ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 29 марта, 2024 08:55

Об уборке начистоту


Елена СВЕТЛИЧНАЯ. Фото: Алексей Липницкий | 22.03.2009 09:00:00

Рынок клининга в Архангельске малонасыщен - жесткой конкуренции между фирмами нет. Первопроходцем в этой сфере бизнеса в Архангельске стала компания «Чистый дом», которая открылась в 2001 году. «Мы организовывались «на ровном месте», не имея покровителей и заказов. Очень долго нарабатывали себе имя, - рассказывает генеральный директор компании «Чистый дом» Юлия ВЕПРЕВА - На то время в Архангельске не существовало ни одной клининговой компании. И надо сказать честно, что город был не готов к такого рода услугам».

Отличительная черта клининга в Архангельске — его вертикаль развития. Люди, проработав в одной компании, уходили «на вольные хлеба», открывали свое дело, воспитывали кадры, которые потом основывали аналогичные предприятия. Так, например, появились компании «Кристальный мир» и «Формула чистоты»...

Но не всем удалось закрепиться на рынке профессиональной уборки. Как, например, ООО «КЕМ-Драй Архангельск» (ChemDry), которое работало по схеме американской франшизы...
Сейчас одним из самых крупных на рынке клининговых услуг в Архангельской области является «Кристальный мир». По экспертным оценкам, после слияния с компанией «Арт-клининг» ее доля на рынке составляет от 40 до 50%.

Чистый бизнес

В 2008 году объем заказов у клининговых компаний существенно вырос. В основном - за счет корпоративных клиентов. Банки, крупные страховые компании, владельцы коммерческой недвижимости все чаще передают уборку помещений на аутсорсинг. Эта тенденция характерна и для крупных государственных учреждений. Однако эту долю рынка у профессиональных клининговых компаний отнимают фирмы-новички. Ценовой демпинг - их основной инструмент.

Для Архангельска клининг (от англ. сleaning — чистка, уборка) как вид бизнеса очень молодой. Еще десять лет назад такие услуги в областном центре не предоставляла ни одна компания. Сейчас, по экспертным оценкам, в Архангельске работает четыре-пять компаний, которые оказывают полный комплекс клининговых услуг.

Сегодня под клинингом подразумевается не только пресловутое мытье полов и стирание пыли, а и профессиональная чистка ковров, мебели, напольных покрытий, мойка окон, фасадов, вывоз мусора, очистка и благоустройство территорий вокруг зданий, чистка кровли от снега и сосулек и др. Главное преимущество работы с клининговой компанией - продление эксплуатационных характеристик обслуживаемых объектов и, соответственно, снижение расходов на капитальный и косметический ремонт.

Развитие строительной индустрии привело к созданию большого количества новых современных отделочных материалов, требующих специального ухода.

«Правильно мыть полы, чистить фасады необходимо не только потому, что они должны быть чистыми, а потому, что, удаляя активные загрязнения, выпадаемые с атмосферными осадками, вы сохраняете внешний вид объекта, а значит, и его оценочную стоимость. Следовательно - отодвигаются сроки текущего и капитального ремонта», - говорит генеральный директор компании «Чистый дом» Юлия ВЕПРЕВА. Так, профессиональный подход к уходу за напольными покрытиями увеличивает срок их эксплуатации в 2,5 раза.

«Передав уборку на аутсорсинг, руководство предприятия снимает с себя головную боль. Ведь известно, что в хозяйственных службах большая текучесть кадров. Это будет всегда, ведь какой человек спит и видит себя всю жизнь в роли уборщицы? - говорит генеральный директор компании «Субботник» Артём ВАТЛИН. - Если компания передает всю заботу об уборке подрядчику, то уже не нужно формировать штат уборщиц, контролировать наличие моющих средств и оборудования».

Кроме того, клининговые компании заинтересованы в оказании работ очень высокого качества, так как это основной вид их бизнеса. Обращение к профессиональной компании - это еще и высокий уровень культуры обслуживания и эстетичность: униформа персонала, специализированное оборудование и инвентарь, подобранные специально под потребителя. «Услуги подрядчика можно отнести на расходы предприятия-заказчика, уменьшив свою налогооблагаемую прибыль, отчисления, налоги с фонда оплаты труда собственных уборщиков, - отмечает Юлия Вепрева. - Те организации, которые выводят клининговую службу из штатного расписания, могут перераспределить средства фонда заработной платы».

Привлечение сторонней организации сокращает затраты на содержание собственной административно-хозяйственной службы.

Клининговые компании внедряют все последние достижения в области химической промышленности и инженерной мысли. Они могут позволить себе закупку нового поколения машин. Использование специального оборудования облегчает труд уборщицы. Она тратит меньше сил на уборку, а КПД от этого растет.

Конечно, современные приспособления предприятия могут и сами приобрести для собственной хозяйственной службы. Но с ними тоже надо уметь работать.

«Бывает и такое: мы продаем фирме профессиональный инвентарь, но через некоторое время уборщицы все равно возвращаются к привычным тряпкам и швабрам, заявляя, что им так удобнее, - рассказывает коммерческий директор компании «Чистый дом» Ольга БУБНОВА. - Когда наша компания обслуживала один из крупных магазинов, пришлось принимать на работу исключительно молодых девушек от 20 лет, потому что женщины в возрасте боятся работать на поломоечных машинах».

Чистота дорогого стоит?

Некоторые компании с трудом приходят к осознанию необходимости заключения договора на оказание клининговых услуг, поскольку опасаются, что это обойдется слишком дорого.

«На первый взгляд, услуги клининговой компании могут быть дороже, чем организация работы собственной хозяйственной службы, - считает Артем Ватлин. - Все зависит от размера площади, проходимости, заставленности помещения, вида полового покрытия, времени проведения и периодичности уборки. Однако следует учитывать еще и налог на фонд заработной платы, отпускные, стоимость расходных материалов, затраты на прежде-временный ремонт, рабочее время отдела кадров и бухгалтерии и так далее».

В итоге, по словам Ватлина, если представить себе собственную службу уборки, работающую с качеством клининговой компании, и сравнить расходы на нее со стоимостью услуг профессиональной фирмы, получится одна и та же сумма: профессионалы, конечно, закладывают в контракт прибыль, но зато и могут экономить на масштабах при закупках оборудования и расходных материалов. При этом организация может не тратить ни минуты рабочего времени на вопросы, связанные с уборкой, а при необходимости у нее есть возможность быстро увеличить или сократить объем выполняемых работ».

Сор из офиса

Из государственных учреждений уборку помещений на аутсорсинг передает, например, УВД по Архангельской области, управление Роспотребнадзора, УФНС по Архангельской области и НАО... По мнению участников рынка, эта тенденция продолжится. Однако радужных перспектив по этому поводу опрошенные нами представители компаний не ожидают.

Главным критерием, по которому оценивается предложение компании на аукционе, является цена. Начальная стоимость контракта, предлагаемая заказчиком, и так не позволяет рассчитывать на хорошую прибыль, что и говорить об игре на понижение.

«Сейчас на рынке появились частные предприниматели, которые, выставляя очень низкую цену за свои услуги, выигрывают аукционы. Они открыто заявляют: государство дает деньги, мы хотим оторвать свой кусок. И им абсолютно наплевать на зарплату, какую будут получать уборщицы, на качество предоставляемых услуг. В этом плане законодательство о госзаказе несовершенно и не защищает уборщиц, вовлеченных в эту сферу, - считает Юлия Вепрева. - Для нас самое главное — это качество. Необходимо обязательно лицензировать эту деятельность, чтобы поднять уровень оказания услуг до профессионального. Мы не бьемся за низкие цены, потому что изначально ставили перед собой задачу довести клининг в Архангельске до хорошего уровня. «Чистый дом» состоит в Международной ассоциации компаний индустрии чистоты. Мы работаем по российскому ГОСТу Р 51870-2002, но стремимся довести наши услуги до уровня международных стандартов. Уверена, что в Архангельске такие же цели преследуют всего две-три компании».

Чистые перспективы

По данным Международной ассоциации компаний индустрии чистоты, клининговыми компаниями обслуживается не более 15% площадей, которые требуют профессиональной уборки, из них 95% приходится именно на коммерческую недвижимость. Общий объем рынка профессиональной уборки в России составляет около $220-350 млн, половина его приходится на московские компании.

«Клининговый бизнес остается достаточно перспективным. Но есть ощущение, что в условиях кризиса развитие немного притормозится», - говорит Юлия Вепрева.

«На рынок клининга существенное влияние, как ни странно, оказывает местная власть. После того как городская администрация стала обращать внимание владельцев недвижимости на внешний вид фасадов зданий, заказы увеличиваются. А когда прокуратура и мэрия Архангельска указали на необходимость чистки кровли зданий, возрос спрос на работы по очистке крыш от сосулек и снега», - отмечает менеджер компании «Формула чистоты» Сергей ДАВЛЕТШИН.

По его мнению, несмотря на кризис, потенциал роста рынка клининга в Архангельске есть. «По крайней мере в сравнении с Северодвинском в областном центре владельцы зданий более лояльны к клининговым компаниям», - считает Сергей Давлетшин.






Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей