Артем БОТЫГИН | 01.10.2016 01:22:36
В Новодвинске представители исполнительной власти, крупнейших целлюлозно-бумажных предприятий страны и экологи попытались заглянуть в 2019 год – когда большим заводам, влияющим на окружающую среду, придется работать по новым правилам. В 2014 году были приняты изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в корне меняющие основы нормирования в России. К этому закону у бизнеса до сих пор остаются вопросы, решать которые заинтересованные стороны начали в формате деловых игр.
Одно из главных изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» состоит в том, что теперь все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории. Если брать предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, то к первой категории отнесены заводы, производящие более 20 тонн продукции в сутки. Именно такие предприятия начиная с 1 января 2019 года должны будут получать комплексное экологическое разрешение (КЭР).
Порядок выдачи этого документа пока еще разрабатывается Министерством при-родных ресурсов и экологии Российской Федерации, но на базе Архангельского ЦБК с 26 по 28 сентября участники бумажного производства со всей страны попытались смоделировать ситуацию, словно 2019 год уже наступил и подавать документы для получения КЭР нужно сейчас.
Что наша жизнь? Игра!
Формат деловой игры уже был опробован на Красноярском алюминиевом заводе, на цементном заводе в Рязанской области и доказал свою эффективность – на практике гораздо заметнее неточности и дублирования в законодательстве, которые нужно устранить. К слову, мероприятие в Новодвинске привлекло не только друзей и коллег АЦБК, но и гостей из Швеции и Норвегии.
Координатор программы сотрудничества с Россией департамента развития экологической политики Шведского Агентства по охране окружающей среды Оке МИКАЭЛЬССОН рассказал «БК», что эта организация более 20 лет сотрудничает в области экологии с Россией и эксперты агентства не перестают удивляться достижениям российских коллег.
«Например, недавно мы узнали, что единственный алюминиевый завод в Швеции несколько лет назад был приобретен российским собственником. Завод успешно проходит проверки, получает разрешения. При этом новый владелец в несколько раз улучшил экологические показатели, обновил оборудование. Даже местные жители это отметили. Я думаю, что Архангельский ЦБК работает примерно на таком же уровне. Мы прекрасно понимаем, что это предприятие относится к числу лучших в России, и можем сравнивать комбинат с шведскими предприятиями с позиции наших требований», – добавил Оке Микаэльссон.
В качестве площадки для проведения деловых игр обычно выбирается крупное предприятие, которое можно приводить в качестве примера в области природоохранной деятельности, отмечает главный эколог АО «Архангельский ЦБК» Евгения МОСКАЛЮК. По ее словам, большинство наилучших доступных технологий (НДТ), перечисленных в соответствующем справочнике, присутствуют на АЦБК. Например, при производстве комбинатом целлюлозы и картона уровень очистки воздуха и воды составляет 98%.
«К игре комбинат готовился очень серьезно. Если посмотреть на результаты кон-курса по добровольной отчетности в области выбросов парниковых газов, вы увидите, что это лучший отчет в России. Лучшие методические документы тоже здесь. Поэтому мы очень надеемся, что отсюда вернемся домой с новыми рекомендациями и проект порядка выдачи комплексных экологических разрешений станет еще более разумным, понятным и логичным», – подчеркнула модератор деловой игры – доктор технических наук, профессор Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева Татьяна ГУСЕВА.
Обращение в Минприроды
Итогов у деловой игры было два: непосредственно выдача (пусть и воображаемая) комплексного экологического разрешения АЦБК и подписание резолюции с предложениями всех участников по улучшению законодательства, чтобы окончательная версия природоохранного закона стала понятной, а система нормирования и отчетности предприятий – прозрачной.
«АЦБК получил КЭР большинством голосов членов экспертной комиссии. Думаю, мы готовы к 2019 году. По итогам игры мы пришли к тому, что есть моменты, над которыми нужно работать, ряд вопросов по несовершенствам в природоохранном законодательстве, по разработке порядка выдачи комплексных экологических разрешений. Прежде всего, много неясностей, связанных с нормативно-правовой базой. Мы надеемся, что те замечания, которые высказали представители нашей отрасли, будут учтены при дальнейшей разработке положения и пойдут на пользу предприятиям целлюлозно-бумажной отрасли», – отметила Ев-гения Москалюк.
По мнению начальника отдела государственной экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Архангельской области Натальи ГУНЬКИНОЙ, чтобы АЦБК смог получить КЭР и в реальности в 2019 году, комбинату нужно просто продолжать работать не хуже, чем сейчас.
«Несмотря на то, что у нас экологическое нормирование очень жесткое, АЦБК, на мой взгляд, делает все правильно. Предприятие практически находится в пределах нормативов по выбросам и сбросам, не испытывает трудностей с размещением отходов. Самое главное – коллеги с других предприятий ЦБП могли обменяться мнениями, вместе взглянуть на проблему и разработать предложения авторам нормативных документов», – уточнила она.
Но помимо позитивного результата – получения разрешения Архангельским ЦБК, во время игры обнаружились и новые «подводные камни» в законодательстве в сфере охраны окружающей среды – к такому выводу пришла Ольга КУРИЛО, заместитель главного инженера по охране природы АО «СоликамскБумПром» (предприятие входит в тройку ведущих производителей газетной бумаги в России).
«Революция в экологическом нормировании – так можно назвать изменения в закон «Об охране окружающей среды» – проводится для того, чтобы дать возможность предприятиям развиваться, не увеличивая нагрузку на окружающую среду. Но при этом очень важно избежать дублирования показателей нормирования, не должно возникнуть противоречий в законодательстве. Думаю, что все выскажут свои предложения, которые будут аккумулироваться на АЦБК, а его представители в итоге передадут резолюцию в Минприроды», – пояснила Ольга Курило.
.
В качестве примера противоречий в измененном законодательстве можно назвать, пожалуй, предмет самого яркого спора за два дня деловой игры. Мнения экспертов разошлись, когда возник вопрос о том, нужно ли при получении КЭР согласование Росрыболовства. С одной стороны, в обязанности ведомства входит контроль чистоты воды, но с другой стороны, существует и Росприроднадзор. При этом критерии оценки у двух ведомств отличаются, а ко всему прочему, в ближайшие годы появятся еще и справочники по НДТ, которые тоже будут влиять на выдачу предприятию комплексного экологического разрешения.
По мнению участников деловой игры, в будущем стоит обстоятельно и четко определить основные параметры нормирования, чтобы исключить разночтения.
Новый порядок
Отдельной темой обсуждения стал вопрос, как новая система нормирования будет уживаться с существующей. Пока что со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации пояснений по этому поводу не было, зато участники целлюлозно-бумажной промышленности сходятся во мнении, что старую систему оценки давно пора отменить.
«После деловой игры осталось двоякое впечатление, – рассказала Ольга Курило. – Мне казалось, когда мы создавали информационно-технический справочник, что появится комплексное решение, которое заменит пусть не все разрешения, но хотя бы те, где есть какие-то нормируемые величины. Но пока такое ощущение, что это будет дополнительный документ, содержащий совсем иные нормативы. Как мы будем поступать с уже имеющимися разрешениями, полученными по старой системе, – это большой вопрос. По моему мнению, как эколога, старого нормирования не должно быть. Есть лицензия, есть санитарно-защитная зона, договор на водопользование – пусть они остаются. Нормирование же должно перейти на новые рельсы: не постоянное ужесточение требований, а развитие в соответствии с увеличением мощностей производства».
Ее мнение разделяет и председатель президиума Архангельского регионального отделения общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Анатолий МИНЯЕВ. Он уверен, что сегодняшняя система нормирования позволяет получать раз-решения, выпуская экологически грязную продукцию, а нормирование через НДТ позволит идти вперед по пути экологизации всех видов промышленности.
«Впервые в моей практике законодательные органы решили посоветоваться со специалистами при доработке нового закона и нормативных актов, которые должны выйти вслед за ним. Пока мы еще не знаем, какие к 2019 году будут приняты экономические механизмы при регулировании этой деятельности. Предложения разные, например, увеличить в несколько раз экологические платежи для тех, кто не внедряет наилучшие доступные технологии. Это серьезно, потому что так называемая «грязная» продукция станет неконкурентоспособной», – подчеркнул Анатолий Миняев.
В то же время такой подход будет стимулировать предприятия к выпуску более «чистой» продукцию. Именно на это и направлены изменения в закон «Об охране окружающей среды». А если еще и предложения, которые были подготовлены в рамках деловой игры на Архангельском ЦБК, будут услышаны и поддержаны, то предприятия с большей охотой станут следовать новым правилам.
Прямая речь
Дмитрий НЕКРАСОВ, Архангельский межрайонный природоохранный прокурор:
– Понаблюдав за ходом деловой игры, послушав мнения специалистов, я пришел к выводу, что с новым законодательством много проблем. Сегодня каждый юрист, эколог или специалист будет толковать закон по-своему. В том числе потому, что закон не отменил предыдущую систему разрешений. Получается, все старое остается и новое вводится.
Но все признают, что сама идея хорошая: в идеале в 2019 году должно быть всего одно – комплексное – разрешение вместо нескольких. Хорошо, что мы собрались сегодня, а не в декабре 2018 года. Пока есть время для корректировки законодательства. Надо привести все нормативные акты к единому знаменателю.
Михаил БЕГАК, ведущий научный сотрудник лаборатории экономических проблем экологической безопасности НИИЦЭБ РАН (научно-исследовательского центра экологической безопасности Российской академии наук):
– Деловые игры входят в программу Года экологии, который фактически уже на-чался. Фокус в том, что российские справочники по НДТ писались специалистами целюлозно-бумажных комбинатов. И те требования, которые предъявляются к выработке целлюлозы, производству бумаги и картона, они достижимы. Одно из требований закона – чтобы НДТ, которые используются, применялись по крайней мере на двух предприятиях в стране. То есть задача подхода НДТ – подтянуть плохие предприятия на уровень хотя бы выше среднего.
В этом плане АЦБК достаточно хорошо себя показывает. Нам рассказали, что предприятие планирует сжигать дурнопахнущие газы – это тоже большой шаг в нужном на-правлении.
Наталья ГУНЬКИНА, начальник отдела государственной экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Архангельской области:
– Российское законодательство, безусловно, самое строгое – жестче, чем финское, шведское или норвежское. Потому что мы отталкиваемся от санитарно-гигиенических нормативов. Когда мы говорим об экологии – это все-таки экономика природопользования. И на каком-то этапе соблюдение конкретного норматива оказывается очень дорогим удовольствием.
У зарубежных коллег есть свои наилучшие доступные технологии. Но у них объем стока намного меньше. В этом плане экологические требования в России и за рубежом полярно разные. Я видела, как работают комбинаты в других странах, и могу сказать, что наше предприятие лучше очищает воду, выбросы чище, отходов меньше, если считать на тонну произведенной целлюлозы. Но дело в том, что у нас объем производства больше.
Если говорить о Финляндии, там логика другая: какой смысл вкладываться в более глубокую очистку отходов, если можно снизить ущерб для экологии, уменьшив производство. И им разрешают работать так – чистить хуже, но объем производства не должен превышать каких-то установленных ограничений. А если хочешь производить больше, чисти лучше.
Термины
Объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, называется объект капитального строительства и (или) другой объект, а также совокупность объектов, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков.
Наилучшая доступная технология (НДТ) – технология производства продукции (товара), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. (Определение из Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Нововведения
-
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве НДТ для конкретной области применения, назначен Росстандарт.
-
В июне 2015 года на базе ФГУП «ВНИИ СМТ» создано Бюро НДТ для координации деятельности технических рабочих групп при разработке справочников НДТ.
-
Для внедрения НДТ необходимо описать 6 тысяч технологических процессов, со-ставить 27 отраслевых справочников, обновляющихся каждые три года.
-
С 2016 года установлен запрет на ввод в эксплуатацию новых предприятий, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ.
-
С 2019 году вводимые административные ограничения будут распространяться на все действующие предприятия.
-
Для предприятий, переходящих на НДТ, плата за негативное воздействие может быть полностью зачтена в счет затрат на эти мероприятия, а после внедрения НДТ при условии соблюдения технологических нормативов взиматься не будет.