Андрей САХАРОВ, Лидия ВИНОГРАДОВА. Фото: Алексей Липницкий | 02.08.2013 07:24:51
Архангельский филиал ФГУП «Почта России», несмотря на плановую убыточность, большую территорию обслуживания и сложность логистики, за последние полтора года сумел сохранить все отделения связи, улучшить некоторые качественные показатели работы и даже поднять зарплату сотрудникам. Впереди - этап реформирования, о котором новое руководство ведомства объявило еще в феврале.
Директор архангельского филиала Николай ФРОЛОВ на производственном совещании начальников отделений почтовой связи (ОПС) заявил, что гордится результатами работы. По качеству обслуживания клиентов в прошлом году архангельские почтовики поднялись с 63-го на 44-е место и четко соблюдают контрольные сроки доставки корреспонденции по области. В целом по России филиал в почтовом рейтинге занимает 17-ю позицию.
Вместе с тем, по словам руководителя планово-экономического отдела УФПС Елены МИНАЕВОЙ, расходы госпредприятия растут опережающими темпами над доходами. Убыток (без налогообложения) за прошедшее полугодие составил 43 млн рублей против 17 млн рублей за тот же период 2012 года. Правда, в план работы на текущий год убытки закладывались в сумме 57 млн рублей, но план по доходам был не выполнен на 4% (26 млн рублей).
Структура доходов ОПС (без статистики по почтамтам) выглядит так: 30% - выплаты пенсий и пособий, 18% – пересылка письменной корреспонденции, 15% – торговля, 14% – коммунальные платежи, 7% – денежные переводы, по 3% – подписка и посылки. Видно, кем надо дорожить: пенсионерами. В целом половину доходов почта получает от предоставления финансовых услуг, но доходность в этом секторе, по признанию Минаевой, падает из-за большой конкуренции на рынке.
«Из статистики видно, что нам надо бороться за пенсионеров, которые перетекают в клиентуру Сбербанка, из-за чего падает доходность наших финансовых услуг. Мы потеряли 10,5 млн рублей из-за невыполнения плана по выплате пенсий и пособий на 5%», – заявила Елена Алексеевна.
Непосредственно почтовые услуги предлагаемые ОПС и почтамтами приносят 29% дохода, здесь зафиксирован прирост 5%, но плановый показатель опять же не выполнен на 1% (1 млн рублей).
«С 1 апреля 2013 года государство одобрило увеличение тарифов за пересылку письменной корреспонденции на 9% и был заключен договор с ГИБДД за доставку уведомлений о штрафных санкциях за нарушения правил дорожного движения, но от нас ушел объем корреспонденции, пересылаемой налоговиками», – прокомментировала последние события в секторе почтовых услуг Минаева.
В целом, торговля на ОПС и почтамтах, а также рекламные услуги составляют 20% дохода филиала – прирост к прошлогоднему результату за счет рекламных услуг на 4%. Но и здесь план доходности не выполнен на 2% (2 млн рублей).
Около 80% всех доходов почты идет на зарплату, налоговые и страховые отчисления. Среднемесячная зарплата в этом году выросла с 15 тысяч рублей до 17,7, правда, за счет уменьшения численности работников с 4037-ми до 3722 человек.
«В 2012 году перед нами стояли задачи улучшения качества услуг и сервиса, обеспечения безопасности сотрудников и сохранности денежных средств. Считаю, что мы неплохо справились. Ни один пункт ОПС не закрыли. Внедряли новые технологии, например SMS-информирование. У нас заработали почтоматы – это автоматизированные устройства, позволяющее получать посылку из интернет-магазинов. Мы свели износ автотранспорта к 30%, а пару лет назад было 60%. Занимаемся, пусть и в недостаточном объеме, реконструкцией отделений связи», – перечислил достижения филиала Николай Фролов.
Он пообещал «максимально карать» проворовавшихся начальников отделений. В прошлом году в филиале было три случая, когда руководители ОПС погорели на присвоении денег. На вопрос «БК» о перспективах приватизации «Почты России», о которой судачат уже несколько лет, Николай Иванович заявил: «Мы сейчас не интересны частным инвесторам. Частным структурам, чтобы добиться безубыточности, пришлось бы разрушить социальную составляющую нашей работы. Такой подход озвучивался и предполагал приватизацию прибыльных сегментов «Почты России». Например, роль кровеносной системы выполняют центры магистральной перевозки. В нашей области это Архангельский магистральный сортировочный центр, который расположен у железнодорожного вокзала и нам не подчиняется. Этот почтовый сектор и предполагалось приватизировать. Нам пришлось бы платить новой структуре за доставку почты в область. По этой схеме прошла приватизация в сфере авиаперевозок: акционировали прибыльные сегменты отрасли, а убыточные обанкротили и продали».
По словам Фролова, с приходом к руководству ФГУП «Почта России» новой команды менеджеров от такого сценария решено отказаться. Новый глава госпредприятия Дмитрий СТРАШНОВ считает, что не стоит спешить с передачей почты в частные руки. Сначала надо создать акционерное общество с полным контролем государства. В дальнейшем, по расчетам Страшнова, у государства останется как минимум контрольный пакет, в первую очередь именно из-за социальной функции почты.
Первые шаги нового менеджмента на пути реформирования уже обозначены: нужно сохранить все отделения связи и повысить зарплаты рядовым работникам. В Москве уже сокращается раздутый управленческий аппарат, оптимизируется логистика, предпринимаются шаги по возврату сегментов рынка, которые «Почта России» потеряла.
Консервы вместо газет?
Согласно плану реформирования, выручка «Почты России» к 2013 году должна вырасти до 323 млрд рублей вместо имеющихся в 2012-м 129 млрд. Архангельский филиал почтовой службы стремится поддержать всероссийскую тенденцию и компенсировать собственные убытки - в 2012 году они составили 100 млн рублей - не только доставкой посылок и писем, но в том числе и за счет продажи товаров в отделениях связи.
По словам руководителя отдела распространения печати Юлии ШИТОВОЙ, доход от продажи периодической печати в 2012 году составил 48%, от реализации продовольственных товаров – 24%, открыток – всего 3%. Вообще заработок от торговли периодикой у Управления федеральной почтовой связи Архангельской области растет ежегодно в среднем на 2% - незначительно, но стабильно. Рост с 2009 года составил 5%. Немудрено, что в тройку изданий-лидеров у клиентов «Почты России» вошли газета «Жизнь», журнал «1000 советов» и газета «Моя семья».
«Наша основная задача на этот год – обеспечить рост реализации печатной продукции до 7%», - подчеркнула Юлия Шитова. А для выполнения плана она посоветовала коллегам соблюдать психологически грамотную раскладку изданий на прилавке, оптимизировать ассортимент и оперативно реагировать на спрос.
В целом динамика развития продаж УФПС Архангельской области в прошлом году выросла на 4%. Особенно большую выгоду приносит реализация гофротары, продуктов питания, канцелярии и бытовой химии. Кстати, самыми популярными съестными товарами на почте являются кондитерские изделия, консервы и чай.
Руководитель отдела продаж Олег ПОПОВ перечислил проблемы в торговле: недостаточно высокая динамика прироста доходов, неэффективное использование торгового оборудования и отсутствие товарной матрицы и контроля выкладки товаров. «В этом году перед нами стоит задача оптимизировать ассортимент и вывести из продажи товары, которые не пользуется спросом, и мы уже работаем в этом направлении», - сообщил он.
Новые сервисы
В рамках программы модернизации «Почтой России» уже запущено несколько проектов, которые, по задумке, должны поставить предприятие на современные рельсы: это созданная в симбиозе с одним из российских банков «Почтовая карта» и так называемые почтоматы для самостоятельного получения посылок и бандеролей. Приживутся ли услуги в Архангельске – покажет время.
«Почтовая карта» практически ничем не отличается от обычной банковской: можно оплачивать покупки, в том числе и за рубежом, переводить через нее денежные средства. Плюсом на остаток денежных средств начисляются вполне неплохие проценты. Карту запустили в 2012 году, и она уже нашла как хвалебные отзывы, так и негативные. К минусам пользователи относят зачисление финансов – оно возможно только в отделении связи. Кроме того, пользователи Интернета сомневаются в том, что «Почтовая карта» и дальше будет давать столь высокие проценты: «Есть смутные предположения, что после набора наивных клиентов банк планирует изменить условия оферты в одностороннем порядке (об этом есть информация в правилах), например, изменив тарифы и процентные ставки». Но пока это лишь домыслы.
Еще одно нововведение - почтоматы. Внешне они похожи на шкафчики для вещей в магазинах, только со встроенным терминалом. Плюс подобных автоматов в том, что отправления можно получить в любое время без очередей, паспорта и заполнения документов. Многие интернет-магазины используют аппарат как дополнительный способ доставки. В Архангельске на сегодняшний день уже работает один почтомат в ТЦ «Кронштадт».
Отзывы о новой услуге в Сети в большинстве своем положительные, однако у почтоматов есть и свои минусы. Посылка в шкафчике хранится только три дня, затем переводится в отделение связи. Тяжеловесные и помятые бандероли в почтомат не помещаются. Ну и, конечно, аппарат, как и прочая техника, может в любой момент дать сбой и сломаться.