Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Кулаковой и Алексея Липницкого | 28.03.2017 14:58:19
Необычной постановкой отметили Международный день театра в Архангельском молодежном театре. Премьера спектакля в жанре иммерсивного детектива «Шальные ножницы» по пьесе американского драматурга Пола ПОРТНЕРА стала настоящим подарком от художественного руководителя Виктора ПАНОВА, и в то же время своеобразной проверкой для артистов и зрителей, от решений и действий которых зависит финал истории, произошедшей в одном из парикмахерских салонов Архангельска...
По сюжету пьесы – которая, кстати, включена в Книгу рекордов Гиннесса как самая играемая криминальная комедия в мире – будничную жизнь работников и посетителей парикмахерской нарушает известие об убийстве знаменитой певицы, жившей этажом выше и еще несколько минут назад раздражавшей соседей своей игрой на пианино. По версии следствия, смертельная рана была нанесена жертве парикмахерскими ножницами. Под подозрение попадают импульсивный хозяин салона Антон Курицын, в течение всего действия умоляющий называть его Антуаном (заслуженный артист РФ Илья ГЛУЩЕНКО), экстравагантная парикмахерша Кристина Маркова (Мария ГИРС), ее приятель Эдуард Скоробогатов (Александр БЕРЕСТЕНЬ) и постоянная клиентка, состоятельная госпожа Шульман (заслуженная артистка РФ Наталья МАЛЕВИНСКАЯ).
Проверка на внимание
Первое действие спектакля подкупает своей легкостью и комедийностью, ненавязчивым живым юмором, продуманностью диалогов и детально выверенной обстановкой, создающей атмосферу парикмахерского салона, в которую зритель оказывается втянут, едва переступив порог зрительного зала. Сценография (Фагиля СЕЛЬСКАЯ) и костюмы (Наталья СПАССКАЯ) кажутся придуманными одним человеком. Все пространство словно залито красным, малиновым и бордовым цветом: от обстановки парикмахерской до одежды всех действующих лиц. В контексте детективной истории всепоглощающий красный воспринимается как отблеск крови и свидетельство возможности вины любого из тех, кто находится в помещении.
Действие начинается еще до первого звонка. Жизнь в парикмахерской кипит, здесь по-настоящему моют голову младшему лейтенанту Михаилу Павленко (Максим ДУПЛИК) и готовятся к встрече новых клиентов. Диалоги насыщены архангельскими реалиями: кто-то живет в центре, а кто-то в Соломбале, встречи назначают в одном из известных в городе ресторанов... Эти, казалось бы, незначительные вкрапления в речь персонажей работают на активное вовлечение зрителя в происходящее: всегда интереснее, если история происходит не в абстрактном или далеком мире, а буквально рядом - насоседней улице.
Однако элементы модного сегодня иммерсивного театра, предполагающего не только полное погружение в действие, но и непосредственное участие в нем, появляются ближе к концу первой части. Следователь Николай Пастухов (Антон ЧИСТЯКОВ) обращается за помощью к залу, чтобы реконструировать события в парикмахерской до убийства, то есть происходившие в начале спектакля. Здесь пригодится внимание зрителей к деталям: от каждого замеченного ими нюанса будет зависеть дальнейший поворот сюжета, сыгранного артистами в этот вечер.
Интересно, что театральное – почти не отличимое от реальности! – действие не прекращается даже во время антракта. К вам могут подойти в фойе или подсесть за столик в буфете, пока вы пьете кофе, чтобы спросить, кого подозреваете в убийстве лично вы.
«Пусть говорят» или «Суд идёт»?
Конечно, вариантов развития действия в спектакле не бесконечное множество: драматургом предусмотрены три возможных финала в зависимости от того, кого из героев зал посчитает виновным в убийстве (а уж доказательная база найдется для каждого – здесь просматривается и намек на несовершенства судебной системы). Выясняется это после вопросов, которые любой желающий может задать героям, полученных на них ответов, предъявленных вещественных доказательств и, наконец, голосования. В роли модератора, устанавливающего контакт актеров со зрителями и контролирующего развитие истории, оказывается Антон Чистяков – он же лейтенант, расследующий дело, – во втором действии больше напоминающий ведущего ток-шоу на центральном канале. Задача перед артистом стоит сложная, но он с ней справляется.
«К сожалению, вся страна сегодня живет в шоу, – сказал после премьеры режиссер Виктор Панов. – Умер человек – и сразу появляется шоу. Убийство у нас в стране стало «нормой», все готовы спокойно обсуждать очередной случай, а это страшное дело! В нашем же спектакле артисты иронизируют, создают пародию на многочисленные телевизионные программы. Есть и еще один момент: люди сейчас живут в социальных сетях, которые лично я считаю мощнейшей свалкой. Каждый желает что-то сказать, поставить свой «лайк». И в нашем спектакле у зрителей тоже есть такая возможность».
Формат «театрального шоу», несомненно, интересный опыт, открывающий новые возможности для актерской игры, почти полностью построенной на импровизации и заставляющий современного человека выйти из ставшего уже привычным для него состояния «кокона», настроиться на активную коммуникацию с окружающими.
Однако в подобном эксперименте неизбежно возникает тонкая грань, балансировать на которой непросто: все-таки с разрушением «четвертой стены» исчезает и магия театра. В процессе игры в «вопрос-ответ» со зрительным залом реплики артистов в попытках оправдаться перед «присяжными» начинают повторяться, а действие порой теряет динамичность и кажется затянутым. По крайней мере, так происходит на первых показах: не всегда хватает находчивости профессиональным артистам и смелости зрителям, впервые получившим реальную возможность влиять на ситуацию. Вполне возможно, что и те и другие скоро войдут во вкус – тем более что спектакль можно смотреть не единожды, и он всегда будет разным.
Прямая речь
Виктор ПАНОВ, художественный руководитель Архангельского молодежного театра, режиссер спектакля «Шальные ножницы»:
– Чтобы театр не умирал, его все время надо освежать новыми течениями. В свое время великий Бертольд Брехт для артистов своего театра написал учебную пьесу «Горации и Куриации». Задача его была вернуть им первозданное ощущение импровизации. Казалось бы, сегодня уже отменена «четвертая стена», но когда гаснет свет в зале, интуитивно она все равно существует. Мне было важно проверить, способны ли мои артисты, которые уже давно работают в театре, свободно общаться с публикой. Скоро нам предстоят постановки с Антоном Адасинским и итальянским режиссером Джулиано ди Капуа, автором спектакля «Мария де Буэнос-Айрес», которым открылся фестиваль «Европейская весна». Он готов поставить у нас спектакль с включением иностранных актеров – это опыт, уже давно применяемый в мире. Поэтому мне нужно, чтобы актеры были готовы к такой работе.
Кроме того, сейчас у нас идет подготовка лаборатории — в конце мая должен родиться спектакль-экскурсия по мотивам рассказа Аркадия Гайдара про Мальчиша-Кибальчиша. Драматурги сейчас пишут небольшие пьесы на его основе, а ставить приедут Искандер Сакаев и еще три режиссера из Татарии и Башкирии. Там тоже все будет построено на импровизации: действие начнется на улице, и затем будет происходить в каждой комнате.
Заодно мы проверили и наших зрителей: они тоже в целом готовы к новому опыту, хотя еще немножечко и стесняются.