Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 09.10.2015 10:39:58
Порт Архангельского тралового флота (Маймаксанский грузовой участок) может стать ключевым транспортно-логистическим узлом по перевалке рыбной продукции: такие планы рассматриваются на уровне правительства области и руководства предприятия в рамках реализации российского макропроекта по возрождению Северного морского пути. Между тем еще два года назад судьба береговой инфраструктуры АТФ казалась неопределенной...
Находившийся в государственной собственности Архангельский траловый флот, напомним, был приватизирован в январе 2014 года: аукцион выиграла компания «Вирма», входящая в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК). Основные опасения правительства области и коллектива АТФ в ходе этих перемен были связаны не столько с квотами и флотом, востребованными всегда, сколько с тем фактором, что СЗРК, имеющему активы в Мурманске, окажется не нужна береговая инфраструктура в «неудобном» Архангельске. А если так, не исключена ликвидация Маймаксанского грузового участка (МГУ), равно как и базы технического обслуживания АТФ. В последние годы до приватизации убытки этих подразделений АТФ компенсировались за счет промысла.
«Все поняли: будем жить и работать»
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что новым владельцам тралового флота удалось не только сохранить рыбный порт в Архангельске и вернуть его на рынок, но и вывести МГУ на другой уровень развития, соответствующий планам руководства предприятия и области по развитию отрасли в регионе.
«Уже после первой встречи с руководством от сердца отлегло: все поняли, что будем жить и работать в плановом режиме, - рассказывает начальник Маймаксанского грузового участка ОАО «Архангельский траловый флот» Максим ДРЕГАЛО (на снимке). – Этот прорыв – заслуга и руководства предприятия, и команды порта. Коллектив сложился прекрасный, от докеров-механизаторов до руководителей подразделений».
С начала 2015 года порт АТФ только с рыбной продукцией принял 35 судов (с учетом того, что некоторые суда приходили не по разу), наладилось сотрудничество с рыболовецкими колхозами области, рыбодобывающими предприятиями из Архангельска, а также с компаниями с мурманской «пропиской». Правительством области был принят нормативный акт, согласно которому весь прибрежный улов в летний период должен доставляться в местные порты. Для специализированного рыбного порта АТФ это решение имело огромное значение.
«Надеюсь, за последние два года мы сумели убедить всех, что можем быстро и качественно разгружать суда, оказывать весь комплекс услуг: это паллетирование рыбопродукции, хранение ее на складах, отгрузка рыбы потребителям, бункеровка судов. Кроме того, рядом - база технического обслуживания АТФ, выполняющая любые виды ремонтных работ. Порт имеет пункт пропуска границы РФ, в случае необходимости открывает зону таможенного контроля. Вся логистика оптимизируется и подстраивается под интересы клиентов. И нам очень приятно встречать знакомые и новые суда, слышать позитивные отзывы о качестве обслуживани», - продолжает Максим Дрегало.
«Завсегдатаями» рыбного порта АТФ стали траулеры «Ягры» и «Архангельск» (компании «КомсервФиш» и «Ягры»), суда рыболовецких колхозов «Прилив», «Освобождение», имени М.И. Калинина. Побывал в этом сезоне на Маймаксанском грузовом участке АТФ и транспорт с продукцией рыбколхозов Мурманской области — от компании «Вариант».
По словам исполнительного директора ОАО «Архангельский траловый флот» Сергея НЕСВЕТОВА, инвестиционная политика предприятия, рассчитанная до 2020 года, предполагает параллельное развитие всех направлений деятельности тралфлота. Общая сумма вложений еще будет корректироваться и предварительно оценивается в 7,5 млрд рублей.
«По итогам 2015 года на береговую инфраструктуру АТФ будет направлено порядка 150 млн рублей. Как минимум, на этом же уровне инвестиции останутся и в 2016-м, - поясняет Сергей Несветов. - В 2012—2013 годах порт принимал около 10 тысяч тонн рыбы, сейчас - уже 20-25 тысяч тонн. Потенциально без глобальной модернизации загрузку можно увеличить до 80 тысяч. А если задействовать неиспользуемые причалы, так называемый оголовок (при соответствующих инвестициях), порт может переваливать до 100-150 тысяч тонн рыбы в год. И не только рыбы».
Есть где строить и куда двигаться
Как отмечает Максим Дрегало, на момент прихода нового собственника холодильное оборудование рыбного порта находилось в аварийном состоянии. Уже к началу сезона 2014 года проводилось его полное обследование, разрабатывался инвестиционный проект. В итоге к концу 2015-го мощности для хранения рыбной продукции в порту вырастут до 5,5 тысячи тонн.
«В инвестиционную программу на 2016 год включено строительство еще одного холодильника на полторы тысячи тонн рыбы: затраты просчитаны и обоснованы — ждем решения акционеров. У нас есть где строить и куда двигаться», - уверен Максим Дрегало.
Рыбный порт АТФ органично вписывается в планы Правительства Архангельской области по участию в федеральном проекте восстановления инфраструктуры Северного морского пути.
«Правительство и губернатор делают именно то, что должны делать в этой ситуации: используют хорошую возможность организовать диалог с дальневосточными регионами страны о транспортировке рыбы через Арктику в Архангельск, а затем — в Москву, Санкт-Петербург и центральную часть России, - добавляет Сергей Несветов. - Железная дорога с Дальнего Востока в данном случае не лучший вариант, как и автомобильные перевозки. Со стороны АТФ все готово, и мы видим свою задачу в том, чтобы нашим коллегам-рыбакам было удобно с нами работать. Архангельский траловый флот поборется за эту нишу на рынке».
В холдинге СЗРК есть краболовный бизнес, и, возможно, уже с 2016 года в нашем рыбном порту появятся и суда этого типа.
«Краболовов ждем в следующием сезоне - пока не с продукцией, а на отстой и ремонт. Это очень интересный, хотя и сложный в нынешних экономических реалиях проект, - уточняет Сергей Несветов. – Однако мы не отказываемся от этой идеи, постепенно будем двигаться по пути ее реализации».
Рыбный порт АТФ оборудован в соответствии со всеми действующими портовыми нормативами, имеет лицензию на перевалку как традиционных, так и непрофильных видов грузов (в том числе опасных — по шести классам из девяти).
«Рынок нам достался перспективный и очень своеобразный. Финансовая составляющая при заходе судов сюда увеличивается из-за сложностей, связанных с ледовой проводкой. Между тем здесь всего около семи километров до Белого моря. У нас заключен долгосрочный контракт с Архангельским каботажным терминалом, где работают настоящие профессионалы, организующие доставку генеральных грузов на Сабетту, Ямал и в другие ключевые точки Северного морского пути, - говорит Максим Дрегало. – Наш порт имеет все возможности для перевалки генеральных грузов - пиломатериалов, труб, металлоконструкций и т. д.: для нас это не просто способ сгладить сезонные спады спроса на услуги рыбного порта - открываются совершенно новые перспективы.Сегодня порт может принимать суда с осадкой до 7,2 метра, а это 70-75% парка судов, пользующихся услугами порта Архангельск, в том числе транспорты с рыбой с Дальнего Востока».
«Конечно, порт АТФ не единственный в областном центре, но главное его отличие, прежде всего, в профессионализме наших докеров и механизаторов - специалистов эксклюзивной квалификации по обработке рыбной продукции. В то же время наш порт становится универсальным: большие инвестиционные вложения сделаны в портовые средства, ремонт причалов, обновление подкрановых путей, кранового хозяйства, погрузочной техники и т.д. Выполнена полная перепланировка территории — под хранение грузов освобождены офисные помещения для арендаторов по очень демократичным ценам. В инвестиционной программе предприятия мы видим отражение наших пожеланий, позитивный настрой руководства, акционеров и поддержку со стороны правительства области», - отмечает Максим Дрегало.
Сейчас в штате этого подразделения АТФ — более 60 человек. Люди охотно идут в тралфлот, где им предоставлен полный социальный пакет, предусмотренный российским законодательством.
«При стабильном росте числа судозаходов возможно и увеличение штата Маймаксанского грузового участка предприятия, - считает Максим Дрегало. - Самое главное для нас — интересы клиента: судовладельцев, компаний-посредников, чтобы в следующий раз они опять пришли именно к нам. Полноценный рыбный порт — историческое достояние Архангельска».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей КОРОТЕНКОВ, заместитель министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области:
- Сейчас в Маймаксу суда приходят каждую неделю: с одной стороны, это всегда праздник, с другой — уже норма. Руководство предприятия вкладывает большие инвестиции в развитие. Такие проекты, как Белкомур, строительство глубоководного района порта Архангельск, безусловно, могут возвести рыбный порт АТФ в ранг крупного транспортно-логистического узла по перевалке не только рыбной продукции, но и генеральных грузов — одной из ключевых точек программ освоения Арктики.
Мы уже приступили к формированию дорожной карты, работаем с нашими дальневосточными партнерами по проектам перевалки и доставки рыбы через Северный морской путь и наш рыбный порт в центральную часть России, Москву и Санкт-Петербург.