ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Суббота, 28 декабря, 2024 07:15

Владимир Личный: «Механизмы поддержки сельского хозяйства на Севере требуют доработки»


Беседовал Илья Леонюк | 27.12.2024 14:27:34
Владимир Личный: «Механизмы поддержки сельского хозяйства на Севере требуют доработки»

В конце ноября в Москве прошёл VII форум Торгово-промышленной палаты РФ «Меняя качество жизни!», который был приурочен к Всемирному дню качества. Отдельным мероприятием деловой программы форума стало итоговое заседание Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса. 


Открытый диалог аграриев, власти и бизнеса вызвал большой интерес: главная тема обсуждения — совершенствование мер поддержки сельхозпроизводителей, предложения по улучшению условий их работы. О том, какие шаги сегодня необходимо предпринять в этом направлении, «Бизнес-классу» рассказал председатель комитета по развитию АПК Союза «Торгово-промышленная палата Архангельской области» Владимир ЛИЧНЫЙ, выступавший на форуме от имени аграриев Севера.

- Владимир Михайлович, ваше выступление - это, скорее, программа новых действий или рекомендации к уже существующим мерам поддержки?

- Комитет АПК при региональной Торгово-промышленной палате работает уже несколько лет, и мы стараемся донести до «кабинетов» мнение тех, кто трудится непосредственно на земле. Это непросто, но мы чётко понимаем механизм действий. Как экс-министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, я знаю, что необходимо встраиваться в уже существующие программы, предлагать инструменты по их совершенствованию, тогда появляется возможность быть услышанными, делая что-то именно сообща. В данном случае мы собрали ряд предложений, которые прошли глубокий анализ, обсуждались с сельхозтоваропроизводителями региона, при областном министерстве АПК и торговли, а также на заседании комитета по развитию сельского хозяйства областного Собрания депутатов. И только после этого наше консолидированное мнение я озвучил на форуме в Москве.

- На форуме вы выдвинули десять основных предложений, какие из них считаете приоритетными?

- Всё, о чём мы говорили, важно для людей, труд которых связан с сельским хозяйством на Севере, потому делить на более и менее приоритетные не стоит. Но можно сказать так: что-то требует большего финансирования из бюджета, что-то меньшего. Соответственно, то, что «дешевле», исполнить легче.

Например, мы предлагаем внести дополнения в приказ Минсельхоза, позволяющие предприятиям АПК принимать участие в отборе инвестиционных проектов по созданию и модернизации животноводческих комплексов молочного направления мощностью от 100 голов (не повышая эту планку), расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, для получения субсидии на возмещение части прямых понесённых затрат. Данная мера поддержки очень актуальна для Архангельской области.

Исторически так сложилось, что крупные сельские населённые пункты (группы деревень) расположены вдоль рек и по побережьям крупных озёр и являются, по сути, труднодоступными территориями. Их жители в основном занимаются животноводством, растениеводством и рыболовством. Строительство на этих территориях ферм мощностью не менее 1000 голов (что сегодня позволяет хозяйствам претендовать на компенсацию прямых понесённых затрат) просто неактуально.

cows_holmogory.jpg

Мы считаем целесообразным вернуть критерий по мощности молочных ферм (от 100 голов), который действовал до 1 августа 2024 года. То есть такая мера уже работала и показала свою эффективность, но критерии изменили, хотя для нашей местности важно оставить предыдущую редакцию.

Ещё один момент. В Архангельской области есть огромный потенциал плантационного выращивания ягодных культур, заготовки и переработки дикоросов, запасы которых оцениваются более чем в 100 тысяч тонн в год. Выращиванием ягодных культур, таких как голубика, княженика, клюква, облепиха, наиболее целесообразно заниматься в условиях Архангельской области на землях лесного фонда, где ранее проводились мелиоративные работы.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Лесного кодекса РФ (в редакции от 18.12.2018 г., №471-ФЗ) такие участки можно оформлять в аренду для ведения сельхоздеятельности, выращивания ягодных культур. Однако такой вид деятельности требует существенных затрат по подготовке подъездных дорог, обустройству чеков, организации сбора, строительства объектов (заводов) по переработке, закупке спецтехники и сельхозмашин.

Вступило в действие Постановление Правительства России №731 от 14.05.2021 г. «О госпрограмме эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ», в соответствии с которым предусмотрены меры господдержки. Считаем, что эти меры необходимо распространить и на земли лесного фонда, используемые для плантационного выращивания ягодных культур.

Есть и ряд предложений по расширению перечня мероприятий госпрограммы комплексного развития сельских территорий с учётом региональной специфики.

- В предложениях вы ссылаетесь на конкретные примеры предприятий или в больше степени описываете общие тенденции, ситуации?

- Мы очень глубоко в теме, если можно так сказать. С представителями сельхозбизнеса в ежедневном контакте и поэтому, когда мы говорим о том, что необходимо что-то сделать, показываем всё на цифрах. Важно, что в каждом нашем предложении мы ссылаемся на конкретный пункт закона, действующего постановления, программы и прочее.

Примеры предприятий тоже приводим для более детального понимания ситуации. Ведь основные проблемы многих хозяйств — рентабельность, рынки сбыта, тарифы. Так, негативным фактором, не позволяющим достичь положительной рентабельности, является отмена льготного тарифа на электроэнергию для сельского хозяйства, который в настоящее время выше в два раза, чем для промышленных предприятий. Единственное сохранившееся крупное производство овощей защищённого грунта - ООО «Северодвинский агрокомбинат» - поставляет на прилавки магазинов нашего региона более 1000 тонн продукции ежегодно, при этом в её себестоимости энерготарифы достигают 48%. Мы просим предусмотреть субсидии из федерального бюджета на компенсацию затрат на электроэнергию и газ при производстве продукции защищённого грунта для предприятий и хозяйств, расположенных на Крайнем Севере (в Арктической зоне) и приравненных к нему местностях.

- К Арктической зоне РФ сегодня приковано особое внимание федерального центра, разве существующие меры поддержки не касаются сектора АПК?

- Тут есть нюансы. Действительно, Арктика и всё, что с ней связано, сегодня в приоритете, но хотелось бы, чтобы и сельскому хозяйству на Севере уделяли особое внимание, поэтому мы и обращаемся с предложениями. Законодательные акты во многом ограничивают наши предприятия и хозяйства, а ведь особенно странно, когда мера поддержки есть, но воспользоваться ею в силу разных причин не получается. На устранение этой проблемы, в том числе, и направлена наша активность.

Себестоимость производства сельхозпродукции организациями, КФХ и МФХ, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, существенно выше: это связано с высокой стоимостью кормов, ГСМ, ветпрепаратов и медикаментов, средств защиты растений, амортизации, высокими коммунальными тарифами, необходимостью начисления на ФОТ северных надбавок и льгот. С учётом труднодоступности многих сельских территорий деятельность аграриев является заведомо убыточной.

Стоимость создания скотоместа молочного направления на Севере в 1,4 раза выше, чем в средней полосе России, а сроки строительства новых мощностей и ферм в два раза длиннее.

В этой связи при недостаточной господдержке предприятия прекращают свою деятельность, закрываются хозяйства, в результате чего сельское население убывает высокими темпами.

cow.jpg

На Севере просто необходимо ввести дополнительные меры поддержки и провести корректировку действующих мер для обеспечения выполнения положений Доктрины продовольственной безопасности страны, повышения конкурентоспособности и стабильного развития предприятий АПК региона. В частности, нужно сохранить на период до 2030 года все виды господдержки, предоставляемые регионам из средств федерального бюджета в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства.

Мы также предложили и обосновали внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты Минсельхоза РФ, касающиеся продления сроков строительства, модернизации и сдачи в эксплуатацию животноводческих комплексов с трёх до пяти лет, что позволит нашим животноводам в рамках законодательства РФ претендовать на компенсацию части затрат на создание производственных мощностей.

- На каждую из инициатив нужны средства, и вы как экс-министр и человек, крепко связанный с сельским хозяйством, это понимаете. О какой сумме идёт речь, если все предложения принять «уже завтра»?

- То, о чём мы говорим, - действенные шаги навстречу региональному АПК. Сумма субсидий, которые необходимы для реализации наших инициатив, - порядка 700 млн рублей. Для федерального бюджета это не такая серьёзная нагрузка, а для сельхозпредприятий - необходимая мера поддержки. Это развитие, создание рабочих мест, обеспечение продовольственной безопасности, уменьшение убыли сельского населения и так далее.

Этими вопросами необходимо заниматься сообща, на постоянной основе, как и программой комплексного развития сельских территорий. Несмотря на наличие такой программы, эффективность её крайне низкая, в стране продолжается убыль сельского населения, исчезают населённые пункты: за последние десять лет мы потеряли более 25 тысяч сёл и деревень. Архангельская область не исключение: от 312 тысяч сельского населения осталось менее 218 тысяч.

Предлагаем на законодательном уровне ввести обязательства региона по созданию специальной рабочей комиссии (группы), задачей которой должна быть разработка региональной программы, увязка в единый комплекс мер по развитию сельских территорий, а также стимулирование эффективного использования сосредоточенных в них ресурсов. Комиссия должна состоять из специалистов региональных министерств и ведомств с соответствующими полномочиями, быть способной объективно определять экономическое и социальное состояние сельских территорий, пути и методы решения задач, объёмы финансирования, чтобы гарантировать благоприятные условия проживания и работы на селе. Наличие и утверждение такой программы в регионе — обязательное условие для получения дополнительных финансовых средств (субсидий) региональным бюджетом из федерального.

- Полагаю, что трудности сельского предпринимательства на этих вопросах не заканчиваются, какие проблемы сегодня стоят особенно остро?

- Конечно же, остаются проблемы, пути решения которых требуют гораздо большего внимания на высоком уровне, о них мы говорим постоянно. Предлагаем снизить стоимость ГСМ для сельхозтоваропроизводителей региона на стоимость акциза в них, сохранить предоставление из федерального бюджета погектарной субсидии для обеспечения плодородия почв, возможность льготного кредитования под фиксированный годовой процент (5-7% независимо от роста ключевой ставки ЦБ) на проведение весенних полевых работ и уборочной кампании.

Кроме того, в резолюции большого совещания мы попросили рассмотреть вопрос об освобождении ИП и МФХ, занимающихся производством сыров и другой молочной продукции, от необходимости маркировки, так как эта мера непродуктивна и не продумана, ведёт лишь к дополнительным затратам и повышению стоимости товара, «разгоняет» инфляцию и вынуждает бизнес сворачиваться и закрываться.

Особое внимание необходимо уделить вопросам, связанным с вовлечением в оборот сельхозземель, как абсолютно необходимую меру для сохранения продуктивности и повышения плодородия почв, понимая, что основа сельского хозяйства - земледелие. Кадровый вопрос также сегодня стоит остро.

Как реалист хочу отметить, что если из десяти озвученных нами предложений хотя бы половина будет реализована, то это уже огромный шаг в поддержке и развитии сельского хозяйства на Русском Севере.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей