Виктор ОРЕФЬЕВ | 02.12.2024 11:00:00
В Государственной Думе РФ 25 ноября обсуждались вопросы включения региональных сельхозпроизводителей в организацию школьного питания. В работе круглого стола приняли участие представители Министерства сельского хозяйства РФ, Роспотребнадзора, профильных НИИ РАН, крупнейшие операторы социального питания, представители предприятий пищевой промышленности.
По предложению министерства АПК и торговли Архангельской области на круглом столе от нашего региона выступил заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти АО «Молоко» (предприятие агрохолдинга «Белозорие») Александр ГРЕЧАНЫЙ.
Мероприятие под названием «Нормативно-правовое обеспечение интеграции местных товаропроизводителей в систему организованного питания детей» прошло под председательством заместителя председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Юлии ОГЛОБЛИНОЙ.
Сегодня эта нормативная база требует доработки. Участники круглого стола отмечают, что для продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельской местности необходима интеграция местных товаропроизводителей в организованную систему питания детей. Несмотря на то, что малые формы хозяйствования производят более 50% отечественной сельхозпродукции, их доступ на рынок социального питания остаётся ограниченным в силу несовершенства законодательных норм. Утверждённые постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 года № 2604 критерии представляют собой закрытый перечень показателей и документов, предоставляемых участниками закупок. Возможность корректировки и расширения данного перечня позволит заказчикам иметь более широкие возможности для оценки качества и характеристик продукции.
«Иными словами, закупая молочную продукцию, например для школьного питания, заказчик должен обращать внимание на опыт исполнителя, наличие складских помещений производственных линий, в том числе в регионе оказания услуги. Кроме этого, требуется нормативно установить критерии «местной продукции», пределы логистического плеча и документов о происхождении продукции. Это положительно скажется на качестве услуг и объёме закупок у местных товаропроизводителей, увеличит возможности местных товаропроизводителей участвовать в организованном питании детей», – подчеркнул Александр Гречаный.
Также спикер поделился опытом взаимодействия власти, науки и производства при создании инновационных молочных продуктов в Архангельской области. Например, ацидофилин с водорослями обогащён местными биоресурсами, что может помочь нивелировать недостаток витаминов в рационе северян, и в особенности детей, поскольку фрукты и овощи в Поморье в основном привозные, имеют сезонность, высокую цену и доступны не всем.
Участники круглого стола привели показательный пример законодательного регулирования закупок в сфере организации отдыха детей и их оздоровления. Так, в соответствии с пунктом 8 ст. 24 ФЗ № 44 заказчик не вправе закупать такие услуги путём проведения аукциона, поскольку данный принцип определяет поставщика исключительно на основе ценового фактора и не позволяет в должной мере учесть качественные характеристики оказываемых услуг. Необходимо принять во внимание данный опыт и в сфере организации питания детей в образовательных учреждениях.
Важно обеспечить участие местных сельхозпроизводителей в поставках свежих и качественных продуктов. Сегодня, согласно данным Минсельхоза РФ, доля фермерских продуктов в социальном питании не превышает 15%, в то время как такие хозяйства производят, в частности, больше 50% молочной продукции от общего её объёма на рынке.
Положительным примером эксперты отрасли считают и программу «Школьное молоко» как инициативу регионов: сегодня она работает в 20 субъектах России на протяжении уже 20 лет и является эффективным инструментом поддержки местных производителей и укрепления здоровья детей. Реализация программы позволяет ежедневно покрывать до 89% среднесуточной потребности ребёнка в молоке и молочных продуктах. В регионах, где она действует, среднедушевое потребление этих продуктов выше на 10-12% по сравнению со средним показателем по России, что подчёркивает эффективность программы в обеспечении здорового питания детей и улучшении качества питания населения в целом.
К слову, в Архангельской области такая программа тоже существовала до 2014 года, когда область прекратила её финансирование. В апреле 2024 года депутаты Архангельского областного Собрания поднимали вопрос о возобновлении программы, но пока их предложения не приняты.
По итогам круглого стола сформирован перечень предложений-рекомендаций в адрес Государственной Думы, Министерства просвещения и Министерства экономического развития РФ, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации.