Беседовала Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото Алексея Липницкого | 23.11.2022 10:24:25
Почти незаметно для большинства простых горожан два месяца назад в Архангельске представили концепцию благоустройства Петровского парка. Трудились над этим проектом без «посторонних» глаз историков, археологов, архитекторов и общественности. Пока ещё гипотетически обновлённая территория понравилась не всем. Самый главный просчёт, по мнению оппонентов, – игнорирование исторической значимости этого места для города.
Свои аргументы против приводит Дмитрий ЯСКОРСКИЙ, член Архангельского правления Союза архитекторов России и регионального отделения Российского военно-исторического общества. Проект благоустройства Петровского парка архитектор считает неудачным и даже вредоносным для Архангельска, ставя под сомнение не только профессионализм его исполнения, но и идейную основу.
– Дмитрий Станиславович, расскажите о ваших впечатлениях от концепции.
– У меня как градостроителя, архитектора и человека, искренне любящего Архангельск, проект вызывает глубокое разочарование. И это связано не с людьми, которые его создавали. А создавали его дизайнеры проектной дирекции министерства ТЭК и ЖКХ. Эта креативная молодёжь имеет в перспективе все основания вырасти в проектную организацию, но сегодня там для этого ничего нет: нет архитекторов и инженеров, которые могли бы подготовить полноценную рабочую документацию. Есть только дизайнеры без профессионального проектного образования, отсюда многочисленные ошибки. И нет главного архитектора проекта. Здесь автор – коллективный «разум», заточенный под то, что сказал заказчик.
Уверен, наша замечательная молодёжь могла бы создать совершенно другой проект, имея другое техническое задание. Не будем её винить: всё начинается с «головы». Какая задача была поставлена заказчиком, такой результат и получили.
Очевидно и на примере других проектов, что аутентичность Архангельска, его историческое прошлое не ставятся во главу угла, как, например, в Ярославле, Вологде, Туле и множестве других прекрасных городов. Вот почему там и развивается туризм. В Архангельске такой задачи нет. Она не стала критерием формирования благоустройства города.
– Иными словами, в проекте нет ставки на уникальность Архангельска?
– Она сделана на другое – на космополитический подход, создание унифицированного благоустройства, которое в своей методологии опирается на западноевропейские решения в сфере дизайна городской среды. В нынешнем его виде эти решения носят чёткую, программную для Евросоюза задачу: лишить Европу её уникальности, создать безликую среду, где люди – винтики. Если лишить их национальной культуры, ими просто управлять. Та же задача реализуется и в России коллективным Западом. В Архангельске, к нашему несчастью, это получается вполне успешно.
Нынешняя концепция создана на уникальной для нас территории. Этот парк для города имеет такое же значение, как Красная площадь для Москвы. И такой поверхностный подход неприемлем.
На этом месте стоял древний монастырь, откуда и город рос, потом возникла соборная площадь, где кроме Троицкого собора находились ещё два каменных храма и колокольня, целый комплекс зданий, включая набережную и памятник Петру Первому, – интересный сформированный ансамбль центральной части губернского города. Рядом находилась городская Дума, Гостиный двор, резиденция губернатора – это было общее присутственное место, где проходили парады, с набережной уходили корабли на исследование Арктики. Место, невероятно насыщенное историческими событиями. Всё это большевиками было уничтожено, вырвано, казалось бы, с корнем, но корни остались. И они зримо присутствуют, в том числе, и в Петровском парке, где под землёй сохранились фрагменты строений.
– Под землёй также обнаружили и старинный погост.
– Да, несколько лет назад во время работ по благоустройству за аркой старого входа, напротив горадминистрации, случайно вскрыли захоронения XVII–XVIII веков. Находятся они буквально под ногами, на полуметровой глубине. Подчеркну: эта информация хорошо известна руководителю театра. Там планировали сделать вход в парк, но здравый смысл возобладал – решили по погосту не ходить. А по новой концепции здесь расположится концертная площадка. Неужели её нельзя разместить в другом месте, а здесь как раз сделать исторический сектор? Где, как не на этой сакральной для Архангельска территории, показывать историю его становления? Демонстрационные стенды, бронзовые макеты соборной площади, монастыря, окружающих зданий – это же интересно нам самим!
Ещё в 2009 году во время визита в Архангельск Святейший Патриарх Кирилл освятил закладной камень (перед зданием театра. – Прим. ред.), где должны были построить каменную часовню в память об утраченном соборе и других городских храмах. Я безвозмездно разработал проект этой часовни, и Патриарх его одобрил. При всём честном народе областная власть в лице прежнего руководителя обещала её построить. Казалось бы, раз предлагается такой масштабный проект благоустройства, то надо возвести и часовню. Заказчик хорошо знает о ней.
Но, повторюсь, перед проектировщиками задача отобразить в благоустройстве историю места не ставилась. Поэтому и считаю этот проект вредным для Архангельска, который нельзя претворять в жизнь, лучше оставить всё как есть. Архангельск даже в центре города по-прежнему неблагоустроен, есть куда тратить бюджетные средства.
– Проекту, на ваш взгляд, не хватило идейности?
– По факту содержание проекта отрицает необходимость поддержки отечественной культуры, своей, уникальной для России истории города и его роли в нашей стране. Скажу не как архитектор, а как гражданин, любящий свою страну: навязчивое, жёсткое внедрение западной современной «культуры» губит людей через космополитизм, унификацию.
Весь исторический анализ в этой концепции состоит из пяти фотографий –Троицкого собора и фасадов театра в разные периоды. Это не анализ, это комикс. Историческую справку можно было заказать в краеведческом музее или в областном архиве, где хранятся уникальные материалы и работают прекрасные историки. Получился бы комплексный документ, игнорировать который при составлении проектной документации стало бы невозможно.
Непонятна позиция областного министерства культуры в части создания такой среды в историческом центре города, ничего общего с историей не имеющей. А такой проект не один. Возьмите благоустройство улицы Воскресенской. Замечательно, что ею, наконец, занялись, но там нет ничего живого, архангельского, даже упоминания о том, почему она так названа. Нет малых форм, которые можно идентифицировать с Архангельском. А он славился деревянными, мощёными улицами – в пешеходной зоне мы могли бы сделать что-то в таком духе.
Или пример обезличенного скверика на Поморской, где на протяжении столетий был рыбный рынок, а сейчас типовые архитектурные формы без намёка на уникальность места и его историю. Это и есть космополитический подход. И никто перед молодыми дизайнерами не ставит задачу сохранить самобытность. Давайте скажем честно: отсутствие идеологии привело к той катастрофе в нашей жизни, плоды которой мы сейчас пожинаем. Патриотизм не рождается в такой безликой уродливой среде. Свою любовь к родине нужно выражать, в том числе, в материальной культуре.
– Есть ли, с вашей точки зрения, удачные решения в этом варианте благоустройства?
– Да, есть вещи, которые мне понравились. Фонтаны попытались сделать более живописными, там появится и зона для детей, где они могут поплескаться. Замечательно, что предлагается благоустройство городских тротуаров рядом с оградами театра. Удачное решение связано с бывшей троллейбусной остановкой, которую реконструируют в место для отдыха. Хорошо, за исключением того, что для мощения выбрали террасную доску – и это по тротуару, который чистится от снега трактором. Вообще, в концепции Петровского парка огромное количество террасной доски – прекрасного, но хрупкого материала, который при ударе колется. Она рассчитана для загородных дач и непригодна для тротуаров массовой проходимости, к тому же стоит очень дорого.
Теперь по поводу очередной огромной перголы-галереи в этом парке. Они нужны в Краснодаре, Волгограде, Саратове, потому что там жара и надо от неё спасаться. У нас летом весь городской народ бежит греться на солнце, никому эти дырявые навесы не нужны. В архитектуре есть понятие триады «функция – польза – красота». Так вот одна красота без функции здесь бессмысленна и вредна. Должна быть польза.
– Дмитрий Станиславович, а есть ли возможность пересмотреть концепцию благоустройства этого сакрального для Архангельска места?
– Концепция пока не утверждена, и, надеюсь, ещё состоится обстоятельный разговор с руководством области, министерством культуры, министерством ТЭК и ЖКХ, городской администрацией с привлечением профессионального экспертного сообщества, чтобы поднять эту работу на должный уровень.
Мы приглашаем к конструктивной дискуссии о возможных вариантах благоустройства Петровского парка всех, кто неравнодушен к истории и современному облику Архангельска. Вскоре своим видением представленной концепции в «Бизнес-классе» поделится директор Архангельского театра драмы Сергей САМОДОВ.