Текст: Андрей САХАРОВ. Фото: Алексей Липницкий | 28.03.2013 06:24:36
Генеральный директор группы компаний «Азимут», бизнес-консультант Артем ВАХРУШЕВ открыт к общению, амбициозен и не боится рассказывать о нюансах своего бизнеса, считая, что консалтинг — это прежде всего интеллектуальный капитал, который скрывать бессмысленно. О том, как начинающий предприниматель «перекладывал бумажки», чему научился и как вырос из «мальчика» в успешного бизнесмена, он рассказал в интервью «БК».
Артему Вахрушеву 33 года, он производит впечатление энергичного и очень уверенного предпринимателя, хотя по собственной оценке является «человеком в себе», заявляя при этом, что занимает активную жизненную позицию вынужденно - ему комфортнее одному.
На четвертом курсе студент Института экономики, финансов и бизнеса АГТУ прошел практику в группе компаний «Титан» и его пригласили на постоянную работу. Одновременно появилась возможность отправиться в Финляндию по программе обмена.
«На тот момент у меня, практиканта, зарплата была больше, чем у родителей. А я отказался, решив узнать Финляндию, – вспоминает Вахрушев. - Я получил рабочую визу, зарабатывал на стройке 1500 евро, был обеспечен жильем. Кстати, в семье меня обзывают «безруким» – это щадящая формулировка мамы, а жена и вовсе дает нелитературную характеристику. Но финский строительный опыт несколько смягчает мое реноме домашнего неумехи».
Потом Вахрушев вернулся в архангельский «Титан», где год проработал в управлении по инвестициям: курировал лесозаготовительные предприятия юга области. Помнит неприветливую встречу на одном из совещаний в Вельске - директор местного леспромхоза нового управленца представил так: «Это новый мальчик, который в Архангельске будет за нас бумажки перекладывать». Потом и сам «мальчик» понял, что скучная офисная работа не для него.
Следующим местом работы стал филиал московской консалтинговой компании «Арни». В это же время с подачи приятелей из Москвы он открыл два бизнес-проекта. Это был первый самостоятельный предпринимательский опыт.
«Проекты смешные были, – признается Вахрушев. – Один назывался громко: торговый дом «Ингредиент» - торговля пищевыми промышленными добавками. Я колбасу с тех пор не ем... Обе идеи были «на вырост», но, несмотря на неплохую финансовую отдачу, я их продал. Наверное, моя слабость и моя сила - в том, что я не затеваю мегапроектов, все мои начинания финансируются с первой сделки».
В 2009 году «Арни» пала под натиском рейдеров, и архангельский филиал подвис в воздухе: держался на плаву с помощью турбизнеса жены Артема. Это продолжалось два месяца, в течение которых Артем привыкал к роли «предпринимателя поневоле». Как-то пожаловался жене: «Не знаю, что делать: филиал закрывают, аудиторский сезон в разгаре, клиентов не бросишь…». А она мне объявление в газете «Бизнес-класс» показывает о продаже аудиторской компании. Купили и отправились в самостоятельное плавание под названием аудиторско-консалтинговое бюро «АЗИМУТ». Я благодарен клиентам «Арни», которые продолжили с нами сотрудничество».
Поначалу «Азимут» делал упор в работе на обязательный аудит, например, МУПов. За несколько лет компания увеличила портфель клиентуры «Арни» в несколько раз. Сегодня она выходит на другие сегменты консалтингового рынка. В Архангельске обязательным аудитом занимаются около 30 организаций, при этом клиенты зачастую не в состоянии платить адекватные деньги за работу. «В обязательном аудите нет хорошей рентабельности, ее можно добиться только в комплексном организационном консалтинге, продаже уникальных продуктов», – замечает Артем.
Директор «Азимута» не любит жаловаться на государство, считая, что раз подался в бизнес, то вертись-крутись. Обращение «Опоры России» за пересмотр страховых взносов для предпринимателей он подписал только из альтруизма.
«Это несколько преувеличенная проблема, – считает Вахрушев. – Зачем нашей стране множество предпринимателей, выручка которых меньше 50 тысяч рублей в месяц? Не получается зарабатывать – работай по найму! Россия должна воспитать сильный класс предпринимателей, иначе никогда наша экономика не будет стабильной».
Артем Вахрушев приводит пример: когда консалтинговые предприятия обязали вступать в СРО, все начали причитать — не хотим платить взносы! В результате из 45 аудиторских организаций осталось 30. Но рынок выровнялся.
«С нетерпением жду введения института саморегулирования и в турагентской сфере. Раньше больше 100 турагентств не было, а сейчас каждый считает возможным купить стол, посадить за него красивую девочку - и называет это туристическим агентством. Такие «бизнесмены» убивают рынок. Когда турбизнес обяжут вступить в СРО, вся эта предпринимательская «накипь» уйдет. Оставшиеся компании будут нормально зарабатывать и платить налоги, высокие зарплаты. А пока получается, что в турбизнесе мы работаем на грани рентабельности», - рассуждает предприниматель.
Вахрушев вспоминает, как в 2005 году некоторые местные игроки «уронили» цены на рынке аудита. «Парадокс: аттестованный аудитор находится на профессиональном уровне главного бухгалтера, а зарабатывает зачастую в два-три раза меньше. В результате у людей теряется мотивация, а мы ничего поделать не можем», - говорит Артем Вахрушев.
Сейчас группа компаний «Азимут» - это четыре основных направления работы: аудит и консалтинг, учебно-кадровый центр, энергоаудит и сеть туристических агентств «Индиго». В стадии запуска находятся компания по управлению проектами и информационно-туристический портал www.sever.travel.
«В рамках группы «Азимут» я являюсь соучредителем нескольких компаний совместно с партнерами – это несколько человек, – рассказывает о структуре бизнеса Вахрушев. – Такая схема работы характерна для Европы, в Архангельске она мало распространена. На мой взгляд, это оптимальный вариант работы в консалтинге – только так можно мотивировать людей. Потому «Азимут» и занимает серьезные позиции в этом бизнесе: я не жадничаю. Порой моя доля в проектах размывается до 30%. Ничего страшного в этом не вижу. Хотя, конечно, стараюсь не терять юридического контроля».
Спрашиваю: «А как же опасность рейдерского захвата»?
«В нашем бизнесе нет ресурсов для охраны интеллектуальной деятельности, поэтому единственная защита – это постоянно придумывать что-то новое, бежать впереди, – объясняет Артем. – Наши конкуренты основной хлеб зарабатывают на обязательном аудите. Мы же осенью планируем запустить консалтинг по международным стандартам финансовой отчетности. Они нужны как при работе с иностранными инвесторами, собственниками, банками, так и российским предприятиям для реально оценки своей деятельности. Через год-два планируется перевести и российские государственные, а также муниципальные предприятия на отчетность по международным стандартам, и мы заранее готовимся к этим изменениям. В общем, главное в консалтинге – личный интеллектуальный капитал, а не материальные ресурсы, которые интересны рейдерам».