Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной | 23.09.2022 13:11:00
В минувшие выходные в Архангельском молодежном театре состоялась премьера спектакля «Никита ищет море» по книге современной писательницы Дарьи Варденбург. Режиссер Роман Бокланов посвятил спектакль о летних приключениях семилетнего Никиты в деревне нашим бабушкам. Постановка пробуждает воспоминания из детства и напоминает о главном: той подаренной бабушками, дедушками и родителями любви и заботе, которые ведут нас, взрослых, по жизни.
По сюжету Никита (Антон Чистяков) приезжает в деревню к двоюродной бабушке на все лето. Он мечтал поехать на море с родителями, но обстоятельства сложились иначе. Бабушка (заслуженная артистка РФ Наталья Малевинская) мальчику совсем незнакома, на ужин готовит блюда из ненавистных ему овощей, телевизора – тем более компьютера и Интернета – у нее в доме нет, а спать приходится на раскладушке… Перспективы, казалось бы, далеко не радужные. Но вскоре Никита знакомится с обитателями деревни, впервые самостоятельно идет в магазин, заводит себе домашнего питомца - маленькую мышку, которую они вместе с бабушкой тут же сажают в банку - и начинает дружить с девочкой Олей (Анастасия Полежаева), притягивающей приключения как магнит.
Персонажи — живые и «кукольные»
В начале спектакля за кулисами слышится какая-то возня и доносятся крики: «Антон, на сцену, зрители собрались!» Актера наконец «выпихивают» на сцену, но поначалу он продолжает сопротивляться: «Какой Никита, ему семь лет – а мне уже 35!» И тут же на глазах у зрителей «примеряет» на себя различные утрированные образы ребенка – пробует, как его можно сыграть в театре. Этот ход позволяет с первых минут принять театральную условность: конечно, перед нами не семилетний мальчик и не актер, пытающийся создать иллюзию такого перевоплощения. Мы видим артиста, азартно включающегося в игру по предложенным режиссером правилам, но не забывающего о том, что он на сцене. Время от времени Антон Чистяков будет выходить из роли, обращаясь в зал с отдельными репликами. Остальные актеры тоже примеряют на себя роли, словно разбирая их между собой: кто будет бабушкой, кто мамой, а кто папой, соседом или даже кошкой и собакой.
Режиссер спектакля Роман Бокланов по специальности актер и режиссер театра кукол, поэтому неудивительно, что в свои драматические спектакли он вводит «кукольных» персонажей. В эту историю органично вписались придуманные художником Алиной Михайловой куклы - мышка, кошка и собака. Куклы очень разные: если мышка – совсем крошечная, помещается в руке и является скорее персонажем-наблюдателем, кошка – мохнатая, мягкая и гибкая, то и дело появляющаяся на заборе, то пес Спутник – подвижный, живой, с характером. Несмотря на достаточно сложную каркасную конструкцию этой куклы, с управлением ею справляется один актер, и пес превращается полноправного персонажа спектакля.
Для драматических артистов работа с куклами становится экспериментом, при том что помимо «кукольных» они исполняют в спектакле и свои основные роли живых персонажей. Например, Татьяна Смирнова появляется в образе деловой, но заботливой мамы, простоватой продавщицы деревенского магазина, и «оживляет» кошку, а Кирилл Ратенков играет хулигана Протоню и управляет куклой-Спутником. Игровая природа спектакля проявляется и в этом быстром переключении с одной роли на другую, которое воспринимается естественно и легко.
Помимо кукол художник-постановщик Алина Михайлова придумала выразительную и функциональную декорацию. Вместе с артистами, примеряющими на себя роли героев этой истории, зрители попадают в узнаваемый мир российской деревни: легко передвигающиеся створки деревянной выгородки, напоминающей высокий деревенский забор и стены дома, позволяют перемещаться в пространстве. Можно оказаться на деревенской улице, у магазина, во дворе, где висит металлический рукомойник, или в уютной комнате, где разговаривают за ужином бабушка и внук. Так же просто оказывается вообразить себе чердак и крышу, куда они поднимаются ночью, чтобы наблюдать за звездами.
Внук и необычная бабушка
Кажется, что по сюжету практически ничего не случается: зрители становятся скорее наблюдателями череды картин из деревенской жизни, которые представлены через восприятие семилетнего мальчика. Среди происходящих с ним событий – столкновение с деревенским парнем Протоней и потеря велосипеда, знакомство с псом Спутником и попытка защитить его от «злого», незнакомого, а потому страшного соседа Кузина (Александр Берестень), кинув камень во двор его дома. Никита каждую, казалось бы, незначительную ситуацию переживает остро – как и все, что происходит в жизни впервые. В этих ситуациях он многому учится, и становится ясно, что опыт – лучше всяческих наставлений и нотаций.
Взаимоотношения бабушки и внука – пожалуй, самое интересное в спектакле. С самого начала понятно, что эта двоюродная бабушка совсем не похожа на «обычных» бабушек. Поначалу она ведет себя с внуком строго, почти по-командирски, словно хочет показаться строже, чем она есть на самом деле. Это первое впечатление подкрепляется и ее внешним видом: ярко-оранжевый комбинезон с большими карманами и разноцветными прищепками напоминает какую-то рабочую одежду и в то же время создает образ активной, даже авантюрного склада женщины, которая точно не будет сидеть на месте и заниматься скучными «бабушкиными» делами. Вполне возможно, она сама готова отправиться на поиски приключений. Кстати, цветовое решение играет важную роль в постановке. В костюмах персонажей главными становятся желтый, зеленый, красный – насыщенные, чистые цвета, создающие яркую картинку спектакля. В таких красках вспоминаются нам счастливые моменты детства, в них мир представляется теплым, солнечным и счастливым, особенно летом.
Вскоре бабушка проявляет свою романтическую натуру: выясняется, что она самый настоящий мечтатель, для которого в наблюдении за звездами есть свой особый смысл. Есть у бабушки и свои секреты, и она поверяет их внуку. Действительно, нередко бывает, что именно с бабушками в детстве возникает тонкая, доверительная связь, которую важно не утратить с годами…
В бабушку оказывается влюблен (и недаром!) чудаковатый сосед Степан Король (Илья Глущенко). В знак своих чувств он мастерит для нее красные табуретки и с завидным постоянством приносит их к дому. В этом есть и юмор, и немного грусти: жаль, что в человеческих судьбах звезды не всегда складываются так, чтобы все были счастливы. Материализовавшимся образом такого недостижимого счастья становится звезда, спускающаяся с небес (Степан Полежаев). В этой бессловесной роли артист в костюме, расшитом яркими серебристыми пайетками, во всех смыслах появляется как звезда – его выходы с саксофоном смотрятся почти как отдельные концертные номера, поставленные с долей мягкой иронии.
«Близким стоит быть вместе»
Но что же с поиском моря? Летняя мечта Никиты оказаться на море осуществится, но несколько иначе. Сначала придется заблудиться в поисках деревенского «моря» – залива, куда не так просто добраться. В конце концов заветное место будет найдено, и поможет в этом, конечно, бабушка, ставшая для мальчика лучшим другом. Но главным на этом пути окажется все-таки не море, а взаимопонимание и доверие в отношениях родных людей, обретенное на пути к нему.
«Сейчас я вижу единственный смысл в том, чтобы высказываться именно на такие дорогие для меня темы, – рассказал режиссер Роман Бокланов в интервью перед премьерой. – Не забывать о родных – в семьях сейчас часто происходит раскол. И у театра, как мне кажется, есть важная миссия: поддержать, напомнить, что близким стоит быть вместе, несмотря на разницу мировоззрений. Ведь самое главное – это диалог. К тому же мне, например, сегодня очень не хватает света и надежды, а этот материал очень жизнеутверждающий в своем сюжете о взрослении и в той мысли, что даже многим взрослым сейчас надо взять на себя ответственность и повзрослеть, адекватно оценивать ситуацию и быть самостоятельными».