ИЛИМ-ПАЛП_2020
F5

Прямые выборы — единственный способ повысить доверие к власти


Юрий ШЕВЕЛЕВ, кандидат экономических наук, с 2005 по 2007 годы — вице-губернатор Архангельской области | 26.05.2020 13:30:40
Прямые выборы — единственный способ повысить доверие к власти

Меньше месяца до объявления избирательной кампании по выборам губернатора Архангельской области. Интереснейшее время, господа! Всем хочется поучаствовать в процессе, а наиболее активным еще и высказаться. Попробую и я рассказать о власти: как ее себе представляю, что с ней сейчас происходит и что делать нам, северянам.


Институт власти был, есть и будет, пока существуют отношения между людьми, а люди стремятся к объединению: в семье, общественной организации, производственном коллективе, местном социуме, нации, государстве. Наука определяет множество типов властных отношений — иерархичных, демократичных, императивных; множество видов власти — от власти «большака» в роду до власти императора в империи или патриарха в системах православных церквей.

Наш случай, 13 сентября, проще. Система и структура власти заданы законом, и говорить мы можем только о некоторых нюансах отношений между институтами власти и обществом. Некоторые из этих отношений практически вечны – например, асимметричное доминирование воли властного субъекта. А некоторые меняются вместе с обществом, вместе с жизненно важными целями и интересами людей — к примеру, процедуры формирования власти и способы воздействия общества на власть.

Надо ли кого-то убеждать, что государственная власть в России всегда стремится к полной самодостаточности, то есть к воспроизводству себя самой, независимо от общественного воздействия и внешних условий. Этот процесс начинается со слабой позиции власти, как, скажем, в XIV веке, когда отмирающая Золотая Орда уже не смогла диктовать свою волю Московскому князю, и заканчивается абсолютизацией государственной власти и бесправием общества, которое отказывается от власти вообще и впадает в «смутные времена». Затем общество, убоявшись собственной бесконтрольной воли, вновь начинает робко формировать институт власти. Слабая поначалу, власть постепенно крепнет, абсолютизируется, «достает» этим общество, и цикл завершается новым «смутным» временем. В России этот цикл повторялся уже четырежды — на рубежах 1480, 1613, 1917 и 1990 годов.

Темп замены государств российских возрастает вместе с темпом изменений жизненных целей и интересов общества. Вменяемые политики стали задумываться и понемногу высказываться о необходимости преодоления нашей «родовой травмы», нашей системной цикличной «ликвидации» и «возрождения» государства. Мировой опыт государственного строительства говорит о том, что государственная власть должна гибко и своевременно реагировать на внешние и внутренние вызовы, проводить необходимые обществу трансформации своей структуры и разделения управленческих полномочий между своими органами и местным самоуправлением. Тогда устойчивость института власти возрастает и гармония отношений власти и общества радует народ.

В истории государства Российского в период династии Романовых Екатерина II и Александр II тоже смогли «гармонизировать» отношения с обществом, проведя некоторые административные и государственные реформы. Правда, понудили их к этому Емельян Пугачёв и поражение в Крымской войне. Нужны ли нам такие понуждения вновь? Мне кажется, лучше противоречия не доводить до конфликтов, а решать их миром, компромиссами и договоренностями.

В чем же теперь интерес общества?

Очень печально, но по рейтингу доверия власти Архангельская область стоит на одном из последних мест. Население области в большинстве своем перестало верить в способность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления качественно и в интересах людей решать жизненные проблемы северян. Так случается не только у нас, и мировое сообщество давно выработало компенсирующие механизмы, помогающие людям не отчаиваться, а органам управления — регулировать социальные, экономические и политические процессы в обществе. Надо просто перераспределить полномочия и контрольные функции внутри системы управления. Главным условием роста доверия населения к органам управления является достоверность формирования этих органов обществом и действенность контроля за их работой со стороны общества. Единственным способом повысить достоверность и действенность являются прямые, всеобщие, регулярные и свободные выборы представителей общества в органы управления.

Все разговоры разных «политологов» и власть имущих о возможном избрании новых «Донских» и «Киселёвых» - от лукавого. Имея в своем распоряжении пропагандистскую машину живущих за счет бюджета СМИ, легко замалчивать ошибки должностных лиц во время их пребывания на посту, когда эти ошибки еще можно исправлять и учиться на них управлению. Еще легче «топтать» этих бывших, когда они уже никто, передергивая факты. Обрушившееся доверие к власти — следствие хронической лжи провластной пропаганды.

Общественное Движение «Мы здесь живём», начав сбор подписей за возвращение прямых выборов глав муниципальных образований, хочет привлечь внимание северян к проблеме потери властью доверия общества, привлечь внимание власть имущих к общепринятым механизмам повышения качества и эффективности работы органов управления, в том числе муниципальных исполнительных органов. Мы считаем, что совместная работа населения и чиновников, общественного актива и институтов региональной и местной власти над формулированием современных, жизненно важных для местных сообществ целей и интересов, в рамках работы над положениями общественных договоров, поможет нам всем в развитии Поморья, нашей с вами родины.











Возврат к списку

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5