ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Не знали, как планировать сезон»: итоги лета-2019 подвела архангельская турассоциация


Анастасия НЕЗГОВОРОВА, фото Николая Гернета | 07.10.2019 11:50:05
«Не знали, как планировать сезон»: итоги лета-2019 подвела  архангельская турассоциация

Туристический сезон по направлению Архангельск – Соловки в этом году практически провален. Однако не только эта жемчужина Архангельской области «вне зоны доступа»: немало других потенциально привлекательных для туристов мест, добраться до которых решатся разве что любители бездорожья и неудобных пересадок. Однако есть в региональном турбизнесе и позитивные моменты. Об этом говорилось на встрече представителей отрасли на площадке Архангельской региональной туристской ассоциации (АРТА).

Пострадала репутация

Долгожданное событие – реконструкция аэропорта и взлетно-посадочной полосы на Соловках – обернулось для местных туроператоров убытками. О том, что авиасообщения с архипелагом не будет все лето, им сообщили только в конце февраля. А путевки на следующий сезон начинают продаваться уже в ноябре. На начало 2019 года было забронировано 500 авиабилетов на Соловки, в том числе для групп из Испании, Болгарии, Америки. 

Всего за сезон туристы покупают около 1500-2000 билетов на Соловки. Сам билет в обе стороны стоит 15 тысяч рублей, плюс экскурсия (от 4 до 20 тысяч рублей на человека, в зависимости от времени), проживание, питание. Так что в данном случае речь идет о недополученных миллионах.

«За 30 лет было две реконструкции полосы, эта – третья. Но раньше для взлета и посадки самолетов все-таки оставляли площадку. Февраль, март, апрель нам говорили, что найдется выход, будет субсидирование. И те, у кого хватало терпения, ждали до мая – рассказал директор туристско-экскурсионной компании «Помор-тур» Сергей НИКУЛИН. – Если говорить о нашей фирме, мы потеряли около 90% клиентов по этому направлению. Россияне отнеслись к форс-мажору с пониманием, большого возмущения не было. Но имидж пострадал. А вот для иностранных компаний подобная ситуация стала абсолютно непонятной и неприемлемой». 


Всего за сезон туристы покупают около
1500-2000 билетов на Соловки плюс экскурсии
проживание, питание... Так что в данном случае
 речь идет о недополученных миллионах.

Туроператорам пришлось срочно продумывать новые маршруты. Англичан, к примеру, удалось перевезти на Соловки через Апатиты, но компания, которая отправляла туристов в Россию, из-за смены логистики потеряла порядка миллиона рублей. 

Альтернатива авиаперелетам – водный транспорт. Однако на Соловки в основном едут люди среднего и пожилого возраста, и такой вариант для них менее удобен. Под рейсовый катер, который курсирует между Соловками и Кемью, поезд не подстраивается, нужно останавливаться на ночлег в Карелии. Переправить весь туристический поток через Кемь и Беломорск полноценно не удалось. 

«Одному-двум туристам еще можно объяснить положение, найти выход. С группами намного труднее. В любом случае, мы выглядели странно, не знали, что сказать людям. Хуже всего то, что нам до последнего не сообщали, когда самолеты перестанут летать – как тут планировать сезон?» – вспоминает директор туристического центра Виктория БУЛАТОВА.

Туристов приняли соседи

Как итог – основной поток туристов этим летом отправился на Соловки через Карелию. Вот тебе и «жемчужина Поморья», на которой теперь активно зарабатывает турбизнес соседнего региона! Правда, с ноября авиа­сообщение с Соловками, как заверили в Правительстве Архангельской области, должно возобновиться. 

Есть проблемы с транспортной доступностью и в другие привлекающие туристов места. Так, этим летом из-за неблагоприятных погодных условий возникли сложности с попаданием на Кий-остров. Труднодоступна и Новодвинская крепость. Много лет не решается проблема улучшения качества дорог на Онегу, Мезень, Пинегу, в Карпогоры. 

«В правительстве области нам сказали, что хороших дорог в Онегу и на Пинегу не будет, – сообщил руководитель турбюро «Лаче» (г. Каргополь) Радик АДНОБАЕВ. – Нас, представителей малого бизнеса, попросили сделать экономическое обоснование строительства дороги на Онегу, использования причала Красная пристань... Зачем тогда чиновники? Дороги и причалы не наша собственность». 


Вот тебе и «жемчужина Поморья»,
на которой теперь активно зарабатывает
турбизнес соседнего региона! 

Голубино за лето приняло 2,5 тысячи человек, здесь побывали около 5 тысяч экскурсантов. Там же летом проводились областной слет школьных лесничеств, два детских лагеря и другие события. В этом году одноименный лесной отель организовал нашумевший на всю страну «Праздник оленя». Это ли не основание для строительства нормальной дороги по этому направлению?!

В Каргополье, по словам Радика Аднобаева, в этом сезоне работалось весьма «комфортно», и все из-за того, что туристов стало меньше. «Зато» был свободный транспорт, места в гостиницах и парке… Турбюро «Лаче» занималось проработкой новых маршрутов. В последние годы у компании появились вип-клиенты. Летом по Архангельской области должен был пройти караван немецких туристов на внедорожниках. Но... случилась Нёнокса, и их пришлось перенаправить к другому соседу – в Вологодскую область.

Не хватает продвижения

«Наш регион, да и сам Архангельск, с точки зрения туризма недооценены. Перспективы есть, но нам не хватает помощи в продвижении турпродуктов со стороны власти, пиар-акций, новых притягательных мест», – считает Радик Аднобаев. 

Долгие годы нет подвижек с организацией промышленного туризма: посещением северодвинских предприятий, подводной лодки, космодрома Плесецк. Конечно, правительство региона направляло письма в Минобороны, но получило очевидный ответ, что это режимные объекты и туристам туда путь закрыт. Однако, по мнению туроператоров, областная власть даже не попыталась найти компромисс с военными.

«Такие вопросы мы тоже решать сами не можем. Но думаем, что промышленный туризм стал бы очень притягателен для туристов, – уверена Виктория Булатова. – Возьмем ту же подводную лодку: я была на субмарине, это ни с чем не сравнимые эмоции! А туристы едут именно за эмоциями. В других-то городах ведь есть подлодки, доступные для посещения». 


По мнению туроператоров,
областная власть даже не попыталась
найти компромисс с военными.

В конце сентября пресс-служба Севмаша сообщила о намерении поставить в Северодвинске памятник быстроходной атомной подлодке «Золотая рыбка». Монумент будет стоять в Приморском парке. Он может заинтересовать туристов, но их редко пускают в этот город. 

Есть проблемы и с легендарным пароходом-колесником «Н. В. Гоголь»: в этом году после нескольких рейсов запретили направление «Архангельск – Северодвинск». У Красной пристани швартоваться нельзя, у Новодвинской крепости невозможно. 

Вопросы без ответа

Как уже сообщал «БК», в начале сентября региональная АРТА обратилась к губернатору Игорю ОРЛОВУ с открытым письмом, в котором были отражены 10 наиболее острых вопросов, связанных с развитием туризма в регионе. Представителей турбизнеса пригласили на встречу, которая прошла в середине сентября. Во время этого разговора операторы так и не получили исчерпывающих ответов и запросили их в письменном виде.

Вскоре на имя председателя турассоциации Александра БЕЛЕЦКОГО действительно пришло письмо, в котором начальник управления по работе с обращениями граждан сообщил, что открытое письмо «не содержит сути предложения, заявления или жалобы (...). Дать ответ по существу его содержания не представляется возможным». 

Затем министр культуры Вероника ЯНИЧЕК, также письменно, пояснила председателю АРТА, что все ответы даны во время совещания в правительстве. Вот такой получился диалог власти и бизнеса.

Но представители АРТА не унывают, хорошо зная, что многое в их сфере в Архангельской области делается не благодаря, а вопреки. Справляться с трудностями помогает совместная работа. У руководителей фирм, несмотря на очевидную конкуренцию, сложились партнерские отношения. Они вместе готовят туры, в том числе брендовые. Впереди – новый сезон и новые интересные предложения.






Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5