Григорий ДИТЯТЕВ | 17.12.2016 02:18:08
Главным вопросом 34-й, декабрьской сессии Архангельской городской Думы стало принятие во втором чтении бюджета на 2017 год и его утверждение на плановый период 2018-2019 годов. Доходы в 2017-м рассчитаны в сумме 7 млрд 423 млн рублей, расходы выше более чем на 200 млн. Таким образом, муниципальная казна будет испытывать нехватку финансов. Однако новое руководство администрации задалось целью сделать бюджет бездефицитным. Впервые за долгое время верхняя планка дефицита определена в 5%, и уже в ближайшей перспективе городские власти намерены свести его к нулю.
Таким образом, бюджет направлен на снижение рисков новых коммерческих заимствований, и в этом смысле он консервативен. Во многом это результат сохранения доходного потенциала Архангельска на прежнем высоком уровне. По мнению руководства департамента финансов, это будет возможно благодаря происходящим изменениям в налоговом законодательстве. Общий объем доходов увеличивается на 2017-й и на 2018 – 2019 годы в основном – то есть более чем на 90% – за счет роста поступлений налога на доходы физических лиц и единого налога на вмененный доход. Уже в «год Петуха» они принесут городу дополнительно свыше 150 млн, а в 2019-м должны обеспечить более полумиллиарда рублей ожидаемой прибавки к городским доходам.
Практически все средства на плановый период распределяются в соответствии с основными муниципальными программами. Социальная направленность расходов бюджета Архангельска осталась неизменной: «на людях» постарались не экономить. Все так же главным реципиентом денег остается департамент образования, на долю которого приходится более половины всех средств.
В документе заложены средства на оплату труда бюджетников с учетом изменений действующего МРОТа, предусмотрено создание дополнительных мест в детских садах и в школах. Городские власти намерены обеспечить в полном объеме действие всех установленных мер соцподдержки граждан. Право бесплатного проезда в муниципальном общественном транспорте для пассажиров в возрасте 70 лет и старше остается неизменным. Будет финансироваться и программа развития Архангельска как административного центра.
В то же время депутатов интересовали вопросы финансирования культурных мероприятий, спортивных соревнований. Обсуждался вопрос о содержании спортивных сооружений. Как выяснилось, в городе введена практика «закрепления» каждого спортивного объекта за одним из муниципальных учреждений. Кроме того, муниципальные власти рассчитывают продолжить работу по созданию доступной среды для детей с ограниченными возможностями. Причем на эти цели город рассчитывает привлечь и областные средства.
Принципиальных возражений или каких-то альтернативных идей по бюджету депутаты не выдвигали. Основная полемика развернулась по последним вопросам повестки дня сессии, на которых обсуждались указы губернатора о внесении изменений в значения предельных индексов по оплате коммунальных услуг. Причина – предстоящий значительный рост тарифов «Водоканала»: уже неизбежный, связанный с судебным решением, принятым на основе материалов по приборам учета фактического потребления воды. На прошлой сессии депутаты обратились к Игорю ОРЛОВУ с просьбой разрешить изменить предельные индексы одному из ключевых муниципальных предприятий.
В итоге выяснилось, что повышение тарифа будет не столь жестким. Смягчению роста цены услуги для жителей города поможет областная поддержка в виде 383 млн рублей, закладываемых в региональном бюджете в виде «дельты В». Это даст возможность частично компенсировать убытки «Водоканала», вызванные государственным регулированием тарифов. Таким образом, область взяла на себя большую часть финансового бремени, что позволило значительно облегчить нагрузку на кошельки горожан. В декабре 2016 года расценки на водоснабжение и водоотведение должны увеличиться на 20%, а в июле 2017 года еще на 10%. Это значительно меньше уровня экономически обоснованного тарифа – здесь рост должен составить более чем 70%.
Укрепление финансовой дисциплины, судя по всему, становится приоритетом. В частности, принято решение в следующем году приватизировать МУП «Роспечать». Вместе с тем пределы совершенствования бюджета задает депутатский корпус. Лишь после обстоятельной дискуссии народные избранники поддержали инициативу департамента финансов о возвращении в бюджет муниципальными и автономными организациями остатков субсидий, выдаваемых на оказание муниципальных услуг. Депутатов волновало, не окажутся ли в неравном положении школы в центре и на окраинах, где нормы подушевого финансирования исполнить труднее. Но чиновникам администрации удалось доказать, что речь идет о повышении эффективности использования выделенных средств и повышении компетентности руководства.
Прямая речь
Сергей МАЛИНОВСКИЙ, председатель постоянной комиссии по финансам и бюджету:
– Доходы бюджета в целом остаются на уровне 2016 года, более того, есть надежда, что наметится тенденция к их росту. В первую очередь это будет происходить за счет отчислений от НДФЛ, на который на сегодняшний день приходится львиная доля поступлений – 78%. Дефицит бюджета запланирован в сумме 209 млн рублей, и покрывать его можно только кредитом: других источников предусмотреть нельзя. С прошлого года мы можем пользоваться бюджетными кредитами под очень маленькие проценты. Ну и часть денег заложена на коммерческие кредиты – на тот случай, если нам не будет хватать других источников финансирования. Сегодня и администрацией города, и депутатами ставится вопрос о том, чтобы снизить долговую нагрузку. Это я считаю ключевой задачей.
Вячеслав ШИРОКИЙ, председатель постоянной комиссии по физической культуре, спорту и туризму:
– Скажу по своему профилю депутатской работы: на образование, культуру и спорт заложены необходимые суммы. Кроме того, предусмотрены средства и для софинансирования проектов, предусматривающих участие областного и федерального бюджетов. К примеру, на ремонт спортзалов и равную доступность к ним, на мероприятия по устройству пришкольных площадок. Содержание ДЮСШ также остается в полном объеме: на ремонты, в том числе и автономных учреждений, деятельность спортивных школьных клубов прописана отдельная строка. Мы, со своей стороны, будем контролировать исполнение бюджета, в том числе по программе развития города как административного центра. По ней на предстоящие три года заложено более 20 млн рублей, часть которых планируется направить на проектирование и строительство ледовой арены в районе Майская Горка. Будем надеяться, что все удастся реализовать и город получит столь необходимый спортивный объект.