Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 17.10.2022 17:14:25
Совсем скоро – 19 октября – в Госдуме состоятся парламентские слушания по острым проблемам рыбной отрасли в России. Ключевым вопросом станет законопроект о новом пересмотре норм добычи рыбы, крабов и моллюсков. И опять в пользу инвестиционных квот. Между тем на фоне санкций и других негативных явлений в экономике многие предприятия-инвесторы еще первой волны не знают, как достроить траулеры и краболовы. Не говоря уже об очередном ударе, который, скорее всего, будет нанесен малому бизнесу в отрасли.
В конце сентября в Госдуме прошел «правительственный час», итоги которого позволяют судить о том, какие мнения преобладают. Против внесения предлагаемых изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» выступает Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) – одно из самых авторитетных отраслевых объединений. Против большинство глав прибрежных регионов и депутаты местных парламентов. Против представители малого бизнеса и ряда крупных предприятий. Причин у такой позиции несколько.
А что дал первый этап?
В 2019 году, несмотря на аргументированные протесты бизнеса (за исключением прямых интересантов), было принято решение о распределении через аукционы 50% квот на вылов краба. Теперь «аукционную» долю предлагается увеличить до 100%.
Архангельский траловый флот, в частности, входит в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум, а СЗРК – активный участник «крабового» рынка. Аукционы приносят прибыль государству, но участие в них слишком дорого обходится компаниям. Как следует из обсуждаемых аналитических докладов, после первого этапа внедрения инвестиционных квот финансовая устойчивость предприятий отрасли и так упала. По данным Счетной палаты РФ, их кредиторская задолженность выросла минимум в три раза. А количество занятых в сфере рыболовства и рыбопереработки снизилось.
Как сообщают аудиторы СП РФ, первый передел квот стоил рыбакам 372,3 млрд рублей, второй обойдется уже в 450 млрд. В конечном итоге это отразится и на розничных ценах на продукцию для обычных потребителей.
У роста кредиторки есть еще один немаловажный аспект. Предприятия взяли займы на строительство траулеров и краболовов, поскольку обновление флота – основное условие получения инвестиционных квот. Причем ключевая для банков гарантия со стороны компаний – наличие у последних исторических квот. Объем добычи рыбы или крабов – некое конечное число, и очередное отщипывание от общего пирога в пользу аукционов уменьшает вес этих гарантий.
Санкции принесли дополнительные сложности. Отечественные верфи загружены заказами на постройку траулеров и краболовов инвесторов первой волны, при этом возникли проблемы с обеспечением судостроительной отрасли – до 70% оборудования и комплектующих были импортными.
Кроме того, еще в конце 2021 – начале 2022 года, до обострения ситуации на Украине, многие прибрежные регионы, включая Архангельскую и Мурманскую области, говорили о том, что на сегодня им вполне достаточно уже заложенных судов – хватило бы на них доступных биоресурсов.
И если со строительством береговых перерабатывающих заводов под инвестиционные квоты дела обстоят еще неплохо, то из 26 траулеров со стапелей сошли всего шесть-семь, а из 41 краболова – три.
Добавим, что помимо очередного «окрабления», законопроектом предлагается предоставлять 24% от общедопустимого улова минтая и сельди (правда, только на Дальневосточном бассейне) исключительно в обмен на инвестиции, а также отдать на аукционы 100% ОДУ моллюсков.
«Несвоевременный переход»
Как отмечает на дискуссионных площадках президент ВАРПЭ Герман ЗВЕРЕВ, второй пакет инвестиционных квот выдвигается без полного анализа результатов первого этапа. Недавно на площадке ВАРПЭ также состоялось обсуждение законопроекта, в котором принимал участие заместитель председателя комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Архангельского областного Собрания депутатов Борис КЛИМОВ.
«Эксперты сходятся во мнении, что документ в существующей редакции негативно скажется на работе предприятий», – сообщает на официальном сайте АОСД Борис Климов.
Законопроект предполагает перераспределение через механизм аукционов с инвестиционным обязательством строительства новых судов-краболовов 100% ОДУ крабов: по мнению специалистов, это приведет к тому, что три из четырех рыбопромышленных предприятий Архангельской области полностью лишатся основного производственного ресурса.
Что касается результатов первого этапа, эксперты и законодатели отмечают: значительный рост инвестиций в основные средства производства действительно имеет место, но при этом самих основных средств у промысловиков больше не становится, так как фактический темп строительства судов отстает от графика в среднем уже на два с лишним года.
«Отечественные верфи ввиду субъективных и объективных причин сегодня не готовы придерживаться оговоренных в договорах сроков строительства судов, что приводит к дополнительным расходам рыбодобывающих компаний, сокращению поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней. Поэтому мы считаем переход на новый тип распределения квот на вылов биоресурсов несвоевременным», – поясняет Борис Климов.
Ждут отзывов прибрежных регионов
Совет Госдумы постановил направить проект закона о втором этапе инвестиционных квот в региональные парламенты и главам субъектов РФ. Между тем в Госдуму уже поступило более 30 обращений от отраслевых объединений, губернаторов, в которых выражается озабоченность предлагаемыми изменениями в федеральный закон о рыболовстве. Особое внимание обещают уделить мнению тех 16 регионов, в которых программы инвестквот применяются на практике. Напомним, что Поморье входит в их число.
Когда разговор о второй волне еще только начинался, первый заместитель губернатора Архангельской области Алексей АЛСУФЬЕВ четко выразил позицию нашего региона: «Вернуться к вопросу изменения порядка предоставления инвестиционных квот на Северном рыбохозяйственном бассейне целесообразно не ранее 2034 года, а именно после введения в эксплуатацию, выхода на промысел строящихся рыболовецких судов и прекращения с предприятиями действующих договоров на закрепление квот на добычу водных биоресурсов», – подчеркивал Алексей Владимирович.
Отзывы составляют и различные федеральные ведомства. Свое заключение на законопроект уже представил комитет Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики. Комитет считает, что «механизм инвестиционных квот с точки зрения привлечения инвестиций для модернизации рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслей заслуживает внимания», однако есть несколько «но».
«Необходимо дополнительно проработать вопрос о разрешении противоречий между распределением квот по историческому и инвестиционному принципу, а также об их влиянии на градо- и поселкообразующие отраслевые предприятия», – отмечено в заключении. Этот посыл особенно важен для рыболовецких колхозов Архангельской области.
Кроме того, комитет предлагает рассмотреть возможность поддержки тех компаний, которые уже взяли долгосрочные кредиты и могут понести потери.
Несмотря на то, что законопроект не ограничивает субъекты малого и среднего предпринимательства, в действительности они не будут иметь достаточных финансовых возможностей, чтобы конкурировать с крупными компаниями, и не смогут участвовать во втором этапе программы, считают в комитете.
О высоких рисках принятия законопроекта для МСП заявляет и Минэкономразвития по итогам обсуждения поправок совместно с регионами и бизнес-сообществом. Минэк также говорит о необходимости расчета загруженности верфей и – глобально – о том, обоснованна ли вообще потребность в реализации второго этапа инвестиционных квот?
Парламентские слушания запланированы на 19 октября, а рассмотрение законопроекта в первом чтении – на 25 октября. Если первое чтение законопроект все же пройдет, регионам обещают оставить шанс внести свои предложения ко второму и третьему чтениям.