Артём БОТЫГИН | 21.01.2017 00:11:55
С марта кондукторы в общественном транспорте Архангельска в обязательном порядке вооружатся валидаторами – устройствами для работы с электронными проездными. Такие карты уже выдают льготным категориям граждан для замены бумажных талонов. Плюсов много: льготники забудут про очереди, администрация Архангельска избавится от расходов на печать и распространение «билетиков», перевозчики – от лишней отчетности. Одно только «но» – приобретать валидаторы частникам придется за свой счет, иначе они могут лишиться маршрутов.
Администрация Архангельска докладывает о полной готовности к переходу на электронные проездные билеты взамен бумажных талонов, которые выдаются льготным категориям горожан – ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам в возрасте 70 лет и старше. С 1 марта они смогут пользоваться правом на бесплатный проезд в общественном транспорте только по электронным картам.
Для того чтобы создать муниципальную информационную систему, администрация областного центра провела конкурс на закупку специального программного обеспечения. Его выиграла компания из Санкт-Петербурга ЗАО «МФ Тариф», которая еще в 2014 году «обкатывала» в Архангельске автоматизированную систему оплаты проезда в городском транспорте, однако тогда до завершения проекта дело не дошло.
Как это работает?
До марта талоны на льготный проезд выдаются по старинке: МУП «Архангельское предприятие пассажирских перевозок» (АППП) заказывает и распространяет бумажные билеты, а также занимается отчетностью. На эти цели предприятие ежегодно тратит 1,9 млн рублей. Это не бюджетные деньги – их МУП возмещает за счет абонентской платы, которая возложена на автоперевозчиков.
Электронными проездными будет заниматься также АППП – закупленное программное обеспечение передано в ведение муниципального предприятия. К первому дню весны МУП планирует выпустить и выдать льготным категориям граждан электронные карты, а перевозчики должны обеспечить каждый свой автобус портативными валидаторами. Стоит такое устройство порядка 35 тысяч рублей. Однако, по словам начальника управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства администрации Архангельска Алексея ПОТОЛОВА, разрабатываемая информационная система не привязана к конкретному производителю или модели валидатора: каждый предприниматель может сам найти и купить подходящее устройство, главное, чтобы оно поддерживало необходимые протоколы передачи данных. Также планируется, что МУП «АППП» будет предлагать валидаторы в рассрочку на год.
Инновации и экономия
Оцифровав проездные билеты для льготников, АППП уйдет от расходов на печать талонов и их распространение, соответственно, должна снизиться абонентская плата для перевозчиков. В теории – в долгосрочной перспективе – предприниматели даже выиграют от ввода электронных проездных.
Сами бизнесмены вполне осознают необходимость модернизации рабочего процесса – как минимум, это удобнее. Однако порядок, в котором им об этом было объявлено, мягко говоря можно назвать добровольно-принудительным.
По мнению администрации Архангельска, действующие до 2020 года договоры с перевозчиками предусматривают их участие в социальных программах, реализуемых муниципалитетом. Кроме того, оснащение техники валидаторами будет обязательным условием при проведении новых аукционов и конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок. А в случае, если гражданину по каким-либо причинам, в том числе и техническим, будет отказано в использовании электронного проездного, поездка будет бесплатной.
«В целом перевозчики не против развития и новых технологий, но путь, по которому пошла администрация города, вызывает вопросы. В сегодняшний тариф – 21 рубль – не включена инвестиционная составляющая. Не так давно мы передали новые документы в областное агентство по тарифам и ценам, но, как показывает практика, решение может быть принято и через полгода, и через год. И в итоге будет не экономическим, а политическим», – рассказал «БК» председатель Совета Ассоциации автотранспортников Архангельской области Андрей ПОПОВ.
Обеспокоенность перевозчиков объясняется еще и тем, что в Архангельске планируют менять маршрутную есть. В прошлом году было завершено полугодовое исследование Санкт-Петербургского научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры, по результатам которого его авторы пришли к выводу, что ряд маршрутов повторяют друг друга, и от каких-то следует отказаться. Так, например, как уже сообщал «БК», планируется отмена маршрута 22У из-за повторения 22-го, маршрута 5Э, дублирующего 5-ку, и ряда других.
При всем этом, у некоторых предпринимателей остаются долги по лизингу, к тому же нужно в срочном порядке закупать дорогостоящие валидаторы, чтобы через полгода, вероятно, прекратить работать. Однако Алексей Потолов успокаивает перевозчиков, говоря, что автобусы с отмененных маршрутов можно будет перевести на соседние, а в случае, если кто-то захочет закрыть свой транспортный бизнес, технику для работы с электронными проездными можно будет «сдать» в МУП «АППП».
«К тому же в агентстве по тарифам и ценам нам официально подтвердили, что те затраты, которые перевозчики понесут при покупке валидаторов, будут учитываться при формировании новых тарифов», – добавил Алексей Потолов.
Перспективы
АППП уже начало выдачу электронных карт льготным категориям граждан. К середине января выдано около 6,5 тысячи штук.
«МУП из собственных средств выпустит карты на 2 млн рублей. В городе ориентировочно 35 тысяч льготников, но пользуется данными услугами примерно 23-24 тысячи человек в среднем за год. Данные с электронных приборов будут отправляться в АППП. Сегодня на компенсацию проезда льготников из городского бюджета выделяется порядка 70-80 млн рублей. Надеемся, что после введения такой отчетности мы придем к какой-то экономии», – пояснил Алексей Потолов.
По его словам, в перспективе каждый горожанин должен иметь возможность пользоваться электронными проездными. Такие карты начальник управления транспорта и дорожно-мостового хозяйства администрации Архангельска называет универсальными, то есть, их предполагается использовать не только в общественном транспорте. Можно, например, привязать к карте сразу несколько услуг – от проезда в автобусе, поезде, водном транспорте до оплаты школьных обедов.
«Администрация Архангельска также работает над социальной картой архангелогородца. Чтобы не плодить «пластик», все услуги можно будет «завязать» на одну карточку. Именно поэтому дизайн электронного проездного универсальный – с символикой Архангельска, а не автобусов», – заключил Алексей Потолов.