ИМИДЖ-ПРЕСС. Фото из архива редакции | 21.12.2022 13:30:11
Специалисты министерства АПК и торговли Архангельской области приняли участие в совещании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Речь шла о ходе строительства рыбопромысловых судов в рамках первого этапа инвестиционных квот, с чем возникли серьёзные сложности.
Госдумой РФ приняты изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В основном они касаются так называемого второго этапа инвестиционных квот. Как подробно рассказывал «Бизнес-класс», против этих изменений в первоначальном варианте выступали большинство глав прибрежных регионов, отраслевые объединения, почти весь малый и средний бизнес, ряд крупных предприятий отрасли.
Все они выражали опасения по поводу того, что удастся достроить суда, заложенные в рамках первого этапа. Прежде всего, сказываются последствия санкций, введённых в отношении России. У рыбаков возникли сложности со сбытом продукции, а значит и с оплатой уже сделанных на верфях заказов, расчётами по банковским кредитам. Кроме того, есть трудности с поставками из-за рубежа материалов, комплектующих и оборудования для строительства траулеров и краболовов. Процесс импортозамещения требует времени.
К законопроекту были предложены поправки, в том числе от Архангельской области. Многие из них учтены, но сняты далеко не все вопросы.
В рамках первого этапа инвестиционных проектов предприятия Архангельской области заложили шесть рыбопромысловых судов: четыре траулера, ярусолов и краболов. Два траулера АО «Архангельский траловый флот» вышли на промысел, ещё два готовы на 78% и 53%. Вся серия строится на Выборгском заводе. Ярусолов «Марлин», который для ООО «Глобус» строится на заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге (генеральный директор — экс-губернатор Архангельской области Игорь Орлов), готов почти на 99%. Это судно для рыболовецких колхозов Поморья. Краболов ООО «Карапакс» находится на стадии формирования корпуса на стапеле завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде.
«Предприятия испытывают трудности, связанные с введением санкций, — отметила, выступая на площадке Совета Федерации, министр агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирина Бажанова. — В частности, задержка строительства связана с проблемой поставки оборудования для строящихся судов и судовых рыбоперерабатывающих фабрик. А уже поставленное оборудование снято с гарантий, в связи с чем невозможно провести пусконаладочные и сервисные работы. Но, несмотря на сложности, предприятия стараются оптимизировать логистику поставок и переориентироваться на азиатский рынок. Сегодня на уровне государства уделяется особое внимание рыбодобывающей отрасли, и мы надеемся, что отечественным верфям при поддержке профильных ведомств удастся справиться с заказами, которые они выполняют в рамках первого этапа инвестиционных квот».
Всего же в рамках первого этапа инвестиционных квот в России заключено 64 договора на строительство рыбопромысловых судов с общим объёмом инвестиций около 204,7 млрд рублей. В настоящее время заказчикам сдано лишь семь судов. Как подчеркивает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей МИТИН, отставание от первоначальных графиков строительства наблюдается практически по всем заказам. Представители верфей ссылаются, в частности, на существенное удорожание судов из-за роста цен на материалы и сбоя поставок оборудования из-за рубежа.