Егор РАДЬКО | 23.08.2019 11:30:00
По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в начале 2019 года в России насчитывалось 3,6 тысяч электромобилей. Это менее 0,01% процента от общего количества автомашин в нашей стране. Однако в I квартале продажи электромобилей увеличились в 4 раза, а значит будущее без вредных выбросов от личного автотранспорта не так уж и далеко.
Обычно при упоминании электромобилей прежде всего всплывают ассоциации со спорткарами Tesla, но в реальности самый популярный электромобиль на отечественном рынке – Nissan Leaf. На эту марку приходится порядка 80% электрокаров. Больше всего они распространены в Центральной России и на Дальнем Востоке.
Давайте посмотрим внимательнее на обстановку в нашем регионе. Сейчас в Архангельской области зарегистрировано всего три электромобиля: один в Архангельске и два в Северодвинске. Все они марки Nissan Leaf.
Это городской электромобиль. Вы, конечно, можете попробовать прокатиться на нем по области, но в голове всегда нужно держать стоимость услуг эвакуатора. Запас хода на одном полном заряде батареи в лучшем случае приближается к 150 километра. Но, по словам владельцев таких машин, реальность такова, что в среднем получается проехать около 100 км. В общем, хватит на то, чтобы съездить, к примеру, из Архангельска на Ягры и обратно.
Более подходящим для нашей области вариантом «загородного» электромобиля можно считать Tesla Model S, запаса хода у которого хватает примерно на 380 км. На рынке подержанных автомобилей за модель 2013 года просят 2,5 миллиона рублей, а новая растаможенная машина обойдется почти в 8 миллионов. Не самый доступный вид транспорта для жителей области со средним достатком в 25-30 тысяч рублей.
Намного более доступен праворульный Nissan Leaf, который можно купить за 400 тысяч рублей. Леворульный стоит от 600 тысяч рублей. Для умеренных поездок по городу подойдет. Если не учитывать источник питания, этот автомобиль вполне соответствует признакам гольф-класса: похожи салон и ходовые характеристики.
Заряжать электромобиль можно не только на специальных станциях, но и от обычной бытовой розетки. В таких условиях батарея будет полной спустя 9 часов. Давайте посчитаем, сколько стоит один заряд. Мы будем экономить, подключая батарею к сети строго в 23:00, чтобы платить за электроэнергию минимум. Получается, что если станем заряжать автомобиль каждую ночь, заплатим около 2000 рублей в месяц. Весьма экономично. Volkswagen Golf 6 c двигателем 1,4 MT будет «съедать» около 7000 рублей в тех же условиях потребления энергии. Только эти автомобили изначально не равны. Зарядные станции не установлены на каждом шагу и не могут обеспечить такую же скорость «заправки».
Только к середине августа 2019 года в Архангельске появились две зарядные станции. Одна в популярном торговом центре, а другая – у Дома молодёжи (бывший «Модерн»). Администрация города объяснила выбор тем, что эти места наиболее часто посещают владельцы электромобилей. С этим согласиться сложно, хотя, учитывая возможность зарядки электросамокатов, выбор места размещения станций не кажется таким необдуманным. В Северодвинске зарядных станций для электромобилей пока нет.
Со всех сторон такие автомобили кажутся эталоном экологичности, но это не совсем так. На самом деле, электромобили выделяют в атмосферу больше углекислого газа, нежели их дизельные собратья. К такому выводу пришли ученые Института экономических исследований в Мюнхене. Они сравнивали автомобили Tesla Model 3 и Mercedes-Benz C 220d и выяснили, что электрокар выделяет на 42 грамма (или примерно на треть) диоксида углерода на километр больше, чем автомобиль, работающий на дизельном топливе. При этом ученые заостряют особое внимание на колоссальном количестве отходов, получаемом при добыче компонентов для аккумуляторов, запас прочности которых около десяти лет. После этого срока их нужно будет менять, а старые как-то утилизировать.
Леонид Екимов, единственный владелец электромобиля в Архангельске, рассказал нам об условиях его эксплуатации в разные времена года: «Летом запас хода может быть до 120 километров на одном заряде, а вот зимой совершенно иная ситуация. В наших условиях это расстояние можно смело делить на два».
Так что во владении электромобилем есть и плюсы, и минусы. Электромобиль действительно экономичнее, чем его бензиновые и дизельные собратья. Зарядные станциях большей частью бесплатные. Хотя, скорее всего, это продлится до того, как их популярность возрастет. В более развитых в этом направлении странах пополнение заряда уже стоит как полный бак горючего.
Подведем итог. Электромобили – транспорт для городских жителей, которые не хотят много тратиться на топливо. Своего рода комфортный общественный транспорт для одного человека, который не позволяет выехать далеко за город и не работает ночью.