ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 28 декабря, 2024 05:08

Миссия набережной: в Архангельске обсуждают концепцию развития главной улицы города


Григорий ДИТЯТЕВ. Фото Алексея Липницкого | 17.12.2016 00:28:50
Миссия набережной: в Архангельске обсуждают концепцию развития главной улицы города

Департамент градостроительства администрации Архангельска разместил на сайте муниципалитета архитектурную концепцию благоустройства и оформления набережной Северной Двины. Ее автором является председатель правления региональной организации Союза архитекторов России Игорь СКРИПКИН. До 31 марта 2017 года администрация областного центра ждет от горожан предложений по концепции.


Администрация муниципалитета вовсю попытается вовлечь архангелогородцев в соавторы нового убранства главной улицы города. В концепции намеренно не определено, например, местоположение одной из возрождаемых достопримечательностей Архангельска – «беседки Грина»: всем желающим предлагается выбрать между двумя вариантами ее расположения.

grin_besedka.jpgСуть концепции, как представляется, разделить набережную на части – историко-архитектурную и рекреационную. Исходя из этого их и развивать: насыщать все новыми большими и малыми формами ее центральный район, а также приспосабливать в интересах отдыха периферию, в основном в районе Кузнечихи.

Итоги в администрации города должны подвести накануне летнего сезона 2017 года. Пока что полноценной интерактивной площадки не создано, но первая крупная дискуссия по поводу проекта уже состоялась в Северном морском музее. Она проходила в рамках VI гражданского форума «2B SUSTAINABLE. Урбанистика». Организовала обсуждение и форум молодежная экологическая организация «Этас».

Экспертами немузейного в силу актуальности темы обмена мнениями стали столичные гости, принимавшие участие в форуме: руководитель московского центра прикладной урбанистики Святослав МУРУНОВ, а также искусствовед и дизайнер Екатерина ШАРОВА.

Нельзя сказать, что мнение московских гостей опиралось на понимание плюсов и минусов концепции, да и едва ли правильно этого было от них ожидать. Все-таки надо жить в Архангельске, чтобы адекватно воспринимать значение набережной для жизни города. Однако советы приезжих экспертов – тщательнее рассчитывать экономическую сторону тех или иных преобразований (Святослав Мурунов) и предельно дебюрократизировать процесс инноваций на норвежский лад (Екатерина Шарова) – как представляется, были услышаны всеми участниками.

Однако же тон дискуссии, конечно же, задали архангелогородцы. К примеру, экс-министр по делам молодежи и спорту Архангельской области, политик и преподаватель САФУ Елена ДОЦЕНКО предложила пока вынести отрицательное заключение по концепции, и ее поддержали большинство участников встречи.

Проект по каким-то причинам отсутствовавшего Игоря Скрипкина вызывал негативные отклики, главным образом по причине резкого несоответствия нынешним реалиям архангельской жизни. Особенно негативное восприятие вызвала идея автора установить на Красной пристани двадцатиметровый хрустальный памятный крест в честь не вернувшихся в порт экспедиций:

tenetov.jpg«У меня одно пожелание – включите свет на набережной. Я уже упал там раз шесть за последнее время. Планируют развивать Красную пристань – кто будет все убирать? Кто урны будет выносить? А еще умудряются создавать библейского уровня концепции», – эмоционально выразил свое мнение директор Северного морского музея Евгений ТЕНЕТОВ, имея в виду, скорее всего, Ноев ковчег.

На Красной пристани планируется предельная концентрация различных архитектурных форм, подобно тому, как это было в ветхозаветном сооружении.

Краевед Игорь ГОСТЕВ поведал присутствующим о том, что практически весь район так называемого «Петровского парка» – в годы советской власти, напомним, его официально именовали значительно скромнее, «Октябрьский сад» – не исследован археологами и представляет собой место самых разных захоронений, и прежде всего кладбища, располагавшегося на месте драмтеатра разрушенного Троицкого собора. Фактически здесь находится некрополь, и уже по этой причине невозможно говорить о развитии территории без учета этого важного обстоятельства.

Второй важный момент, на который также обратили внимание многие участники дискуссии: кому принадлежат те или иные участки береговой линии Двины в пределах города? Ведомственные причалы, не так давно отремонтированные помещения бомбоубежища, видимо, все еще находящиеся в собственности МЧС, – такова правовая реальность, и едва ли концепция ее учитывает в полном объеме.

barashkov_ya_2015.jpgНаиболее замеченным и ярким стало выступление знатока Архангельска, историка архитектуры Юрия БАРАШКОВА. Главный недостаток концепции – неправильное определение границ набережной. Ее, по мнению Юрия Анатольевича, следует продлить в южном направлении примерно до района Варавино. Так что зонирование главной улицы Архангельска пока что не требуется: ее надо еще строить и строить.

С этим посылом сложно не согласиться. Набережная в Архангельске уникальна по своему значению. Не случайно попытки проводить какие-то аналогии с другими городами России и зарубежья не получали поддержки у присутствующих. Новая миссия набережной не в том, чтобы что-то помнить парадно и напоказ. Она нужна для того, чтобы сверять с Двиной неторопливый и глубокий пульс повседневной жизни Архангельска и мягко принуждать его обитателей становиться все более экологичными, а значит, цивилизованными и современными.

vmf-day.jpgНабережная обязательно должна со временем вновь стать местом полноценного летнего отдыха, немыслимого без купания в реке. Но это значит, что на первый план заботы городской власти, помимо проблем освещения или общественного питания, о чем говорили участники дебатов, должно выходить бедственное состояние архангельской ливневой канализации, загрязняющей реку неочищенными бытовыми стоками.

Развивать набережную, то есть продлевать и приводить ее в порядок, – это вполне достойная миссия и для нового постиндустриального, по объективным и субъективным причинам, Архангельска. И, как представляется, миссия вполне осуществимая.

Прямая речь

gudim_levkovich.jpgГеоргий ГУДИМ-ЛЕВКОВИЧ, заместитель директора строительно-инвестиционного холдинга «Аквилон-инвест» по связям с общественностью:

– Сам факт неформализованного обсуждения концепции набережной, инициаторами которого стали неравнодушные люди, не пожалевшие для этого своего времени и сил, можно только приветствовать. В Архангельске ощущается острый дефицит интересного, открытого общения на общезначимые темы, поэтому нужно сказать большое спасибо организаторам дискуссии. На самом деле такие обсуждения пробуждают в каждом из нас «культурный код архангелогородца». Я сам родился и вырос на Садовой, 4, под рассказы бабушки и мамы о том, как они ходили зимой с бельем на «полоскалки», остатки которых мы сейчас еще можем наблюдать.

Прекрасно помню, как строили участок до ул. Шубина. Берег напротив яхт-клуба был любимым местом наших игр. Сегодня, когда мы говорим о будущем набережной как общественного пространства, мы должны понимать, что самые прекрасные концепции и планы в итоге останутся на бумаге или жестком диске компьютера, если не будет четкого экономического обоснования их реализации. То есть – гарантий возврата инвестиций. Именно поэтому сейчас нужно поддерживать тех, кто сумел привлечь реальные средства в реальные, воплощаемые в жизнь проекты. Вошедшие, кстати, и в федеральные программы.

Елена ДоценкоЕлена ДОЦЕНКО, преподаватель САФУ, общественный деятель:

– Концепция набережной должна быть определенным набором смыслов, которые отражают историю и современную жизнь Архангельска, объединяют город и его жителей. Здесь эксперименты и спешка недопустимы. Для того чтобы документ был качественным, сначала нужно провести исследование с привлечением ведущих российских и местных экспертов в области истории, культурологии, экономики... Не менее важно и вовлечение общественности в процесс разработки «технического задания» для проведения честного и открытого конкурса на разработку концепции набережной Северной Двины. Ведь речь идет о городе, который мы любим.

Елена ПОСТНИКОВА, член общественного совета при главе МО «Город Архангельск», председатель общественного совета Октябрьского территориального округа:

– Те, кто внимательно изучит данный проект, поймет, что он рассчитан на бюджет эмирата Дубай, а не нашего города. Но действительно: главный плюс – это сам факт обсуждения. Давно считаю, что в городе не хватает дискуссионной площадки. Зачастую то, что предлагает молодежь, отрицается старшим поколением и наоборот. Взять те же граффити на набережной, которые не так давно взбудоражили общественность. А там, где, казалось бы, имеется консенсус, мнение людей никого не интересует. Почему бы, например, в Архангельске, как в некоторых городах Белоруссии, не начать устанавливать оригинальной формы уличные фонари, изготовленные на средства известных местных предприятий или ассоциаций? Так, чтобы отобразить изюминку своего дела в форме каждого из них.

Такие дискуссионные площадки необходимы и для привлечения предпринимательского сообщества, так как от обсуждений можно перейти и к конкретным предложениям, новым проектам. И положительный опыт за последнее время имеется. В частности, кораблики возле библиотеки им Е. Коковина в новом сквере, названном в честь писателя, установлены за счет гильдии риэлторов Архангельска.






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей