Дарья Емельянова. Фото: пресс-служба Архангельской городской Думы | 21.06.2013 06:23:27
Деньги, выделенные из федерального и областного бюджетов на строительство домов на улицы Доковской в Архангельске, из-за нарушения сроков сдачи жилья придется вернуть. Скорее всего, город получит их обратно, но пока неурядицы с подрядчиком обойдутся муниципальной казне как минимум в 34,6 млн рублей.
Строительство социального жилья стало одной из главных тем традиционного отчета мэра об основных проблемах и достижениях минувшего года перед Архангельской городской Думой. Июньская сессия была последней для депутатов 25-го созыва. Работой исполнительной власти они остались довольны.
«Как известно, к подрядчику — питерской компании ООО «Импера Нова» — есть претензии, в том числе со стороны прокуратуры и контрольно-счетной палаты МО «Город Архангельск», но, проанализировав все возможные варианты, мы решили, что лучше медленно достроить эти дома, чем начинать все сначала. К сожалению, федеральное законодательство серьезно ограничивает права муниципалитета как инвестора: практически единственная санкция, которую можно применить к подрядчику – расторжение контракта. В этом случае нас ждет судебная процедура, затянутая на неопределенный срок, и даже при «удачном» развитии событий городу останется лишь брошенный строительный объект», — отметил мэр Архангельска Виктор ПАВЛЕНКО.
Контракт пересмотрен: «Империя Нова» обещает завершить работы до конца 2013 года.
По словам Виктора Павленко после передачи полномочий по финансированию полиции и учреждений системы здравоохранения на уровень Федерации и региона соответственно, Архангельск — единственный из всех муниципалитетов области оказался в минусе. Прежде всего по этой причине бюджетный баланс в 2012 году был ощутимо нарушен. Общие доходы городской казны в сравнении с 2011-м сократились на 4%, собственные — более чем на 15%.
Расходы также снизились, но не пропорционально (на 7%), поскольку обязанности по решению других социальных задач с городской власти никто не снимал. Дефицит бюджета оказался не критичным, однако долговая нагрузка муниципалитета выросла на 70% — до 780 млн рублей.
«Ситуация складывалась непростая. Заблаговременно общими усилиями мы добились увеличения ассигнований из областной казны на 18%, и это абсолютно справедливо. Архангельск приносит в доход государства порядка 20 млрд рублей ежегодно. Бюджет города при этом составляет около 7,3 млрд, тогда как для исполнения непосредственных функций, определенных 131-м Федеральным законом, требуется 11-12 млрд. Значительные средства — 422 млн рублей — в 2012 году получены дополнительно в рамках программы развития Архангельска как административного центра региона. Чтобы выполнить социальные обязательства, нам не пришлось урезать статьи, связанные с расходами на городское хозяйство», - пояснил Виктор Павленко.
Объем бюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры в минувшем году увеличился в 1,6 раза (более 885 млн рублей). Ключевым объектом вложений была выбрана дорога на улице Выучейского, на проектирование и строительство которой направлено 303 млн. По контракту ее планировалось сдать в ноябре 2013-го, но, судя по темпам работ, подтверждающим договоренности с подрядчиком, новая удобная транспортная связка между морским-речным и железнодорожным вокзалами появится к сентябрю.
К слову, сейчас в Архангельске на одну тысячу жителей приходится уже 300 автомобилей, поэтому реконструкцией одной улицы для решения проблемы с дорожными пробками в центре города не обойтись.
«В 2014 году должна начаться масштабная стройка на Московском проспекте — с выходом на улицу Ленина и Окружное шоссе, также просчитываются варианты «обхода» территории областной больницы по проезду Сибиряковцев», — рассказывает председатель комиссии Архангельской городской думы по финансам и бюджету Сергей МАЛИНОВСКИЙ.
На июньской сессии было принято решение о создании муниципального дорожного фонда. С учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс РФ, в фонд будет отчисляться 10% доходов, получаемых от акцизов на бензин, предоставления платных парковок, штрафов за нарушения правил перевозки крупногабаритных грузов и т. п. По предварительным расчетам, в «дорожную копилку» города в 2014 году поступит более 700 млн рублей.
Нового жилья в городе более чем достаточно: в год сдается по 70-90 тысяч квадратных метров площадей, на административные барьеры застройщики жалуются все реже. Правда, при этом средняя стоимость «квадрата» в квартире с черновой отделкой превышает 50 тысяч рублей.
Что касается социального жилья, 1 июня были сданы три новых дома на улице Конзихинской: квартиры получили 105 человек. В этом микрорайоне городской программой предусмотрено строительство еще 12 домов, за счет средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ — возведение 18-19 домов в Цигломени.
«Благодаря нашей с вами упертости, в самом хорошем смысле слова, мы преодолеваем тот негатив, который связан в последнее время со строительством бюджетного жилья в Архангельске. В доме на улице 40 лет Великой Победы в Северном округе по городской программе переселения из ветхого и аварийного жилья люди получили замечательные квартиры. Дома на Доковской тоже обязательно достроим», — уверен Виктор Павленко.
Составлять графики капитального ремонта многоквартирных домов с 2014 года будет единый оператор: фонд под управлением правительства области, аккумулирующий обязательные целевые платежи собственников квартир, — таковы новые нормы федерального законодательства.
«По нашим прикидкам, в Архангельске на капремонт будет собираться не менее 500 млн рублей в год, и город лишается права распоряжаться этими деньгами. Однако у нас еще есть возможность на региональном уровне законодательно закрепить право на открытие отдельного фонда или общего для агломерации Архангельск — Северодвинск — Новодвинск», — напомнил мэр.
В 2012 году Архангельской городской Думой утверждена программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры областного центра до 2025-го.
Довольно успешно функционирует созданное с участием мэрии ОАО «Архинвестэнерго» — редкий пример эффективного муниципально-частного партнерства. Разработан план модернизации городских котельных, который, правда, приходится корректировать с учетом интересов и разногласий других игроков рынка.
По информации мэрии, долг ТГК-2 перед «АрхКоТЭКом» за поставленную тепловую энергию достиг 900 млн рублей. «Газпромом» принято решение о переносе на 2015 год строительства разводящих сетей газопровода от «северодвинской» ветки по левому берегу. Отопительный сезон в городе прошел без серьезных сбоев, но остаются сложными взаимоотношения с собственниками ведомственных котельных в поселке Затон (ОАО "Архангельская РЭБ флота") и в районе ЛДК-4 в Исакогорском округе. В то же время достроены две новые котельные в других проблемных точках — на острове Бревенник и улице Пограничной.
С учетом проведения аварийных работ за минувший год в городе заменено 3,5 км водопроводных сетей и 0,4 км канализационных: на эти цели направлено более 36 млн рублей.
«Самый острый вопрос в этой сфере ЖКХ — сложное экономическое положение МУП «Водоканал». Мы продолжаем настаивать на том, что главная причина кризиса на предприятии – экономически необоснованный тариф, который на 30% ниже необходимого. Тем не менее могу вас заверить: все службы «Водоканала» работают, люди получают зарплату. Параллельно идет поиск инвесторов, продолжаются переговоры по установлению партнерских отношений с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Принято считать, что грамотно проведенная процедура банкротства — тоже форма финансового оздоровления предприятия, но это крайняя мера, и мы делаем все от нас зависящее, чтобы к ней не прибегать», - заверил Виктор Павленко.
Что касается мер поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) в Архангельске, больших изменений не предвидится. В 2012 году бюджетные субсидии по разным основаниям получили 58 субъектов МСБ на общую сумму 2,5 млн рублей, безвозмездные гранты на открытие собственного дела (до 300 тысяч рублей) — 13 предпринимателей, приоритет отдавался проектам в сферах производства и оказания социально значимых услуг.
На июньской сессии депутаты утвердили изменения в положении о порядке аренды муниципальных помещений: если на один объект претендентов несколько, между ними будут проводиться торги. Как отметил председатель постоянной комиссии по экономике, собственности и предпринимательству Александр ФРОЛОВ, арендаторы, добросовестно исполнявшие свои обязанности в течение года, получат право на продление договора без дополнительных процедур.
В качестве отступления от доклада, Виктор Павленко предупредил, что порядка 160 торговых павильонов в черте города, преимущественно те, что расположены на остановках общественного транспорта, «не соответствуют современным требованиям» и должны быть перепрофилированы или ликвидированы.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей МАЛИНОВСКИЙ, председатель комиссии по финансам и бюджету Архангельской городской Думы:
* Я согласен с главой города, в частности, в том, что муниципальный транспорт в Архангельске должен быть сохранен. Однако здесь нельзя действовать наскоками, что, к сожалению, практикуется сейчас, когда минимум раз в квартал мы вносим изменения в бюджет, предоставляя субсидии АПАП-1 и АПАП-2. Такие предприятия не бывают прибыльными: общероссийская, да и мировая практика это подтверждает. Надо просто принять тот факт, что выполнение социальных функций повсеместно дотируется, и учесть при планировании бюджета на 2014 год.
Сергей МОИСЕЕВ, председатель Архангельской городской Думы:
* У депутатского корпуса сложились конструктивные отношения с мэрией города. Мы стремились достигнуть консолидации наших усилий, общего понимания путей движения вперед в каждом округе отдельно и в городе в целом. По отчету мэра видно,
что год был непростым в финансовом плане, но в целом он прошел спокойно, положительные тенденции развития областного центра сохраняются. Жилищные условия и обеспеченность детскими садами – безусловно, самые актуальные проблемы архангелогородцев. Однако и они планомерно решаются, ежегодно в эксплуатацию вводят от 70 до 90 тысяч квадратных метров жилья, появляются дополнительные места в детских садах за счет оптимизации существующих площадей и строительства новых зданий. Считаю, что сегодня в Архангельске работает действительно эффективный механизм местного самоуправления, способный не только оперативно решать проблемы городского значения, но и содействовать решению тех задач, которые ставят перед нами федеральные власти.