Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 05.09.2014 04:28:26
Пожалуй, нигде по области не строится столько гостиниц, сколько их появляется в Устьянском районе. Однако во время свадебного фестиваля «Медовая ссыпчина», проходящего здесь в августе, свободных мест в них было не найти. То ли еще будет в дни проведения чемпионата России по лыжным гонкам, который состоится в марте 2015 года на новой трассе спорткомплекса «Малиновка». «Мы решили сделать туризм одной из ведущих отраслей экономики района и, думаю, лет через пять этого добьемся», - отметил на встрече с журналистами глава Устьянского района Дмитрий ГАЙДУКОВ.
- Дмитрий Петрович, как у Устьянского района получилось попасть в федеральную программу развития туризма, за счет каких объектов?
- Это заслуга даже не столько органов власти, сколько бизнеса, доля которого в заявленных по программе инвестициях огромна.
Основных объектов четыре. Первый — спортивно-оздоровительный комплекс «Малиновка», принадлежащий предпринимателю Олегу ВОРОБЬЕВУ (один из самых известных устьянских бизнесменов. — Прим. ред.). Открытие лыжероллерной трассы федерального уровня, а будет это 13 сентября, - большое событие, но планы значительно шире: построить стадион с трибунами, биатлонное стрельбище и много чего еще. Второй объект - тоже «Малиновка», только спортивно-туристическая, предпринимателей Николая и Елены СЧАСТЛИВЫХ, и они продолжают вкладываться в развитие. Задача власти - решать инфраструктурные проблемы. В случае с обеими «Малиновками» бюджетные деньги пойдут на строительство и ремонт дорог. Третий объект — музей под открытым небом «Гостевание в чудском краю», где реконструируется стоянка древнего племени. Четвертый - «Урочище», гостиничный комплекс в старинном охотничьем стиле: задумка предпринимателя Вячеслава ИВАНЕКИНА.
- Поделитесь опытом: как сделать так, чтобы бизнес реализовывал капитал на своей территории, особенно когда речь идет о глубинке?
- Возможно, один из принципов — никогда не вести диалог в таком ключе: «А вот вы тут столько заработали, а здесь сэкономили — сделайте нам это и это». В Устьянах среди предпринимателей и так сложилась традиция: делать максимум для района. Но что именно — в общем-то, им решать. Даже если наши взгляды не совпадают.
- Можно ли уже сегодня назвать туризм катализатором развития малого бизнеса в районе, существенным источником наполнения бюджета?
- Конечно. Гостиниц не хватает, и с каждым годом в Устьянах появляется все больше гостевых домов, в том числе сельских. «Под них» открываются магазины и кафе. В «Малиновке» на новой трассе мы построим хорошую тренировочную базу - она и станет «локомотивом» движения вперед. Никто не катается на лыжах дни напролет, интерес к местным турпродуктам обязательно возникнет. Здесь главное не упустить момент — предложить гостям варианты экстремального, этно- и других видов туризма. Тогда мы получим дополнительные источники дохода.
- У вас под боком Великий Устюг с известным, наверное, на всю Россию брендом — «Родина Деда Мороза». В чем видите свои конкурентные преимущества?
- Брендов у нас несколько, и, наверное, самый сильный — «Столица северного меда». Проверьте на популярном интернет-поисковике: результаты впечатляют.
А с Великим Устюгом, я думаю, мы со временем договоримся. Наладим транспортное сообщение, возможно, создадим какое-нибудь совместное действо — скажем, «свадьба с Дедом Морозом», «медовая» или «снежная» ... Кстати, если помните, именно в Устьянах в 2009 году, в День святого Валентина, открылся самый большой снежный отель в России.
Этот проект — пример того, насколько эффективными могут быть решения, которые на самом деле абсолютно продуманны и только из-за их нестандартности кажутся авантюрными. В 2009-м, казалось, все были в апатии под названием «экономический кризис». И вот ко мне приходит заместитель по социальным вопросам с предложением построить совместно с Олегом Воробьевым снежный отель... Я сначала даже не знал, что и ответить. А потом подумал: «Уж чего-чего, а снега — навалом. Попробуем». И ведь получилось.
Как раз благодаря оригинальности идеи подтянулись партнеры, в том числе из-за рубежа, удачно прошла рекламная кампания. На открытие отеля приехали порядка шести тысяч человек. Надо признаться, на тот момент мы даже не были готовы «отработать» собственный проект на предмет финансовой отдачи, но главное — хорошо приняли гостей. В отеле была комната для новобрачных, комната для раздумий, олимпийский зал, кинозал, выставочная галерея, треки для сноубордистов... Зачем губить начинания на корню — пусть «дозреют». По большому счету, все знают, что сразу денег из бюджета никто не даст.
- Что интересного готовите на ближайшую перспективу?
- Нам, пожалуй, пока хватит чемпионата России по лыжным гонкам — это очень большая работа и ответственность. Хотя... Уже подготовлено экономическое и экологическое обоснование для создания в Устьянском районе совершенно нового туристического объекта - природного парка. Однако есть серьезное препятствие: на его территорию приходится часть расчетной лесосеки. Если крупный бизнес не выражает нам по этому поводу никаких претензий, то малые предприятия пока воспринимают проект не слишком благосклонно. Будем договариваться, как сделать так, чтобы никто никому не мешал. Благо работаем не с чистого листа — постоянно идем на взаимные уступки.