ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Четверг, 19 декабря, 2024 19:32

Геннадий Ляшенко: «Почему бы Поморскую не сделать пешеходной улицей»?


Беседовал Илья ЛЕОНЮК. Фото автора | 24.07.2015 10:00:21

altВ должности главного городского архитектора Архангельска Геннадий ЛЯШЕНКО проработал почти два десятка лет: с 1974 по 1992 годы. Это время совпало с превращением «деревянной» столицы области в современный город. После ухода с государственной службы заслуженный архитектор России работает в проектной организации «Бизнес-проект». На днях Геннадию Александровичу исполнилось 75 лет. Юбиляр поделился с «БК» своим взглядом на современный Архангельск и объяснил, что значила политика партии для главного архитектора города.

- Чем вы занимаетесь сегодня?

- Я работаю в проектной организации. Сейчас объемы строительства, а значит и разработка проектов, несколько сократились, заказов стало меньше, но от безделья я не страдаю. Однако, к сожалению, ситуация такова, что не все проекты, в которых я принимаю участие, по тем или иным причинам сразу идут в дело.

- Почему?

- Вопрос провокационный, поскольку он предполагает развернутый ответ, с анализом состояния дел как в строительной, так и в градостроительной сферах. Всем известны проблемы с процедурами выделения земельных участков, монополизмом, преференциями для отдельных структур, политиканством и прочим... Обо всем этом я и Архангельское региональное отделение Союза архитекторов неоднократно высказывались публично. Достаточно посмотреть публикации в газетах за последние годы. Я вполне ясно выразил свою позицию как бывший главный архитектор города. Для меня важно, чтобы никто не мог сказать, что, видя, что происходит, я молчал.

Департамент градостроительства мэрии не просто не слышит, он игнорирует мнения членов профессионального сообщества. Более того, считает, что оно мешает чиновникам вершить великие градостроительные дела. А на практике при строительстве многих объектов городу наносится ощутимый вред: сужаются улицы, уничтожаются зеленые уголки. Самый большой ущерб нанесен при застройке прибрежной зоны вдоль Северной Двины от улицы Поморской до площади Профсоюзов. А с советских времен предполагалось «раскрыть» реку с Троицкого проспекта, развить рекреационную зону до проспекта. Впрочем, я увлекся... Хотя этот ряд можно продолжать и продолжать. Я не понимаю такого отношения к городскому пространству. Проявление непрофессионализма, неудовлетворенных амбиций? Или что-то другое?

- Позитивных изменений совсем не замечаете?

- У нас в городе гулять можно по набережной Двины да по проспекту Чумбарова-Лучинского. По остальной части, особенно в центре, я не гуляю, а хожу и передвигаюсь. Безусловно, позитивные изменения есть. Меняется отношение горожан и владельцев коммерческой недвижимости к обустройству своих земельных участков. Появляются отдельные благоустроенные территории с тротуарами, площадками для отдыха, стоянками для автомобилей. Реконструкция здания бывшего кафе «Смена» на проспекте Ломоносова преобразила приличный участок самой улицы перед зданием. Благоустройство территории у мебельного магазина «Депо» в здании бывшего трамвайного депо на Ленинградском проспекте может быть примером для подражания. Вообще, в городе появилось много интересных, на мой взгляд, зданий, вокруг которых формируется благоустроенная городская среда, достойная современного города. Я уж не говорю о продолжающейся застройке улицы Воскресенской, стройке на месте домостроительного комбината на Ленинградском проспекте.

- Заканчивая работу в должности главного архитектора Архангельска в 1992 году, вы могли предположить, что Архангельск будет таким, какой он сегодня?

- Если честно, конечно же нет. В то время с должности уходил главный архитектор области Вадим Кибирев, и я традиционно должен был переместиться в его кресло. В то время чиновников с «улицы» на госслужбу не набирали. Но времена изменились. Большинство вопросов стали решать деньги. Однажды ко мне в кабинет зашел беспардонный молодой человек, с порога заявил, что он богат и желает построить казино, спросил, где лучше «приземлиться». Тогда я понял, что работать на госслужбе не смогу. Позже в Архангельске начались спорные стройки, непрозрачная система выделения земельных участков, выдача разрешений без прохождение необходимых процедур.

- Вы участвовали в рассмотрении новейшего генплана Архангельска?

- Дважды. По нему было много замечаний, но ни одно из них не нашло отражения в финальном варианте. Точно такая же ситуация была и с проектом детальной планировки города. Это профанация самой процедуры рассмотрения. В департаменте градостроительства Союз архитекторов, мягко говоря, не жалуют. Невольно задаешься вопросом: думают ли наши чиновники о горожанах?

- Много разговоров было вокруг строительства торгового центра «Титан Арена». Ваше мнение о нем?

- Это сооружение регионального значения. В силу многообразия функций, которые в нем заложены, оно как магнит притягивает население. Туда едут из Северодвинска, Новодвинска и других мест. Таким образом, значительно увеличивается транспортная нагрузка на городские дороги при весьма неразвитой транспортной инфраструктуре центра Архангельска. К такому гигантскому сооружению должны быть продуманы не только подъезды на машине, но и подходы пешком. Идут люди из привокзального района, почему не сделали подземный переход через улицу Воскресенскую? Затраты не такие большие, на подземный паркинг ведь деньги нашли.

Но это не самое печальное, построили и построили. Грустно, что «Титан Арена» вышла боком на улицу Поморскую. Город, претендующий на звание Поморской столицы, по определению должен одноименную улицу позиционировать как один из главных брендов. А тут задний двор торгового центра, куда заходят большегрузные трейлеры, идет разгрузка товара. Если бы мы рассматривали этот проект на градостроительном совете, то, конечно же, сделали бы замечание, что так нельзя. Решайте свои технологические проблемы по загрузке ТЦ как угодно, но к улице обратитесь фасадом, чтобы это было красиво. Можно ли исправить эту ситуацию? Безусловно, можно: пристроить двухэтажный блок фасадом на Поморскую. Эту задачу перед владельцем «Титан Арены» должна поставить городская администрация.

- 25-этажный жилой дом, который напротив ТРК строит «Аквилон-Инвест», вас не смущает?

- Нет. Там по генплану должно быть высотное здание, правда, меньшей этажности. «Вторая высотка» никак не нарушает перспектив Воскресенской, не влияет на историческую часть города. Нельзя запрещать разумное, даже если бы там было больше этажей, это значения не имеет. Новое здание обогатит панораму города с реки, задаст ему глубинную перспективу.

- Улица Поморская сможет стать настоящим брендом города?

- Большинство населения города Архангельска ходит пешком. Мы много говорим о дорогах, но давайте поговорим о тротуарах. Пройти по Поморской с детской коляской до «Титан Арены» - испытание не для слабонервных. На углу проспекта Ломоносова, у дома Калинина, вместо тротуара брошены старые поддоны, идти приходится осторожно, чтобы не сломать ноги. Вид портит не только отсутствие тротуара, но и сваленные вдоль проезда кучи земли, древний забор застывшей стройки между проспектами Советских Космонавтов и Новгородским и т.д. Разве нужны большие капитальные вложения на двадцать метров тротуара и уборку? Просто власти плохо относятся к горожанам. Еще один момент: почему бы улицу Поморскую не сделать свободной от транспорта, связав пешеходной зоной Чумбаровку и крупнейший торговый центр? Тогда бы это был бренд, а сейчас это пространство - жалкое зрелище и грязная обувь.

- Архитектура - такое дело, что всегда кто-то будет недоволен. Можно ли обвинить предпринимателей, что они строят там, где им разрешили?

- Во-первых, я стараюсь не давать оценку работе своих коллег, даже если архитектура мне не нравится. Но как здание вписано в окружающую его градостроительную среду — совсем другое дело. И здесь важна совместная работа архитектора и заказчика. Как правило, заказчик желает построить как можно больше квадратных метров, что далеко не всегда можно сделать, не нарушая условий, диктуемых градостроительной ситуацией. И здесь стражем интересов горожан должен выступить регулятор градостроительной деятельности, а именно главный архитектор города. А если вопрос спорный, то на помощь должен прийти градостроительный совет. Это цивилизованная схема работы. Если этого не происходит, а заказчик давит, то появляются ошибки в формировании объемно-пространственных характеристик улиц.

Поэтому глупо обвинять бизнесменов в нарушениях. В конечном счете, они строят там, где им отведена в установленном порядке земля, а построить на нем здание они могут без ограничительных регламентов по внешнему виду. Ярким примером такой практики может служить здание-монстр ТЦ «Пирамида», которое загородило пространственную перспективу с Троицкого проспекта на Кирху. А пристроенное к четырнадцатиэтажному дому на углу улицы Воскресенской и проспекта Ломоносова довольно интересное по архитектуре двухэтажное здание? Вместо того чтобы оставить открытым этот участок, сделать минисквер, мы получили здесь этакую симпатичную «дулю» в угол.

Ну а набивший оскомину ЖК «Омега Хаус» на набережной нарушило функциональное зонирование города. В этом, безусловно, красиво поданном жилом комплексе будет, наверное, сотни три квартир, а значит, в них будут проживать столько же и детей. Где школа для них? За несколькими транспортными магистралями! Нам мало почти ежегодных автопроисшествий у шестой гимназии?

Все, кто приезжает в Архангельск, восхищаются набережной. Сейчас завершена ее реконструкция. Жаль, что почти не осталось причалов для маломерных судов, яхт... А как бы они украсили эти берега! Но вместо них там неприступные стенки и дебаркадеры с ресторанами.

-Получается, что профессиональное сообщество не имеет право голоса, достаточно получить одобрение на общественных слушаниях?

- Общественные слушания, по-моему, - это профанация, изобретение не совсем добросовестных людей. Во-первых, население о них плохо информируют, размещая сообщения на сайтах или в непопулярных газетах. Кто их будет специально искать? Во-вторых, кто на эти слушания приходит? Бабушки из соседнего двора, потому что им скучно дома, или известные люди для собственного пиара... Но никто из них не разбирается в строительстве. Почему, когда человек болен, врачи собирают консилиум, чтобы определиться с лечением, а когда речь идет о застройке города, собирают общественные слушания из невесть кого?

В первую очередь должен быть профессиональный анализ. Когда я работал, было два градостроительных совета: городской и областной, все объекты проходили эту процедуру. Позже я предлагал создать совет из главных архитекторов города, которые занимали эту должность в Архангельске, но предложение не нашло отклика. Весомого профессионального анализа от общественных слушаний не получишь. Более года назад главный архитектор города на заседании правления региональной организации Союза архитекторов обещал возобновить работу градостроительного совета. Был только звонок из Москвы, из центрального правления Союза архитекторов, спрашивали, как мы относимся к положению о градостроительном совете Архангельска, которое на рассмотрение прислала наша мэрия. А мы его не видели, нам никто его не показывал. Кто в нем состоит? Как и какие вопросы планируют решать?

- Вас часто критиковали за то, что за время вашей работы город потерял важные исторические постройки. Какие из них вам откровенно жаль?

- Любой город меняется и без архитектурных утрат не обходится. Когда мы говорим о советском времени, нельзя забывать, что всеми процессами в стране управляла коммунистическая партия и ее идеология. Гимн того времени: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим...» Идея разрушения мира насилия подразумевала разрушение храмов, домов некогда богатых людей. Эта идеология проникала в сознание и отражалась на профессиональной деятельности.

К началу шестидесятых Архангельск был деревянным городом с прекрасной архитектурой немецкой слободы. Больше всего жаль именно ее. Но в этот период город был без нормальной канализации, водопровода и отопления. С началом широкомасштабного строительства произошел колоссальный индустриальный скачок. В области стали производить кирпич, железобетон, панельные дома, строить ТЭЦ, водопровод, канализацию, открыли в АЛТИ факультет промышленного и гражданского строительства. Увеличилась транспортная нагрузка на улицы города, Троицкий проспект требовал расширения, что и произошло. Однако мы сохранили от старой застройки один дом на углу улицы Логинова и «Марфин дом», в то время он стоял напротив кинотеатра «Мир».

На углу Карла Либкнехта и Чумбарова-Лучинского, на месте, где сейчас стоит «Дом книги», был деревянный дом, который я предлагал оставить, сократив возводимое здание на один подъезд. Идею озвучил первому секретарю обкома партии Борису Попову. Он ответил, что дом сохранять нельзя — там жил поп, да и сокращать количество квартир в центре города не хочется. В итоге дом разобрали, а после восстановили по чертежам на перекрестке улицы Иоанна Кронштадтского и проспекта Чумбарова-Лучинского. Конечно, это новодел, но он уникален, хотя и без прежнего декоративного убранства, которое не удалось до конца восстановить.

- Что вы проектировали в частном порядке?

- После ухода в отставку мне предложили сделать проект жилкомплекса «Корона» на улице Воскресенской. Я с удовольствием за это взялся. После проектировал «Гранд Плазу». Там уже были забиты сваи и изначально планировали строить банк. Это усложняло работу.

По моему мнению, любое новое здание в городе должно быть облагорожено средой и опытом прошлого. Когда вы идете по Невскому проспекту, хочется останавливаться и любоваться каждым зданием, а когда гуляете по Троицкому проспекту Архангельска, возникает желание ускорить шаг. Атмосфера, создаваемая архитектурой, должна быть теплой и дружелюбной к человеку.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей