Егор РАДЬКО. Фото автора | 07.08.2020 17:44:04
Реклама на улицах Архангельска удивляет своим разнообразием — в плохом смысле этого слова. Для решения проблемы администрацией города в 2018 году было принято решение разработать дизайн-код, устанавливающий правила размещения рекламных материалов. Сегодня инициатива находится на итоговой стадии реализации.
24 июля 2020 года администрация Архангельска утвердила дизайн-код города, разработанный студией Артемия ЛЕБЕДЕВА. Стоимость создания документа — более 3 млн рублей. Дизайн-код – это свод правил и рекомендаций, с помощью которых должна формироваться стилистически единая, комфортная и безопасная городская среда.
В документе Архангельск разделен на три вида городских пространств, для которых установлены индивидуальные правила размещения рекламы. На 139 страницах приведены примеры применения дизайн-кода к фасадам зданий, расположенных в первой линии застройки, призванные дать организациям и оформителям более четкое понимание разработанных правил размещения информационных конструкций. Главная задача – создание комфортной городской среды, включающее формирование уникального облика Архангельска.
«У общества есть запрос на благоустроенную городскую среду, - отметила главный архитектор Архангельска Александра ЮНИЦЫНА. - И избавление от визуального шума, вызывающего негодование у наших жителей своим содержанием, формой, цветом, входит в дизайн-код. Мы должны с этим бороться, отвечая потребностям общества. Чтобы быть свободным, нужно следовать правилам. Дизайн-код – это свод тех самых правил».
Еще одна функция дизайн-кода – уберечь памятники архитектуры и культуры. Он регламентирует размещение рекламы не только на фасадах зданий, но и рядом с ними. Для примера на страницах документах приведен возможный дизайн вывесок на нескольких исторических зданиях на проспекте Чумбарова-Лучинского, не портящий его визуальный концепт. Такой подход позволяет сохранить индивидуальность архитектуры, не превращая улицы в «доску объявлений».
Дизайн-код распространяется не только на рекламу. Он может сделать жизнь в городе удобней. Например, лавочки со спинками лучше ставить в парковых зонах, скверах – там, где люди долго гуляют. А на тротуарах и автобусных остановках уместнее делать скамейки без спинки.
В администрации города уверены: соблюдение дизайн-кода поможет сформировать полноценную архитектурно-художественную городскую среду и создать комфортное визуальное пространство в Архангельске. Пилотной площадкой для студии Артемия Лебедева стали дома на улице Воскресенской, 55 и 59 («Триумф» и «Империал»). Для них на страницах документа приведены готовые варианты размещения рекламных конструкций. Дизайнеры предлагают заменить все крупные, яркие и дублирующиеся вывески на более сдержанные и приятные для восприятия. Время покажет, будут ли собственники использовать наработки столичных специалистов.
В то же время за несоблюдение правил предусмотрены санкции. Точная дата введения взысканий за нарушения дизайн-кода Архангельска еще не названа, поэтому у предпринимателей гарантированно есть время до поздней осени — на приведение вывесок к нормативном виду. Документ размещен на сайте администрации города, к нему открыт доступ для всех желающих. В случае, если предприниматель отказывается менять рекламную конструкцию, не соответствующую правилам, его может ждать штраф.