Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной | 25.06.2020 11:37:23
Репетиции постановки молодежного театра по средневековому трактату «Молот ведьм» шли в течение месяца: сначала онлайн, а затем на площадке Дворца спорта. Результат этой работы представили коллективу театра и журналистам. Зрители смогут увидеть премьеру только осенью, когда будут сняты ограничения на проведение массовых мероприятий.
Отправной точкой для режиссера спектакля «Молот» Максима СОКОЛОВА стал трактат по демонологии и методам распознавания и уничтожения ведьм, авторами которого считаются монах Доминиканского ордена, инквизитор Генрих КРАМЕР и профессор теологии Якоб ШПРЕНГЕР. В свое время этот текст оказал серьезное воздействие на общественное сознание и стал поводом для осуждения и казни множества людей, обвиненных в колдовстве.
По мнению Максима Соколова, порой судебная система приобретает формы, напоминающие средневековые суды над ведьмами.
«Наш проект не о XIII-XV веках, а о каком-то новом средневековье, – говорит режиссер. – Оно вырастает из осознания безнаказанности и вседозволенности, с которой можно искать виноватых среди самых беззащитных».
По стечению обстоятельств день сдачи спектакля совпал с днем судебных прений по делу «Седьмой студии», разбирательство по которому идет уже три года. Под следствием находятся известные театральные деятели: режиссер Кирилл СЕРЕБРЕННИКОВ, продюсер проекта «Платформа» Алексей МАЛОБРОДСКИЙ и бывший гендиректор «Седьмой студии» Юрий ИТИН, экс-начальник департамента господдержки министерства культуры России Софья АПФЕЛЬБАУМ. О том, как ведется «театральное дело», высказались уже многие деятели культуры и искусства, следившие за ходом процесса, и в этом контексте «Молот» прозвучал пугающе актуально.
Планировалось, что спектакль о средневековой инквизиции будет проходить в Архангельской областной научной библиотеке имени Н. А. Добролюбова. Однако репетировать на выбранной площадке в период ограничений в связи с пандемией коронавируса было невозможно, и режиссер выбрал для спектакля новое пространство – ледовую арену Дворца спорта. Как отмечают авторы проекта, это пространство можно приспособить не только для театрального показа, но и для публичного судебного процесса, казни как ритуала и перформативных практик.
Спектакль «Молот» – еще один опыт молодежного театра в жанре сайт-специфик, истоки которого можно найти как раз в средневековых празднествах и мистериях. Первой работой в жанре сайт-специфик в Архангельске стал «Север» в здании бывшего морского-речного вокзала, созданный режиссером Сергеем ЧЕХОВЫМ и художником Анастасией ЮДИНОЙ в феврале этого года.
«Молот» по своему размаху напоминает площадное действо, в котором актеры работают в холодном свободном пространстве с огнем, водой и специально созданными для спектакля объектами. На арене появляется эшафот с виселицами, гильотина, крест, который выносят на своих плечах актрисы в финале действа. Художником и помощником режиссера в освоении стадионного пространства вновь стала Анастасия Юдина, работавшая также и над костюмами, отсылающими к культуре католичества. В создании напряженной и тревожной, но в то же время погружающей в созерцательное состояние атмосферы помогала и музыка – ее создал для спектакля композитор Алексей НАДЖАРОВ.
Кроме фрагментов из трактата «Молот ведьм» в спектакле можно найти множество отсылов к кино и литературе разного времени: здесь и сюжет из фильма «Призраки Гойи» Милоша Формана, и тексты из пьес Бертольда Брехта, и цитаты из романа «Пикник на обочине» братьев Стругацких… Многие из них развивают мысль о том, что человек должен быть сильным и до последнего противостоять злу и несправедливости.
Еще одна болевая точка спектакля – вопрос о природе насилия над человеком и его механизмах: если дать одному полную власть над другим, до какой черты он сможет дойти? Не случайно в этом контексте возникает сцена, отсылающая к известному перформансу Марины АБРАМОВИЧ «Ритм 0», когда участникам эксперимента было предложено сделать с перформером все, что они пожелают, используя один из 72 предметов, которые она поставила на стол.
В каком именно пространстве зрители увидят премьеру осенью — еще предстоит решить. «Когда мы искали пространство, я нашел спортивную арену: здесь очень много воздуха, это подходит к материалу, и нам разрешили здесь делать все, – пояснил Максим Соколов. – Я бы хотел, чтобы спектакль шел целый день, чтобы зрителям можно было уйти, вернуться, а здесь уже следующее дело слушается... Конечно, после спортивной арены хотелось бы играть на больших пространствах. Но и в небольшом его тоже можно сыграть, спектакль по-другому бы звучал – он актерский, у артистов есть возможность расти в ролях и развиваться».