Беседовала Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото https://ru.depositphotos.com/ | 06.05.2020 11:05:00
Пожалуй, не осталось ни одной стороны человеческой жизни, которой бы не коснулась новая коронавирусная инфекция. Она потрясла и мир материальный, и мир ментальный, сферу тонких чувств. И что более нарушено - пока вопрос. Но «где наше не пропадало», поэтому позаботимся о своем внутреннем состоянии. Как это сделать, читателям «БК» рассказывает кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог, психотерапевт, специалист по работе с зависимыми людьми Елена БОЯРСКАЯ.
- Елена, какова сейчас, на ваш взгляд, психоэмоциональная обстановка в обществе?
- В любой ситуации потери, ограничения привычных моментов жизни человек проходит определенные стадии. Начинается с того, что мы пытаемся отрицать, выяснять, почему это не так, думаем, что все вновь быстро наладится. Потом приходит «бунт на коленях» или гнев, мы испытываем злость из-за того, что нас ограничивают. Третья стадия - депрессия: мне плохо, хочется свернуться клубочком, никого и ничего не видеть. Четвертая стадия - принятие, когда начинаешь трезво осознавать, что происходит, видеть плюсы и минусы ситуации. Именно понимание, на какой стадии сегодня нахожусь, что со мной происходит, приводит к возможности выбирать. Например, если я понимаю, что сегодня в гневе, не стоит общаться с родственниками, принимать серьезные решения. Если на стадии депрессии, стоит попросить о помощи, поддержке по телефону, побаловать себя тем, что доставило бы радость.
Стадия принятия позволит сделать следующий выбор. Самая простая технология - анализ: обдумать сильные стороны - какие есть активы, что осталось в запасе, какой опыт уже приобретен; слабые стороны - какие у меня сегодня потери, какие вижу угрозы; новые планы. Следующий шаг - подумать о возможностях. У нас в обществе не очень принято, к сожалению, обращаться к психотерапевтам или психологам, но кризисная ситуация - хороший стимул сменить привычки. Нужен человек, который вас выслушает, и именно его присутствие, возможно, позволит найти новый ресурс, новый взгляд на угрозы, на возможность составить план, как действовать в такой обстановке.
- Страх и тревога засели в головах, и это давит на психику. Но говорят, что тревога - древний эволюционный механизм, направленный на то, чтобы мобилизовать и активировать наши силы для борьбы. Можно ли в этих чувствах отыскать положительный, здравый момент?
- На самом деле не тревога эволюционный механизм, а страх. Причем страх, гнев, злость лежат в более древних структурах головного мозга по сравнению с радостью. Почему? Они позволяют выживать. Однако не стоит эмоции «сажать за руль автомобиля, но и не надо складывать в багажник».
Страх всегда сигнализирует: что-то идет не так и я делаю что-то не так. И как с этим быть? Возвращаюсь к предыдущим словам: в первую очередь найти человека, с кем можно безопасно поговорить. Что подразумевается под безопасностью? Это значит, меня не оценят, не начнут убеждать, что это не страшно, а просто выслушают. Зачастую страх — экзистенциальный, который идет изнутри, он не о том, как сделать не страшно, а о том, что я - человек и я оказался действительно в трудной ситуации. Мне нужен другой человек, который просто примет мои опасения.
Второй способ состоит в том, чтобы сделать страх осязаемым, видимым, чтобы его «глаза» стали меньше… Можно попробовать разделить лист бумаги на несколько колонок. В первой написать страх, во второй его итог - что называется, «досмотреть кино до конца» и определить, что самое ужасное может произойти. Потом думать, что делать сейчас, чтобы это «кино» пошло по другому сценарию. И четвертая колонка - что я сейчас чувствую, на сколько баллов, от одного до 10, тянет мой страх? Но повторяю: не стоит все эти вещи анализировать наедине с собой, прокручивая только в голове. Изложите на листочке бумаги, обсудите с доверенным человеком.
На самом деле мы ленивые, однако это хорошая новая привычка (если ее еще нет) – преодолевать лень и делать анализ на бумаге.
- Скажем, был у человека бизнес, дело, работа, определенный уклад жизни - и вдруг «домик рухнул». Все ли способны перестроиться, адекватно отреагировать на новые условия или же это удел единиц, волевых личностей? Что нужно для своего рода регенерации?
- Что я могу сделать, когда выходит не так, как планировал? Могу менять мир вокруг себя — понемножку менять то, что мне под силу. В сообществе анонимных наркоманов - а уж кому, как не им, плохо, когда они меняют свой мир - говорят: «Будет лучше, чем я думаю».
Еще одна техника для анализа страха: написать самые большие два-три страха за последний год, свои предположения, куда они приведут, и как вышло на самом деле. Когда делаешь это задание, с удивлением обнаруживаешь, что предположения-то были значительно хуже. Вышло не так, как думал, а чаще всего с каким-то позитивом, которого даже не замечал.
Все-таки наше осознание, видение мира крайне ограничены, мы смотрим узко, а когда проживаем потерю, эта «узость» сводится, как мы определили вначале, в четыре стадии. Нужно легче, спокойней относиться к себе, больше прощать себе и близким.
У многих из нас возникает ситуация постоянного столкновения с собственной ответственностью. Но что есть моя ответственность, где ее границы? Где границы моего пространства, границы пространства рядом находящихся со мной людей? О ком я буду думать? Только о себе или о ком-то из ближних, из тех, кто со мной работает или работает на меня, что буду делать для них? Очень велик соблазн, особенно на стадии бунта, гнева, все разбросать и сказать: все, я банкрот. Или в состоянии следующей стадии - депрессии - просто ничего не делать.
Однако у нас у всех есть ресурс для восстановления, у каждого человека за плечами есть опыт преодоления проблем, кризисов, страхов. Конечно, пандемия – это не то же самое, что обычная жизнь, хотя и она не самая новая проблема для человечества: мы, люди, справлялись с такими и выживали.
- Ограничения продолжаются, что бы вы, как врач, посоветовали людям? Может, есть некий алгоритм приведения себя в чувство?
- Тут ничего нового. Прежде всего - расписание дня. К примеру, от пункта «встать на завтрак не позднее 10 утра» до «посвящение времени детям». И неважно, сколько им лет — 3, 10, 15 или 25. Поговорить, спросить, услышать, не зацикливаться на себе. К сожалению, чувства нас иногда обманывают. Простой карандаш, положенный в стакан воды, не сломан, это оптическое искажение. Вот с чувствами бывает так же: кажется, что это невыносимо, а на самом деле разговор с другим человеком чаще всего снижает нагрузку. Физическая нагрузка - сложная история, но даже если вы сделали три маха рукой в одну сторону и три в другую - вы сделали зарядку и вы молодец! Хвалите себя.
Также нужно определять, что за чувства вы сейчас испытываете и почему. Например, услышали плохую новость, а негативная информация притягивает больше внимания, чем позитив. Допустим, вы знаете человека много лет, но вот вам сообщили о нем нелестные факты, и они перекрыли почти все хорошие моменты. Так работает психика, срабатывает именно глубинная структура страха - мы начинаем концентрироваться на плохом. А потому замечательная рекомендация - подальше держитесь от лишней информации. Не стоит вчитываться в комментарии, особенно скверные. Увы, сейчас поступает много ложной информации. Когда приходит очередная рассылка, я пытаюсь уточнить у отправителей: а знают ли они автора текста? В 98 процентах случаев никто его не знает. «Война» - большой бизнес и большие деньги, не стоит об этом забывать. Поэтому сконцентрируйтесь на хорошем.
Еще одна рекомендация - организовать себе присутствие. Что это значит? Чтобы рядом с вами был кто-то, пусть онлайн, по телефону, но чтобы были один-два человека, с кем вы общаетесь и можете проговорить то, что переживаете. К сожалению, даже многие мои коллеги в разговоре об атмосфере страха бравируют: «Нет, мы держимся». «Держимся», а в следующий момент времени – упали?.. Нет, на самом деле и мне страшно, но при этом я живу дальше, потому что навряд ли цель Бога - убить всех. Просто делаю то, что сегодня надо сделать, что от меня зависит. Вот тогда и возникнет ресурс организовать что-то новое. Для поддержки людей созданы «горячие линии» - волонтерские, государственные, можно позвонить, проконсультироваться, организовать себе присутствие другого человека в жизни.
Мир, конечно, поменяется, но не катастрофично. Как показывает практика, ни одна эпидемия не изменила мир на сто процентов. Никто не стал ходить на руках, а не на ногах. И ситуация с коронавирусом тоже закончится, и мы получим новый опыт. Да, ценой высокой. Но каждый из нас сможет сделать этот опыт важным, реализуемым для себя, и внести изменения в собственную жизнь.