Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото vk.com/teplo_severa и Алексея Липницкого | 06.03.2024 18:21:16
Через традиционные орнаменты передаётся важная информация будущим поколениям – как по своеобразной ниточке, связывающей прошлое и настоящее. В этом убеждены создательницы бренда «Тепло Севера» Юлия ОЛЬХОВСКАЯ и Лариса ФЁДОРОВА. Они изучают северные орнаменты и росписи и переносят их на современную одежду. «Бизнес-классу» Юлия и Лариса рассказали о миссии бренда, а также поделились планами по его развитию.
Идея родом из детства
Для двух подруг-предпринимателей общее дело началось… с детского увлечения и желания показать северные орнаменты всему миру.
«Я очень люблю Норвегию и их известные на весь мир свитеры с национальными узорами. И чуть больше года назад у меня появилась идея создания свитеров с нашими северными орнаментами. В это же время, в сентябре 2022 года, моя дочь захотела научиться вязать. В поисках педагога я обратилась в Детскую школу народных ремёсел. Но именно на вязание записаться не удалось, и ребёнок начал постигать азы ткачества, – рассказала Лариса Фёдорова. – Так я познакомилась с мастерами, которые преподают в школе. И в итоге именно они помогли нам найти эскизы орнаментов, вышивок, росписи, посвятили в их историю и значение».
Лариса рассказала о задумке Юлии Ольховской: она занималась вязанием в детстве и была тоже очень вдохновлена этим мастерством.
Создательницы бренда «Тепло Севера» Юлия Ольховская и Лариса Фёдорова.
«Мы встретились в кафе и практически одновременно стали говорить о вязании. Так зародилась уже общая идея начать производство вязаных свитеров с северными орнаментами, которые могли бы стать настоящим брендом Поморья – такими же известными во всём мире, как норвежские свитеры», – добавила собеседница «БК».
Вышивку наносят машины
Однако на первых порах планы с вязаными изделиями пришлось отложить из-за отсутствия специалистов, которые могли бы этим заняться в Архангельске.
«Профессия практически вымерла. Да, есть единичные специалисты, у которых и так много заказов. Но с нашими объёмами они были не готовы работать. Так что пока мы отложили идею со свитерами, однако полностью от неё не отказались, – отметила Юлия Ольховская. – Сейчас решили сосредоточиться на производстве удобной и современной одежды – худи, толстовок, свитшотов, костюмов и футболок – с северными орнаментами. Причём именно с вышивкой».
С поиском производственной площадки для пошива одежды проблем не возникло. Цех находится в Архангельске в центре города.
«С цехом мы работаем по договору аутсорсинга, что очень удобно. Ведь начинать дело с открытия собственного производства нерентабельно, – пояснила Лариса Фёдорова. – А на этой площадке всё отработано, есть широкий выбор тканей, и качество пошива нас устраивает».
Примечательно, что вышивка наносится не вручную: это делают машины, которые подключены к компьютерам. А эскизы подготовлены в специальной программе.
«Ручной труд более ресурсозатратен, и цена таких изделий выше. К примеру, футболка с вышивкой ручной работы стоит около 6-7 тысяч. К тому же современное оборудование позволяет наносить не менее качественную вышивку и даёт возможность выйти на бОльший объём производства», – уточнила Юлия.
«Мы здесь – проводники»
Название для будущего бренда его создательницам пришло сразу – «Тепло Севера».
«Это не только тепло физическое, но и душевное, единение с родом, нашими корнями. Ведь в традиционных орнаментах, вышивке, росписи «зашиты» глубокие смыслы, связывающие прошлое с настоящим. Изучая их, продумывая современное звучание, я ощущаю силу рода, которая льётся через нас. И мы здесь – проводники», – отметила Лариса Фёдорова.
Для первой коллекции была использована каргопольская вышивка. Узор называется «ладья». Через него вышивальщицы выражали идею движения солнца, «впрягая» в колесницу или ладью фантастических животных.
С выбором орнаментов создателям бренда помогла педагог дополнительного образования Детской школы народных ремёсел Вера МАКСИМОВСКАЯ, а Дарья ГРОМОВА сделала вышивку на первом изделии. К слову, именно Дарья несколько лет назад создавала архангельскую часть вышитой карты страны, на которой были представлены традиционные узоры и орнаменты.
«Параллельно с традиционной каргопольской вышивкой мы запускали вторую линейку. Из орнамента Плесецкого района взяли один элемент – получилась руна. Решили её соединить с мотивом северного леса. Этот элемент в виде вышивки можно увидеть на нашей мужской коллекции – на худи и футболках. Кстати, многие её ассоциируют с медвежьей лапой. Действительно, получилось очень похоже», – добавила Юлия.
Шенкурские корни
Третьей стала коллекция с шенкурским орнаментом. Эту линейку подсказала сама жизнь: Ларису и Юлию, которые состоят в Союзе женщин России, в конце прошлого года пригласили в Шенкурск на 50‑летие районного Совета женщин.
«Продумывая бренд, мечтала обязательно создать одежду с шенкурскими орнаментами. Для меня это личная история. Прабабушка и бабушка – из деревни Усть-Паденьга, которая находится недалеко от Шенкурска. Здесь корни моего рода, – уточнила Лариса Фёдорова. – И когда нас пригласили на мероприятие, мы создали коллекцию, чтобы презентовать её именно на шенкурской земле. Идея была реализована в очень короткий срок – чуть больше чем за неделю! В вышивку «переведены» важские и шенкурские росписи. Помощь в подготовке коллекции нам оказали художники Михаил БРОНСКИЙ и Марина ДЕДЁШИНА».
В итоге коллекция получилась очень красивая и была с успехом показана в Шенкурске. Там же основательницы бренда познакомились с местными мастерами, побывали в мастерских и в музее.
«В Шенкурске мы познакомились с художницей Евгенией ДИМИТРОВОЙ, что привело к созданию новых моделей свитшотов с вышивкой: её основу составила шенкурская роспись с короба, который украсила Евгения, – отметила Юлия Ольховская. – Поездка нам очень запомнилась, благодаря ей мы почерпнули много новых идей для будущих коллекций, познакомились с невероятными людьми и их работами и даже увидели старинные полотенца из запасников музея. Это подтолкнуло к мысли о том, как развить проект: вместе с росписью и орнаментами знакомить людей с интересными местами региона».
Основательницы бренда не останавливаются на трёх районах (округах) нашей большой области, хотят охватить все девятнадцать. В ближайших планах – подобрать орнамент, отражающий самобытность Устьянского округа.
«Мы не просто подбираем орнамент или узор и переносим в вышивку: стараемся разобраться, о чём он говорит, в его истории, образности. В этом помогают педагоги школы Бурчевского, редкие книги по орнаментам и люди, которые нам пишут в соцсетях», – уточнила Юлия.
Масштабы ярмарок растут
Примечательно, что первая коллекция бренда «Тепло Севера» вышла в свет к «Белому июню».
«Первые модели созданы буквально за две недели до «Белого июня». Одежда была представлена на стенде мероприятия, а также на модном показе. Отзывы получили очень хорошие, – отметила Лариса Викторовна. – Затем благодаря Агентству регионального развития мы приняли участие в Маргаритинской ярмарке. Важно, что всего за несколько месяцев после «Белого июня» бренд стал узнаваем. Интерес к нему проявляют люди самых разных возрастов и профессий, целые семьи, которые обращаются к нам с запросом изготовить так называемый family look».
А буквально на днях, с 28 февраля по 3 марта, «Тепло Севера» представили в Москве на выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья». Также в рамках выставки состоялся показ коллекции. Участие в столь масштабном событии стало возможным тоже благодаря Агентству регионального развития (Центру услуг «Мой бизнес»). Уточним, что агентство работает в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
«Агентство очень активно помогает нам на всех этапах, как информационно, так и с продвижением бренда, – пояснила Лариса Фёдорова. – Мы хотим выходить за пределы Архангельской области, чтобы через одежду рассказывать о нашем регионе, привлекать к нему внимание жителей разных уголков России. И не только. Собираемся принять участие в бизнес-миссии в Китай, которая запланирована на это лето».
По мнению основательниц бренда, популяризация традиционной северной росписи и орнаментов необходима и внутри региона. И особенно важно передавать эти знания подрастающему поколению.
«Мы подготовили курс для детей, в рамках которого они сами создадут собственный уникальный костюм с использованием северных орнаментов. А представить созданную одежду смогут на 440‑летии города, что тоже очень символично», – убеждены создательницы бренда.