Беседовала Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото автора. | 10.04.2015 04:48:30
Одним из ключевых событий весенней «Недели детской книги» стала презентация нового издания: «Музыка: секреты и секретики» Елены СЕРГИЕВСКОЙ. Выступления автора перед будущими читателями проходили в музыкальном колледже, в библиотеке имени А.П. Гайдара и в музыкальной школе №1 Баренцева региона, а в промежутке мы поговорили с Еленой о культурной традиции Архангельска. Точнее, об ее продолжении во времени и пространстве...
- Лена, слушала с долей грусти, ведь вы напоминаете о художественной среде Архангельска конца прошлого века. Международные фестивали, театральные спектакли, выставки, концерты, арт-лектории... повсюду не «узкий круг ценителей», а аншлаг! Как вы думаете, почему интерес к искусству идет на спад?
- И у меня есть некоторые сожаления по поводу «пересыхания» культурной традиции в родном городе, но это не значит, что это русло не может наполниться вновь. Не только благодаря тем, кто на сцене или за мольбертом, но и благодаря слушателям, зрителям, читателям. Ведь художественная среда – это встречное движение деятелей культуры и публики. Есть такой человек – основатель энергетической компании Игорь Флейшман, сейчас он тоже живет в Москве. Однажды, когда додинцы привозили свой спектакль «Братья и сестры» по Федору Абрамову, он запросто пришел за кулисы и пригласил в гости всю труппу Малого драматического театра (Лев Додин — художественный руководитель МДТ. — Прим. ред.). У него же часто собирались местные музыканты, художники, искусствоведы – и начинались «вальпургические семинары»… мы общались, спорили, составляли чайнворды с именами и событиями из архангельской истории культуры. Можно сказать, воздух был другой – время ожиданий.
- Ну вот Дорофееву в каком-то смысле сложнее, чем Резицкому. У Тима есть друзья и меценаты, но у Владимира Петровича была мощная искусствоведческая поддержка – в вашем лице, в лице Татьяны Шлык и Ларисы Турусиновой. Я бы сказала, от вдохновительниц фестивального движения.
- Пожалуй, моя роль скромнее. Конец 70-х был периодом огромного интереса к зарубежному искусству, я – начинающим преподавателем теории музыки, гармонии и музыкальной литературы в музыкальном училище и заочницей консерватории. Первую лекцию о джазе прочитала с подачи кларнетиста Бориса Ивановича Парышева, заведовавшего оркестровым отделением. И вот я рассказываю, музыканты джаз-группы «Архангельск» мое выступление иллюстрируют, а напротив сидят великая Ляля Турусинова и великая Таня Шлык и сурово смотрят, как кто-то со стороны осмелился говорить об их любимом музыкальном жанре...
- Есть риск, что фамилии, которые мы произносим, окажутся забытыми, потому что за долгие годы у нас не появилось ни одной книги, посвященной истории культуры Архангельска.
- Я давно вписалась в московский ритм жизни и сосредоточилась на академическом искусстве, но слушать джаз приезжаю в Архангельск. С удовольствием сотрудничаю с Алексеем Кругловым, который проводит свои фестивали Leo Records не только в Москве, но и в Архангельске. Более того, в издательстве «Арт Волхонка» сложилось целое «неформальное землячество» искусствоведов, редакторов и журналистов, проживших здесь долгие годы. Помимо моей книжки выпущено несколько книг Елены Борисовой, влюбленной в творчество архангельских художников, и превосходные «Крестьянские хоромы» Елены Заручевской, награжденные дипломом «За лучшую познавательную книгу 2014 года».
Все это значит, что нужно раскапывать архивы, разыскивать факты и свидетельства живых современников, собирать материал. И, я думаю, архангельским деятелям культуры пора отправляться в аудитории. Заниматься активным просветительством, не ожидая, что каждое их действие будет щедро оплачиваться: провоцировать интерес к теме.
...А книжка у Елены Сергиевской получилась очень интересная: легкий язык, роскошные иллюстрации Ольги Золотухиной. Часть тиража, привезенная в Архангельск, разлетелась за один день. В октябре на Фестиваль Резицкого прибудет новая партия и будет еще одна встреча с автором.