Алексей МОРОЗОВ | 20.05.2022
Сегодня актеру Николаю Обабкову исполнилось бы 64 года. Он ушел из жизни год назад, оставив в сердцах своих друзей, коллег и поклонников боль и пустоту...
Простой коношский школьник Коля Обабков очень мечтал стать артистом. Такая мечта была у многих советских мальчишек и девчонок, но далеко не все успешно штурмовали столичные театральные вузы: конкурсы в них были по 100, а то и по 300-500 человек на место. Были случаи, когда уже известные артисты рассказывали, что поступили в ГИТИС или Щуку с третьего-четвертого-пятого раза. Но пытливый и упорный Коля Обабков поступил сразу же - в ГИТИС. Педагоги оценили его дарование, увидели в нем будущего актера...
В Архангельском театре драмы, куда Николай пришел работать после окончания вуза, его очень полюбил главный режиссер Эдуард Симонян. «Яркий характерный актер, обаятельный, вдумчивый, ни на кого не похожий», - говорил о нем Эдуард Семенович. Такого в труппе театра драмы еще не было, а потому Обабков хорошо влился в коллектив и сразу же был отмечен зрителем. Но в начале 90-х он ушел из театра на областное телевидение. Причина грустная: после увольнения Симоняна драму настиг кризис, - менялись режиссеры, умирали и уходили ведущие актеры, упал интерес зрителей.
На телевидении Обабков тоже был успешен, он был ассистентом режиссера и режиссером программы «Ритм», принял участие в фильме «Пожизненно русские» Нины Киселевой и Сергея Дроздова, в нем же он выступил в качестве режиссера. Также сыграл главную роль в фильме Клавдии Хорошавиной «Убить в себе Моцарта». А потом и вовсе уехал в Москву, где несколько лет работал на федеральном телевидении. Но душа рвалась обратно в театр...
И в 2006 году тогдашний главный режиссер Архангельской драмы Петр Суворов позвал его в труппу. «Завтрак у предводителя», «Принцесса Турандот», «Поминальная молитва», «Лес», «Женитьба Фигаро», - эти и другие спектакли украсило участие Николая Обабкова. А еще он сам придумал и поставил свой творческий вечер по сонетам Шекспира. К слову, этот автор был для актера самым любимым и значительным, даже уже когда Николай вновь покинул театр, он продолжал создавать миниатюры по сонетам Шекспира и записывал их на видео. К сожалению, не все успел...
И к сожалению, мы часто говорим об актерских судьбах уже после ухода самих актеров. В свое время Леонид Филатов, сам талантливый артист и писатель, начал вести на телевидении цикл передач «Чтобы помнили», посвященный памяти советских актеров, иногда несправедливо забытых. Оказалось, что многие ушли из жизни совершенно нелепо, после долгих лет забвения и отсутствия работы. Казалось бы, когда-то актер блистал на экране и на сцене, но прошло время, и его словно бы вычеркнули. И, словно цветок, который перестали поливать, такой актер засыхал от отсутствия живительной влаги и солнечного света...
К сожалению, от этого ушел из жизни и Николай Обабков. Сейчас говорят, что он много бы успел, много бы сотворил. Но, мол, неуживчивый характер, жажда справедливости и переживания из-за рутинности бытия сыграли злую шутку. Ведь он ушел из театра во второй раз, когда опять почувствовал творческую неудовлетворенность, а просто получать зарплату и ходить на работу, изредка играя что-то, что предлагал режиссер, было для него сродни умиранию. И он принял решение уйти в самостоятельное плавание. Но актер без публики, без ее внимания, увы, как тот цветок без солнечного цвета и воды…
Спасала его работа в свадебном журнале «Семь мостов», где он тоже проявил себя как талантливый человек. У него всегда было много идей, оригинальных решений, он был готов на эксперименты, и в этом всегда получал поддержку.
В день рождения Николая Обабкова в его родной Коноше, в краеведческом музее, откроется памятная выставка. Среди экспонатов - костюм, в котором актер читал сонеты Шекспира. В Коноше гордятся своеим выдающимся земляком, здесь же его и похоронили... А мы будем помнить его: такого не похожего на других, утонченного, сложного, одинокого и очень одаренного…
Вспоминая сегодня Николая Обабкова, на ум приходят строки Пастернака, которые очень соответствуют его жизненным принципам:
«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья».