Александр КУЗНЕЦОВ. Фото Анастасии Онучиной, Светланы Кладовщиковой | 07.10.2016 21:42:19
Архангельский театр драмы открыл 84-й сезон двумя премьерами: «Блогер» и «Русская народная почта». Оба спектакля поднимают актуальные социальные темы, оба — про вечную боль человека: одиночество. Но главное – премьеры продемонстрировали особенности нового современного театра, что и вызвало оживленные дискуссии в культурной среде, споры в социальных сетях.
«Театр сегодня должен быть модным местом, где человек встречается с искусством в разных его формах, в том числе и с экспериментами, которые провоцируют на глубокие размышления», - считает автор пьесы «Русская народная почта» Олег БОГАЕВ. Он специально прилетел в Архангельск из Екатеринбурга, чтобы посмотреть премьеру и пообщаться с архангельской публикой.
Возможно, впервые за все предыдущие 83 сезона Архангельский театр драмы действительно спровоцировал зрителей на бурную реакцию и рефлексию. Зал, будто по мейерхольдовскому правилу, разделился на принявших и не принявших. Одни надеялись, что после «Царя Эдипа» эксперименты в театре прекратятся, другие верили, что продолжатся. Чем же так удивил театр драмы?
«Блогер» на камерной сцене - авторская работа актеров театра Игоря ПАТОКИНА, Ивана БРАТУШЕВА, Анны ПАТОКИНОЙ: размышление о повести Гоголя «Записки сумасшедшего». На сцене – скамейка и пара стульев.
«Таким и должен быть театр, - уверен Игорь Патокин, - Мы рисуем только контуры, все остальное — в фантазии зрителя».
Те самые контуры «рисуют» вставки современной электронной и рок-музыки, лаконичные видеоинсталляции, аллюзии на новые медиа, а точнее на блоги - личные дневники. А фантазия летит вслед за исполнителем главной роли Иваном Братушевым. Зритель следит за каждым жестом, нюансами актерской игры, чудом, происходящим на расстоянии вытянутой руки...
На основной сцене к открытию сезона главный режиссер театра Андрей ТИМОШЕНКО подготовил премьеру «Русская народная почта». Перед спектаклем, в фойе, нужное настроение зрителям создавала актриса театра Мария СТЕПАНОВА, исполнявшая советские песни 60-х годов.
Лауреат премии «Антибукер» Олег Богаев и Андрей Тимошенко дали зрителям сложный материал – историю об одиноком пенсионере, затеявшем опасную игру с самим собой. Современно решена сценография спектакля: минимум декораций, сцена максимально сужена до размеров комнаты в «хрущобе» с помощью полиэтиленовых емкостей, свисающих с потолка, в которых плавают живые золотые рыбки. Видимо, те самые, на которых русский человек надеется в отчаянные минуты и в чью волшебную силу верит испокон веков.
«В современном мире очень важно облекать театральное действие в соответствующую форму. Система Станиславского уходит в прошлое, а театр формы, придуманный Мейерхольдом, берет верх. Я видел много спектаклей и в России, и за границей — пока это так. И эта постановка в вашем театре — еще одно тому доказательство: она, безусловно, современна и актуальна по форме», - поясняет Олег Богаев.
Несмотря на то, что на афише значилось: «Комната смеха для одинокого пенсионера», «Русская народная почта» — это не комедия. Спектакль многомерный, как сама жизнь. Конечно, на первый план выходит актуальная, социальная составляющая - реальные проблемы старшего поколения, и молодому зрителю восприятие дается непросто – сразу как обухом по голове. При этом спектакль, разумеется, не о пенсиях и «коклетах». По оценкам режиссера и драматурга, которыми они поделились в ходе обсуждения спектакля в рамках нового проекта театра «Клуб любителей драматического искусства», это история о незаурядной личности, о природе игры и фантазии, сложности человеческой натуры.
Конечно, проще и привычней было бы «запустить» первым в сезоне, например, суетливый водевиль, хотя и от таких спектаклей театр драмы не отказывается. Но театр — живой организм, чутко реагирующий на происходящее вокруг. А реалии таковы, что российский театр вступил в жестокую конкуренцию с телевидением. И «на кону» в этой борьбе – человеческая душа.
...У нас нет времени задуматься, остановиться, заглянуть в себя, пальцы сами лихорадочно щелкают кнопки на «лентяйке», ищут «отдыха голове». Взяв паузу, оторвавшись на полтора часа от экрана, люди приходят в зрительный зал за совершенно другой пищей для ума. И театр дает эту уникальную возможность: спокойно подумать о чем-то большем. В этом его высокая миссия.