Беседовал Андрей САХАРОВ. Фото Алексея Липницкого | 14.08.2015 09:56:22
Председатель комитета по природопользованию и лесопромышленному комплексу Архангельского областного Собрания депутатов Александр ДЯТЛОВ уверен, что именно малый бизнес в первую очередь должен пользоваться льготами по аренде лесосеки. Он уверен, что в рамках кластерного развития крупные предприятия ЛПК найдут точки взаимовыгодного сотрудничества с предпринимателями.
- Как-то неожиданно вы переключились с кураторства молодежной политики и спорта в областном Собрании на экономическую сферу. С чем это связано?
- Губернатор Игорь ОРЛОВ посчитал, что в этом созыве парламента должен быть комитет по ЛПК, так как у нас все-таки лесной регион. Возглавить его предложили мне. Молодежной политикой должны заниматься, соответственно, молодые депутаты. Например, Екатерина ПОЗДЕЕВА, прошедшая в облсобрание в моем избирательном округе по списку партии «Единая Россия».
Наверное, «лесная» фамилия сыграла роль в смене депутатских ориентиров... А если серьезно — долго советовался с коллегами, ведь раньше с ЛПК никогда не пересекался. У меня и бизнеса такого нет. В итоге пришли к выводу о том, что комитет в любом случае не примет инициатив, которые могут навредить ЛПК. Наша задача понятна: создать законодательную базу, которая будет способствовать работе предприятий. И в первую очередь мы должны оказывать поддержку малому и среднему бизнесу. Этим, в общем-то, и занимаемся.
- А представители малого бизнеса сетуют, что власти как раз оказывают поддержку тем, кто в ней нуждается меньше всего: состоявшимся гигантам индустрии — в частности, Котласскому и Архангельскому ЦБК.
- Согласен, есть такие обращения от предпринимателей. Дело в том, что Федерация придумывает, так будем говорить, свои законы по поддержке бизнеса на территории России, в том числе подразумевающие создание кластеров, которые предусматривают финансирование в размере 95% федеральных средств и 5% региональных. В то же время, чтобы реализовать любой частный инвестпроект на территории области и получить под него лесосеку на льготных условиях (50% от арендной платы), надо выложить из своего кармана порядка 300 млн рублей. Естественно, что такие финансовые затраты — это не про малый и средний бизнес. Поэтому его представители и жалуются на несправедливый подход и тоже просят льготную аренду. Я считаю, необходимо разработать региональные программы поддержки предпринимателей, реализующих инвестпроекты с капитальными вложениями до 300 млн рублей, и предоставлять им также 50% льготу.
Областное Собрание постоянно дискутирует с Федерацией по этому поводу. Например, мы пришли к выводу, что необходим закон о конкурсах на распределение лесфонда для тех, кто имеет производственные мощности по переработке древесины на территории субъекта. Сегодня на торги может заявиться любой игрок, и лесосека зачастую уходит предприятиям, базирующимся в других регионах. Возникает еще одна проблема: если открыть торги, нет никакой гарантии, что именно наши небольшие предприятия на них победят.
Сейчас для голосования на сессии облсобрания готовится обращение комитета к председателю Госдумы Сергею НАРЫШКИНУ с просьбой внести изменения в Лесной кодекс РФ, чтобы предприниматели и организации, располагающие собственным производством, участвовали в конкурсных процедурах на предоставление лесфонда.
Мы долгое время боролись за легитимизацию заготовки древесины в упрощенном порядке (договор купли-продажи) для малого и среднего бизнеса. Соответствующий областной закон, подготовленный комитетом, напомню, опротестовала прокуратура. Дело дошло до Верховного суда РФ, который поддержал ее позицию. Но почти полгода у предпринимателей была возможность работать в упрощенном порядке, региональный бюджет дополнительно получил более 70 млн рублей. Кстати, в итоге в июне 2015 года Госдума приняла закон с такими же изменениями, и с октября он заработает. Мы ждали, что в нем будут прописаны и условия проведения конкурсов для предприятий, однако этого не произошло. Если не будет реакции на наше обращение, придется действовать по опробованному сценарию и добиваться нужных результатов.
Конечно, предприниматели хотят скорейшего решения всех вопросов, чтобы спокойно работать и развиваться, однако одна только бюрократическая переписка с Москвой порой тянется годами.
- Как раз в рамках кластера можно было бы ликвидировать неравенство подходов государства к малому и крупному бизнесу за счет кооперативных связей. Но пока складывается впечатление, что созданный в области лесопромышленный кластер с участием ведущих предприятий отрасли — лишь «бумажная» инициатива для получения федеральных денег.
- В ЛПК много проблем, которые не решить без федеральных денежных вливаний. В частности, в строительство дорог к лесным ресурсам. Только за счет бизнеса это трудно сделать, а вот при наличии государственного финансирования, общими усилиями, процесс можно запустить. В конце концов, участники кластера обязаны отчитываться за расходование средств и реализацию проектов.
- Можно деньги потратить формально правильно, а на деле — впустую. Смысл кластеров - налаживание связей между предприятиями и взаимовыгодное сотрудничество на подрядах. Каким образом это наладить?
- У власти есть понимание необходимости создания условий для развития бизнеса. Главная задача — создать такие условия, чтобы крупный и малый бизнес сосуществовали, работая друг на друга. Инновации на крупных предприятиях приводят к сокращению персонала, возможности которого можно использовать в небольших компаниях. Ведущие игроки отрасли заявляют, что готовы сотрудничать в разделении труда.
Поясню на примере ситуации в Виноградовском районе, где мы недавно были вместе с заместителем губернатора по экономике и финансам Алексеем ГРИШКОВЫМ. Там малый бизнес готов инвестировать средства в экономику, если будут снижены финансовые пороги для получения льготной аренды. Прозвучал другой вопрос. Много леса раздается предпринимателям из других районов, которые платят налоги по месту постоянного пребывания: это удар по финансовым возможностям муниципалитета.
В Плесецком районе Группа компаний «УЛК» устьянского предпринимателя Владимира БУТОРИНА ведет работу по получению большого участка лесного фонда в аренду под реализацию инвестпроекта — по этому поводу там тоже поступило много обращений. Была организована встреча представителя «УЛК» с местной властью, он пообещал рассмотреть возможности уплаты налогов в районе. Дипломатическое решение таких проблем — тоже задача комитета.
В том же Виноградовском районе много леса было выделено под инвестпроекты. В свое время там было более 40 предприятий малого бизнеса, но осталось только девять, около тысячи человек потеряли работу.
Муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы передать лесосеку предпринимателям, создать рабочие места. Пока же в районах большая часть лесфонда также зарезервирована под инвестпроекты, малый бизнес с рынка практически устранен. В любом муниципалитете есть небольшие участки, невыгодные для разработки крупными компаниями из-за разбросанности, и местные предприниматели хотят получить их. Всем этим и будем заниматься.
Мы планируем объездить все территории области, «завязанные» на леспром. По итогам должна сложиться полная картина состояния дел в ЛПК области. Везде свои проблемы. Так, в Шенкурском районе опасаются «экспансии» устьянского бизнеса.
Мы готовим списки предприятий, которые работают в «белой зоне», чтобы их поддерживать впоследствии, последовательно продолжаем борьбу с «черными лесорубами» и фирмами-однодневками. Ищем золотую середину в лесопромышленной политике.