Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого | 30.05.2022 14:54:49
Шесть предприятий-переработчиков молока Поморья направили обращение на имя губернатора Архангельской области Александра ЦЫБУЛЬСКОГО: они просят главу региона вернуться к рассмотрению вопроса о приостановке как минимум на год всех требований по маркировке продукции и вновь направить обращение в Правительство РФ в поддержку этой инициативы.
Напомним, что с 1 июня 2021 года маркировка стала обязательной для мороженого и сыров, а с 1 декабря – для молочных продуктов сроком годности 40 дней и менее. Это потребовало больших вложений со стороны компаний, работающих в этой отрасли. Некоторым из них понадобилось серьезно переоснастить производство. Кроме того, предприятия ежедневно несут дополнительные расходы, связанные с маркировкой. И речь не только о покупке кода, который стоит 60 копеек на каждую пачку продукции, но и о приобретении и обслуживании оборудования и комплектующих для нанесения и считывания этих кодов.
Вместе с тем существуют проблемы, препятствующие нормальной организации процесса маркировки. Среди них – сбои в работе системы мониторинга товаров «Честный знак». Наиболее болезненно это сказывается на крафтовой продукции с небольшим сроком хранения. Кроме того, предприятия малого и среднего бизнеса испытывают технические сложности в работе с системой.
В условиях перестройки рынка
С введением санкций проблем в этой сфере стало еще больше. В частности, Евросоюз запретил экспорт в Россию некоторых видов продукции для полиграфической индустрии, используемых, в том числе, для маркировки. В санкционный список попали запчасти для печатных машин, бумага, пленка и полиграфическая краска. По информации национального объединения «Союзмолоко», сейчас в отрасли наблюдается дефицит самоклеящихся этикеток.
ЗАО «Видеоджет Технолоджис», реализующее в России продукцию одного из крупнейших производителей принтеров для маркировки, а также запчастей и расходных материалов, заявило о том, что поставок из Европы в ближайшее время не будет. В связи с этим предприятия молочной отрасли рискуют столкнуться с невозможностью выполнять требования по маркировке товаров.
«Если сломается, к примеру, принтер, который наносит маркировку, мы не сможем выпускать продукцию. Риски остановки производства по этой причине достаточно высоки, – считает генеральный директор ООО «УК «Агрохолдинг Белозорие» Владимир МИХАЙЛОВ. – Да, безусловно, можно найти российских поставщиков, организовать производство необходимых материалов и комплектующих в нашей стране. Но перестройка рынка не произойдет быстро, двух-трех месяцев для этого явно мало. Тем более что зарубежное у нас не только оборудование для нанесения маркировки, но и бумага, чернила».
Не допустить остановки производства
Сложившаяся ситуация побудила шесть предприятий Архангельской области – Шенкурский молочный завод, Устьянскую молочную компанию, молочный комбинат «Каргопольский», Агрохолдинг Белозорие, маслодельный завод «Красноборский» и «Северодвинск-Молоко» – подготовить коллективное обращение на имя главы региона. В нем описаны риски остановки производства и поставок продукции населению Архангельской области, в школы, детсады и больницы.
«Мы просим вас вернуться к рассмотрению вопроса и приостановке как минимум на год всех требований маркировки молочной продукции и действия постановления Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции…» и вновь направить обращение в Правительство Российской Федерации с поддержкой предложенной нами инициативы», – говорится в коллективном обращении, подписи под которым поставили директора предприятий молочной отрасли региона.
К слову, ранее Агрохолдинг Белозорие обращался к министру агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области Ирине БАЖАНОВОЙ. В письме также шла речь о трудностях, которые испытывают предприятия в связи с блокировкой поставок импортных товаров. В ответе и. о. министра Елена ГОВОРОВА отметила, что в целях поддержки сельхозтоваропроизводителей Правительством РФ уже принято решение о переносе сроков вступления в силу обязательных требований по маркировке. Правда, это касается лишь крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов. Они должны были начать маркировать свою продукцию с 1 декабря 2022 года, однако в итоге «время Ч» перенесли на год.
В конце марта Правительство Архангельской области направило обращение в адрес заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора ЕВТУХОВА с просьбой рассмотреть вопрос о приостановке обязательных требований по маркировке молочной продукции до 1 января 2024 года. Но пока федеральные власти не уделяют внимания проблемам в этой сфере.
Новые обращения
«Маркировка продолжает вызывать много вопросов у предпринимателей по всей стране, – отмечает уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Иван КУЛЯВЦЕВ. – Вместе с коллегами из других регионов мы направили предложения по совершенствованию системы маркировки товаров средствами идентификации в адрес федерального омбудсмена Бориса ТИТОВА».
Среди предложений – введение моратория на административное наказание за нарушение установленного порядка маркировки, отмена маркировки сыра и сырной продукции для мини-сыроварен, упрощение требований к маркировке товаров, поставляемых в отдаленные или труднодоступные населенные пункты, а также перенос срока маркировки молочной продукции для всех организаций до 1 июня 2025 года.
Проблемы в сфере маркировки молочной продукции обсуждались на расширенном заседании комитета областного Собрания по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике в конце апреля.
«Было принято решение посвятить обсуждению этой темы круглый стол, пригласить представителей бизнеса, чтобы они поделились своим мнением о проблемах отрасли. Это позволит нам понять, чем мы можем помочь в сложившейся ситуации, – поясняет депутат Архангельского областного Собрания Александр ФРОЛОВ. – Безусловно, время непростое, бизнес находится в сложных условиях. Он только пережил пандемию, не успел встать на ноги, а сейчас столкнулся с еще более жесткими потрясениями. Важно не усугублять положение и найти новые варианты поддержки».