Андрей САХАРОВ | 29.05.2015 09:38:54
Предпоследняя перед летними каникулами майская сессия Архангельской городской Думы отличилась короткой повесткой дня: рассматривалось всего семь вопросов, главными из которых стали финансовые. А именно — окончательное подведение итогов 2014 года и корректировка текущих бюджетных параметров. Изменения связаны с сокращением налоговых поступлений, вызванным экономическим кризисом.
По исполнению городского бюджета 2014 года традиционно отчитывалась директор департамента финансов мэрии Архангельска Людмила КАРПОВА. Предварительно отчет прошел процедуру публичных слушаний и был рекомендован к утверждению.
В прошлом году общий объем доходов бюджета составил 7,4 млрд рублей, а дефицит - 226 млн. Доля безвозмездных поступлений в казну - 3,1 млрд рублей. Объемы финансовой поддержки города из областных и федеральных источников по сравнению с 2013-м сократились на 11%.
Под конец 2014 года из-за ухудшения экономических условий в стране наметилась негативная тенденция падения собираемости НДФЛ, что вылилось в невыполнение плана налоговых поступлений на сумму 47 млн рублей. Кроме того, по сравнению с 2013-м собственные доходы города уменьшились на 4% из-за передачи части нормативных отчислений по НДФЛ на областной уровень, так как регион взял на себя выполнение полномочий по дошкольному образованию. В итоге доходная часть сократилась на 7%, а это более 500 млн рублей.
Возражений со стороны контрольно-счетной палаты города и депутатов финансовый отчет в целом не вызвал.
Правда, председатель постоянной комиссии городской Думы по финансам и бюджету Сергей МАЛИНОВСКИЙ выразил сожаление о том, что в расходах мэрия отдает приоритет социальной сфере. По его мнению, городским хозяйством надо заниматься плотнее, несмотря на падение доходов.
Обстоятельно по этому вопросу высказался заместитель председателя бюджетной комиссии Владимир КАРПОВ. Его беспокоит низкая собираемость земельного налога.
«На мой взгляд, стоит присмотреться к льготам по этому налогу, - считает он. - Также надо проанализировать льготы по неналоговым платежам. К расходной части бюджета претензий нет. Хочется только отметить, что прошлогодний срыв муниципальной программы по строительству жилья для людей из аварийных домов говорит о том, что надо его не строить, а покупать. Радует, что показатели просроченной бюджетной задолженности на порядок лучше областных реалий. И еще: раз мы формируем бюджет по программному принципу, то логичнее распределять и средства резервного фонда по программам. В целом у меня сложилось хорошее впечатление о том, как финансисты мэрии контролируют бюджетные потоки».
Корректировки бюджета на текущий год и плановый период 2016-2017-го также озвучила Людмила Карпова. Доходы городского бюджета продолжают сокращаться из-за падения собираемости НДФЛ. Причем первоначальный финансовый план предполагал увеличение дохода от этого налога к предыдущему году на 9,3%, но за первые четыре месяца текущего периода поступления, наоборот, упали на 2,3%: городская казна недосчиталась примерно 66 млн рублей. Если такая тенденция сохранится, за год муниципалитет потеряет 226 млн.
Поэтому принято решение сократить расходную часть городского бюджета — пока на 106 млн рублей. В частности, будет урезано финансирование обеспечения деятельности муниципальных учреждений социальной сферы. Ранее запланированные деньги предполагалось потратить на повышение зарплат бюджетникам с 1 января 2015 года, но федеральный центр перенес этот срок на осень.
Депутатов смутило решение мэрии за счет перераспределения средств увеличить на 29,5 млн рублей затраты на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие городского пассажирского транспорта» - для обеспечения перевозки людей ледокольными буксирами в осенний период. Как объяснили представители администрации города, этот шаг вынужденный: затраты на ледокольное обслуживание островных территорий растут из-за увеличения периода летней навигации по климатическим причинам. Тем не менее депутаты настояли на проведении мониторинга цен на услуги ледокольной проводки Архангельского речного порта.
Прямая речь
Ростислав ВАСИЛЬЕВ, депутат Архангельской городской Думы:
- Представители мэрии заверили, что ни одна действующая социально-экономическая программа из-за сокращения расходов не пострадает, зарплата бюджетников тоже останется на прежнем уровне. К сожалению, из-за экономических сложностей ее повышение перенесено. Вопрос ледокольного обслуживания островных территорий очень актуален. Общая сумма затрат достигла 75 млн рублей. Вызывает тревогу, что такого рода перевозками занимается монополист - Архангельский речной порт. Правильнее было бы передать организацию перевозок миноритарному акционеру этого предприятия — правительству области, чтобы не перекладывать деньги из одного кармана в другой.
Сергей МАЛИНОВСКИЙ, председатель постоянной комиссии по финансам и бюджету Архангельской городской Думы:
- Ситуация со снижением сборов по НДФЛ понятна: на нашем бюджете начал сказываться экономический кризис. Но в целом серьезных изменений нет. Бюджет неплохо исполняется. Что касается расходов, то и здесь ситуация стабильная. Единственное, что вызывает у нас замечания — это неисполнение планов по строительству социального жилья для переселенцев из ветхих и аварийных домов на улице Цигломенской. К сожалению, решение этой проблемы так и не сдвинулось с места. Правда, с недавнего времени строительство стала контролировать область.
Валентина СЫРОВА, председатель Архангельской городской Думы:
- Сокращение расходов не скажется на зарплатах бюджетников: с октября они увеличатся на 5,5%. Есть и еще одна позитивная новость: депутаты областного Собрания согласовали выделение Архангельску дополнительно 100 млн рублей на ремонт дорог. Напомню, что мы тоже добавили денег из всех резервных источников на эти работы. Затраты муниципалитета на ремонт дорог в 2015 году составят 114 млн рублей. Надеюсь, что большинство дорог успеем привести в летний период в надлежащее состояние. Мы договорились с губернатором, что ремонт будет не ямочным, а текущим: подрядчики срежут верхний слой асфальта и уложат новый.