Светлана Корельская. Фото автора | 15.06.2013 12:24:15
Ежегодно население Архангельска убывает на 1-2%, из города в поисках признания и возможности хорошо зарабатывать уезжают талантливые молодые люди. А что такое талант в современном мире? Не что иное, как стратегическое сырье — более ценное, чем нефть и газ, уверен известный британский консультант Том ФЛЕМИНГ, выступивший в САФУ с циклом семинаров по креативной экономике.
Том Флеминг — автор диссертации о трансформации культурной политики муниципалитетов, роли музыки, исполнительских искусств и фестивалей в формировании инновационных продуктов и сервисов. До посещения Архангельска побывал более чем в двадцати провинциальных городах России — в Сибири, на Алтае и в Поволжье, изучая инвестиционную политику в сфере креативных индустрий, местные и региональные стратегии их развития.
Цикл семинаров в САФУ был организован центром трансфера технологий и кластерного развития вуза совместно с компаниями Red Star Consulting (Архангельск) и Tom Fleming Creative Consultancy (Великобритания).
Лондон – Сколково - Архангельск
В начале 2012 года руководители центра решали, каким новым содержанием будет наполнен проект по креативным индустриям, начатый под эгидой Совета министров Северных стран (СМСС) еще в 2007-2008-м. Особенно их заинтересовали материалы Британского совета.
«Я нашел презентацию консалтинговой компании Тома Флеминга, где упоминался Архангельск, – рассказывает директор центра трансфера технологий и кластерного развития САФУ Александр ГУСАКОВ. – Посмотрел все проекты фирмы, в том числе отчет, подготовленный по заданию СМСС, об опыте развития креативных индустрий в Северных странах. Сложилось впечатление, что Флеминг обладает информацией, которая может быть для нас полезна, в частности, в реализации проектов со скандинавскими партнерами. Мы обсудили возможность сотрудничества компании и САФУ».
Со стороны федерального университета поступили предложения рассмотреть проекты создания в Архангельске современного политехнического музея, а также инкубатора для развития двух взаимосвязанных сфер – информационных технологий и креативных индустрий.
В январе 2013 года в Московской школе управления Сколково стартовала интегрированная образовательная программа «Перспективы Архангельского региона: стратегия и ресурсы развития», участниками которой стали все тот же Том Флеминг и его партнер Эндрю Эрскин.
Во всем мире выступления Флеминга собирают людей творческих профессий и заинтересованных предпринимателей, способных преобразить то место, где они живут. И в этом смысле Архангельск не исключение.
На семинарах в САФУ британские эксперты рассказывали и показывали, как работают креативные индустрии в Англии, Эстонии, Польше, России, странах Ближнего Востока: бездействующий завод индустриальной эпохи, преобразованный в центр современного искусства в Варшаве; заброшенные военные городки, превращенные в художественные мастерские; арт-объект, скрывающий уродливую вентиляционную шахту в лондонском Ист-Энде; республика архитекторов в Вильнюсе - кому и для чего все это нужно? Людям и территориям, особенно – переживающим депрессию.
Разомкнутые пространства
Креативные индустрии держатся на малых формах предпринимательства. В проектах, которые курирует консалтинговая компания Тома Флеминга, как правило, задействованы компании, где работает от двух до десяти-пятнадцати человек. Интеллектуальный продукт, который они производят, – бренды, в том числе локальные, вписанные в местный социокультурный ландшафт. Появляются новые экскурсионные объекты, туристические маршруты, символы городов. Активное вовлечение культуры в экономический сектор, начавшееся в конце прошлого века, появление рынка креативных услуг и креативного сектора экономики сказались на экономическом развитии стран, где они формировались в 90-е годы. Например, в Великобритании начала XXI века вклад искусства и творческих индустрий обеспечивал 4% национального продукта – больше, чем любая отрасль промышленности. С развитием информационных технологий, которые также входят в креативный сектор рынка, эта доля возросла до 7%.
Рассказывая об инновационных образовательных технологиях, Эндрю Эрскин остановился на творческих инкубаторах как одной из форм обучения. Часто они располагаются в отслуживших свой век индустриальных объектах. Возможно, таким местом станет бывший пивзавод Альберта Суркова. Сейчас он находится в плачевном состоянии и, скорее всего, уже не подлежит реставрации. Тем не менее специалисты не исключают, что удастся законсервировать фасад и подготовить проект обустройства заводского двора, где можно, возвести инновационный объект из легких конструкций.
По итогам семинаров в Интернете появятся открытые группы в социальных сетях и сайт сообщества. Как и в любом проекте, в этом есть энтузиасты и есть скептики. Интересно, чья возьмет.
Ольга КЛИШЕВА, координатор программ СМСС в Архангельской области:
- Креативные индустрии являются одним из приоритетов деятельности Совета министров Северных стран. Приятно осознавать, что в Архангельске эта идея получила поддержку и широкое освещение. У нас в городе много талантливых людей, способных быть не только потребителями товаров и услуг, но и самостоятельно создавать уникальные идеи и проекты. Зачастую эти творческие люди разрозненны, каждый пытается реализовать свои замыслы, не имея поддержки от властей, спонсоров и даже единомышленников (исключения лишь подтверждают правило). Именно поэтому встреча с Томом Флемингом и Эндрю Эрскиным оказалась важной и полезной: мы смогли, наконец, собраться, познакомиться и впервые обозначили общую цель – сделать Архангельск городом, в котором интересно жить и работать. Для достижения этой цели предстоит многое сделать, мы же начнем с малого – создания команды единомышленников, организации тренингов и семинаров, посвященных теме креативных индустрий. Эти мероприятия пройдут при финансовой поддержке Совета министров Северных стран.