ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Воскресенье, 28 апреля, 2024 21:49

Кампусá надежды нашей


Кирилл ФЕЛЬДМАН, эксперт «БК». Фото dvinanews.ru и Алексея Липницкого | 26.04.2023 18:24:10
Кампусá надежды нашей

Государства, как и люди, находятся в постоянном стремлении к развитию. Стремление это – не столько дань амбициям, сколько неумолимая логика жизни, лаконично выраженная ещё латынянами: «Qui non proficit, deficit» («Кто не движется вперед – отстаёт»). Но человеческий век короток, и относительно скоро движение вверх сменяется движением вниз. Например, один из старейших российских бардов Юрий Кукин называл 30-летие вершиной, «а затем начинаешь спускаться, каждый шаг осторожненько взвесив: пятьдесят – это так же, как двадцать, ну а семьдесят – так же, как десять».


Государства, в отличие от людей, постепенно меняясь, конечно, могут существовать тысячелетиями, как Китай. Если, разумеется, их не заводят в тупик самоуверенные и недальновидные правители, как полтора тысячелетия назад случилось с Римской империей. Впрочем, и с людьми такое тоже случается.

К развитию стремятся не только целые государства, но и их части, выделенные по административным или экономическим признакам. Задача настолько актуальна – кто не движется вперёд – отстаёт, – что возникло даже специальное направление научно-практической деятельности: управление развитием территорий. До самостоятельной научной сферы оно пока не доросло, но, возможно, находится на пути к ней. Масштаб задачи может отличаться от страны к стране и от времени ко времени – сообразно тому, насколько отличается степень вмешательства государства в экономику. В условиях плановой экономики, как мы помним, всё решалось государством, и, как мы опять же помним, далеко не всегда успешно. В ситуации более или менее свободного рынка роль государства минимальна.

Мы живём в некоторых средних условиях, поэтому - как бы то ни было — для нас вполне себе актуальны два классических постулата. Первый из них вроде бы достоверно принадлежит перу Петра Яковлевича Чаадаева: «Человек может быть полезен своей стране только в том случае, если он ясно видит её». Проще говоря, без знания и понимания тех объективных особенностей, того потенциала, которыми наделена страна или её часть, невозможно сделать ничего путного для этой страны. Второй – это неизбежная конкуренция между территориями, преимущества в которой определяются потенциалом. И с национальным приоритетом здесь дело обстоит сложнее.

Если о конкуренции между территориями вообще первым, кажется, заговорил американский классик маркетинга Майкл Портер, то вот о конкуренции между городами – российский и советский ученый (правда, пропавший без вести в советских же лагерях) Лев Александрович Велихов. В своей классической работе «Основы городского хозяйства», изданной ещё в 1928 году, он писал: «соперничество между городами… проявляется … в двух направлениях. С одной стороны, это естественная конкуренция между представителями промышленного и торгового капиталов… Сюда относится борьба за местный рынок сырья и сбыта товаров, за обладание транспортными путями, за привлечение контингента рабочих и т.п. С другой стороны, это выступления городов как самостоятельных муниципальных единиц, а именно борьба за то или иное направление железной дороги, за устройство порта, за выбор места учебного заведения, широкое рекламирование местных преимуществ». Профессор Велихов, по праву считающийся одним из основоположников отечественной школы местного самоуправления, вопросы развития рассматривал на муниципальном уровне. Но суть конкурентных отношений территорий он выразил лаконично и точно, при этом на несколько десятилетий опередив Портера. И не вина Льва Александровича, что в условиях советского планового хозяйства никакой конкуренции в принципе быть не могло – почти до самого конца прошлого века, когда плановое хозяйство прекратило своё существование.

Архангельская область тоже стремится к развитию. Другое дело, что получается это не слишком удачно. Знатоки и краеведы спорят, когда в городской обиход вошло самоуничижительное «доска, треска и тоска». Но если, следуя завету Чаадаева, присмотреться к потенциалу Поморья, мы без труда найдём легко узнаваемое даже в примерах, которыми свою мысль пояснял Велихов: направление железной дороги, место для порта и место для учебного заведения.

История с портом – это как раз про конкуренцию: первый, единственный морской порт России был основой благополучия и развития и Ново-Холмогор, ставших Архангельском, и территории вокруг. Но преобразования Петра и успех в Северной войне изменили не только геополитический, но и торговый ландшафт – «золотые дни» Архангельска ушли в прошлое. Былого значения порт больше не имел никогда, хотя в первый период освоения Северного морского пути именно наш город стал его административным и, как сказали бы теперь, логистическим центром перспективной транспортной артерии.

zemlya_pod_kampus.jpg

В годы Великой Отечественной Архангельск принимал союзные конвои и подвергался вражеским бомбардировкам наравне с Мурманском, но в послевоенные годы постепенно уступал ему. Нынче порт действует, но былого значения не имеет. Перспективы развития Севморпути неизменно служат предметом серьёзных дискуссий специалистов, а история с Индигой лишь добавляет в эти дискуссии элементы гротеска.

«Всесоюзной лесопилкой» мы, пожалуй, ещё остаёмся, хотя Карелия, например, вполне может составить достойную конкуренцию. Тем не менее в последние десятилетия усилиями «Титана», «Илима» хорошо продвинулись в направлении глубокой переработки древесины. Но радикально изменившаяся в последний год геополитическая ситуация ставит лесную отрасль на Северо-Западе в весьма трудные условия.

Так что ни один из традиционных секторов экономики сам по себе «прорыва» в развитии Поморья не даст. Нам нужно аккуратно конструировать надежды по всем направлениям, где мы располагаем хотя бы потенциальными конкурентными преимуществами. В транспортной сфере, например, таким служит более выгодное географическое положение Архангельского порта по отношению к Центральной России и основным центрам производства. Важный шаг на пути к реализации этого преимущества сделан: федеральная трасса реконструирована, появилась современная развязка. Но на пути в Экономию стоят Северодвинский мост, практически выработавший свой ресурс, и Кузнечевский, который для движения большегрузов уже непригоден.

Ещё одним направлением, где наблюдаются позитивные признаки, может быть развитие Архангельска как центра высшего образования. Здесь, безусловно, есть серьёзные конкуренты в столицах, но в «провинциальной» части Северо-Запада на протяжении нескольких десятилетий заслуженным авторитетом пользовались наши педагогический и медицинский институты. Образование САФУ, вроде бы сулившее повышение конкурентных преимуществ, сначала привело прямо к обратному результату: затянувшееся объединение двух ведущих и нескольких меньших вузов Поморья, напротив, снизило их привлекательность для абитуриентов. В последние годы этот процесс, кажется, удалось «повернуть вспять» – во многом благодаря привлечению средств на развитие научной базы и участие в федеральных программах.

Сейчас сделан новый шаг на пути к повышению конкурентоспособности образовательного кластера Архангельска: выделены средства и земельный участок под строительство кампуса «Арктическая звезда». Развитие инфраструктуры – дело важное и нужное, но в комментариях к новостям преобладают негативные эмоции. Горожане рекомендуют властям посмотреть, как живут люди в Маймаксе и на Левом берегу, и уверены, что новый проект выгоден только риелторам и застройщикам, а для образования обернётся выброшенными на ветер деньгами. Наиболее скептичные видят в этом лишь способ освоения бюджетных средств в пользу ограниченного круга лиц.

Развитие образования – одно из непременных условий развития территорий в современном мире. Но, как говорил Аристотель, «кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд». Забывать античную мудрость не стоит, а станет ли новый кампус компасом на пути вперёд – время покажет.





Возврат к списку

Для вас

Ваше мнение

  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    *
  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    *

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей