАТОВ почему-то упорно именует прессованные цилиндрические рулоны (round bales) брикетами (briquettes). В Швеции и в ряде других стран рулоны используют для перевозки и непродолжительного хранения отходов с целью их последующего сжигания. Почему «Технопарк» собирается их хранить в северных болотах в течение 30 лет, Маттиас Хадберг, хорошо знакомый с этой технологией, предположить даже не рискнул.

Хотя, возможно, именно здесь и скрываются источники желаемых сверхприбылей. Производство брикетов представляет собой результат глубокого и трудоемкого разделения отходов на фракции, отделение органики и неорганики с последующим измельчением и прессованием. Упаковка отходов в цилиндрические рулоны не требует таких усилий. Потому-то и цена за тонну московских отходов для Шиеса такая скромная – в пределах тысячи рублей. А как будет рассчитываться с «Технопарком» правительство Москвы, мы можем никогда и не узнать.

В начале июня Олег Панкратов вновь напомнил о своем существовании на страницах «Российской газеты». В интервью он опять уверенно рассуждает о брикетировании, а также говорит о том, что для захоронения московских отходов было «обследовано около 300 потенциальных площадок в 12 российских регионах. Среди них нашлось и 11 площадок на территории Архангельской области». В общем, «сдача» Шиеса чревата превращением региона в растущую свалку.

Глава Минприроды России Дмитрий КОБЫЛКИН в интервью РБК недавно вновь подтвердил, что проекта его ведомство для экспертизы не получало. Кто и с какой целью проводил такие странные исследования, остается лишь догадываться. Олег Панкратов отсутствие проекта признает, объясняя это последовательностью действий по «Шиесу». Причем так, что понять решительно невозможно. К подготовке проекта «Технопарк» намерен приступить после оценки воздействия объекта на природную среду, а также после общественных слушаний с тем, чтобы учесть мнение людей. Иными словами, инвестор собирается оценивать действие на природу того-не-знаю-чего, некоего труднопостигаемого хранилища брикеторулонов. Да еще берется за организацию дискуссий по поводу этой экохимеры с местным населением! С учетом того, что о достижениях на «зеленой» ниве самого Олега Панкратова не известно ничего, а московская «ооошка» была основана менее года назад, такие «успокоительные» заявления имеют эффект противоположный.

«Больше трёх не собираться»?

2 июня от 5 до 7 тысяч человек митинговали в Сыктывкаре против строительства полигона для захоронения московского мусора в районе станции Шиес. Они требовали отставки губернаторов Коми, Архангельской области и всего российского руководства. Естественно, почти никакого освещения в федеральных СМИ эта акция не получила. Однако вектор радикализации протеста жителями рес­публики был задан. Экопротест в Коми не только принял масштабы, сопоставимые с Поморьем, но и чреват перерастанием в открытое силовое противостояние даже на стадии «исследований», «экспертиз» и «слушаний». В таких условиях говорить о возможности достижения компромисса в реализации проекта не приходится.

Крайнее возмущение жителей соседней республики вполне объяснимо. 5 июня в Урдому прибыла представительная делегация в составе руководителя департамента капремонта Москвы Алексея ЕЛИСЕЕВА, менеджеров «Технопарка» и высокопоставленных сотрудников Газпрома, игравших роль миротворцев. Правительство Москвы, таким образом, решило все-таки вступить в переговоры с местным населением, так как убедилось в его крайне негативном отношении к полигону. Однако, по оценке администрации Урдомы и экоактивистов, москвичи не считают мнение жителей Архангельской области обязательным для определения дальнейшей судьбы «мусорного» проекта, а мнение населения Рес­публики Коми их даже не интересует – там публичные слушания никто проводить не планирует. В итоге к «экобессрочке», уже действующей в Архангельске, Северодвинске и Котласе, недавно подключился Сыктывкар; заявили о ее введении и активисты в Вологде.

Несмотря на то, что какие-то попытки переговоров предпринимаются, ситуация в самом Шиесе все больше напоминает военные действия. Руководство «Технопарка» решило восстановить незаконно установленный забор, огораживающий территорию строительства, которое уже почти год ведется без каких-либо разрешений. Экоактивисты пытались этому мирно противостоять, используя свое право совершать прогулки в федеральных лесах, каковые и окружают, согласно документам, Шиес. Полиция Ленского района продолжает применять административное давление – задерживать активистов. За неподчинение сотрудникам полиции «упаковали» идеолога «зеленого протеста» Олега МАНДРЫКИНА, Анну ШЕКАЛОВУ Котласский суд приговорил к пяти дням ареста. 6 июня на станции Шиес был задержан депутат Архангельской городской Думы от КПРФ Александр АФАНАСЬЕВ.

Известный правозащитник Лев ПОНОМАРЁВ, оценивая тоталитарные практики в современной России, говорит о механизме массовых политических административных репрессий, который рождается у нас на глазах. Этот механизм основан на административной преюдиции, когда оштрафовать могут на основании неподчинения любым требованиям человека в форме, а уголовные наказания предусмотрены за рецидив по Кодексу об административных правонарушениях.

В массовых гуляниях – именно в этой форме и проводится «экобессрочка» – прокуратура Архангельской области усматривает «признаки демонстрации, выразившиеся в его зрелищности, солидарности, использовании жилетов в качестве средств наглядной агитации». Так очень скоро старое, недоброе советское милицейское правило «больше трех не собираться» вновь станет актуальным. А со «скрэпом» в России, за отсутствием общественного доверия, призваны справиться «духовные скрепы» чиновников да силовиков.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2025 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей