ПАО «Архэнергосбыт» | 29.07.2016 23:03:29
В начале июля 2016 года Владимир ПУТИН дал несколько поручений органам исполнительной власти и подведомственным структурам с целью наведения порядка и укрепления платежной дисциплины в электроэнергетике Архангельской области. Руководство ПАО «Архэнергосбыт» связывает с поручениями президента немалые надежды. Ведь для повышения эффективности расчетов на региональном розничном энергорынке, для ликвидации долгов потребителей перед гарантирующим поставщиком сетевыми организациями и оптовиками сегодня не хватает только одного – политической воли.
Правительство Архангельской области, безусловно, знает сложную ситуацию в электроэнергетике региона, но действенных мер по ее стабилизации не предпринимает. Во всех негативных процессах, имеющих место в отрасли, виноватым необоснованно считается гарантирующий поставщик электроэнергии – ПАО «Архэнергосбыт», чья доля затрат в тарифах для потребителей не превышает 1-5%. В то же самое время тарифы на электроэнергию и на услуги сетевых организаций растут. Как следствие, задолженность перед энергетиками возникает даже у добросовестных потребителей.
Казалось бы, у региональных властей есть все ресурсы, чтобы сдержать рост тарифов и совместно с ПАО «Архэнергосбыт» взять под контроль платежную дисциплину неотключаемых потребителей. Статус социально значимого (неотключаемого) потребителя предприятия и организации, напомним, могут получить только по согласованию с областным правительством. Сейчас среди таких потребителей – МУП «Водоканал» (город Архангельск), ОАО «Соломбальский ЦБК», предприятия ЖКХ и управляющие организации, обслуживающие население.
Когда «можно» не платить
ПАО «Архэнергосбыт» регулярно докладывает о существующем положении дел в Минэнерго России, Ассоциацию «НП Совет рынка», в контролирующие органы. Правительство области реагирует на это, настаивая на лишении предприятия статусов субъекта оптово-го рынка и гарантирующего поставщика.
Все эти вопросы неоднократно рассматривались на совещаниях в Минэнерго России с участием правительства Архангельской области, ПАО «Архэнергосбыт» и управляющей организации ЗАО «МРСЭН»: 10 октября 2013 года, 19 июня 2014 года, 22 июля 2014 года, 3 марта 2015 года. И на каждом из совещаний руководство Минэнерго связывало стабилизацию ситуации в электроэнергетике региона именно с принятием правительством области мер по ликвидации задолженности неотключаемых потребителей. Однако до настоящего времени поручения не выполнены, проблема с долгами только усугубляется.
Так, одно из поручений Минэнерго касалось крупнейших должников – МУП «Водоканал» города Архангельска и ОАО «Соломбальский ЦБК». Долг «Водоканала» перед гарантирующим поставщиком составляет 469,9 млн рублей, и формировался он в течение более чем 36 месяцев. Прирост задолженности за 2014-2015 годы составил 165,7 млн рублей (+58 %). Долг СЦБК – 365 млн рублей, и формировался он более 40 месяцев (с мая 2012-го). Прирост долга за 2014-2015 годы составил 106,5 млн рублей (+41 %).
Правительство Архангельской области провело по данной ситуации единственное совещание 30 июня 2014 года. Ни одного конкретного решения принято не было.
Еще более показательны действия правительства по процедуре банкротства МУП «Водоканал». Решением Арбитражного суда Архангельской области в отношении МУП «Водоканал» (по инициативе основного кредитора – ПАО «Архэнергосбыт») была введена процедура наблюдения и назначен временный управляющий. В этот период предприятие оплачивало электроэнергию в объеме текущего потребления, и задолженность не увеличивалась. Однако правительство области добилось в арбитражном суде апелляционной инстанции от-мены процедуры наблюдения на основании того, что у предприятия имеется имущество и дебиторская задолженность, которых достаточно для удовлетворения требований кредиторов. Так региональные власти фактически продемонстрировали не заинтересованность в конструктивном диалоге по погашению долгов предприятия перед ПАО «Архэнергосбыт», а желание устранить гарантирующего поставщика из перечня первоочередных кредиторов.
Еще 700 млн «дебиторки»
Президент дал поручение уже правительству РФ: обеспечить принятие нормативных правовых актов в целях реализации Федерального закона от 3 ноября 2015 года №307-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
Сейчас по федеральному закону №307-ФЗ за нарушение сроков оплаты электроснабжения и прочих коммунальных услуг россияне платят пени, превышающие проценты акционерно-коммерческих банков по потребительским кредитам. Одно лишь это сделало невыгод-ной практику «кредитования» за счет коммунальных предприятий и энергокомпаний. Возможно, уже в ближайшем будущем станет реальным возврат в хозяйственный оборот большой энергетики 701 335 000 рублей! Такова сегодня дебиторская задолженность физических лиц – владельцев индивидуальных домов, собственников и нанимателей жилья в городских многоэтажках.
Рост долгов неизбежен?
Правовой вакуум на федеральном уровне, отсутствие согласованных с гарантирующим поставщиком действий со стороны правительства Архангельской области и ПАО «МРСК Се-веро-Запада» – это основные факторы, подталкивающие руководителей предприятий и организаций всех форм собственности к халатному исполнению своих обязательств по оплате электроэнергии. По состоянию на 1 мая текущего года задолженность потребителей регионального розничного рынка электроэнергии перед гарантирующим поставщиком ПАО «Архэнергосбыт» составляла 2,9 млрд рублей, в том числе неотключаемых потребителей – 1,5 млрд.
При этом динамика такова: за период 2014-2015 годов общая дебиторская задолженность увеличилась на 519,5 млн рублей (+24%), долг неотключаемых потребителей – на 222,7 млн (+19%). С начала 2016 года (только за 4 месяца!) долг потребителей за электроэнергию увеличился на 206,9 млн рублей (+8%), в том числе по неотключаемым прибавилось 111,6 млн рублей (+8 %).
Символическая величина штрафов ведет к тому, что и физические лица, и организации, предприятия не платят годами: значительная сумма просроченной задолженности приходится на период более 12 месяцев. Основной и наиболее проблемный «кластер» – предприятия сферы ЖКХ и исполнители коммунальных услуг.
Значительная часть предприятий ЖКХ в регионе получает многомиллионные субсидии из областной казны. Правительство устанавливает тарифы на услуги, которые они поставляют населению, ниже экономически обоснованного уровня. Разница между тарифами и себестоимостью закладывается в бюджет и выплачивается предприятиям по предоставлению подтверждающих документов. В бюджете Архангельской области на 2016 год на указанные цели предусмотрено значительно меньше средств, чем в действительности потребуется этим организациям. Разрыв составляет 550 млн рублей, и данный факт подтвержден контрольно-счетной палатой!
Не секрет, что за услуги, поставляемые предприятиями ЖКХ, потребители платят не-регулярно и не в полном объеме. Не имея доходов от сопутствующей коммерческой деятельности и не получая субсидий из бюджета, организации рассчитываться за потребляемую электроэнергию не смогут. Если ситуация не изменится в корне, резкий рост задолженности предприятий ЖКХ перед ПАО «Архэнергосбыт» неизбежен.
Неотключаемые предприятия по области пользуются своим исключительным положением, а главы районов и поселений в любой спорной ситуации на их стороне: эту проблему правительство региона, судя по всему, тоже старается не замечать, вместо того, чтобы разрабатывать какие-либо меры по ее ликвидации.