ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Как провожают миллионы: в Архангельске в расходовании бюджетных денег на набережную Седова выявлены грубые нарушения


Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото ИМИДЖ-ПРЕСС | 13.10.2019 15:59:11
Как провожают миллионы: в Архангельске в расходовании бюджетных денег на набережную Седова выявлены грубые нарушения

Почти 44 миллиона рублей из областного бюджета «поглотила» фирма-банкрот ООО «СпецФундаментСтрой», выполнявшая работы на набережной Георгия Седова в Соломбале. Либо ошибке, либо умыслу поспособствовал заказчик – государственное казенное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства» (ГКУ АО «ГУКС»), подведомственное региональному минстрою.



Шпунт не по сертификатам

Правый берег Северной Двины в Соломбальском округе на участке от улицы Маяковского до улицы Кедрова укрепляют, а затем обустроят по государственной программе «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области (2014 – 2020 годы)». 

Общая стоимость проекта – почти 520 млн рублей. Работа началась в 2017 году. Через год подрядную организацию ООО «СпецФундаментСтрой» признали банкротом, а в июне 2019-го контрольно-счетная палата обнаружила серьезные нарушения, допущенные при строительстве.  Проверка показала, что у этой истории две сюжетные линии.

Первая связана со шпунтом, который использовался для укрепления берега. Простым языком, это большие металлические конструкции, которые погружаются в реку и образуют шпунтовую стенку – своего рода забор, сдерживающий натиск грунта и песка.


Почти 44 миллиона рублей
из областного бюджета «поглотила»
фирма-банкрот ООО «СпецФундаментСтрой».


Как пояснили «БК» в Контрольно-счетной палате Архангельской области, на каждую партию шпунта полагаются сертификаты с информацией о материале. При проверке сотрудники КСП установили, что эти конструкции оплачены по объему, превышающему указанный в сертификатах. 

Заказчик, не сверив данные, не выполнил строительный контроль надлежащим образом. В результате и оплата получилась больше на 4,7 млн рублей. То есть деньги заплачены за несуществующие объемы материалов и работ, а это грубейшее нарушение бюджетного законодательства – нецелевое использование средств.

«Заявить, что здесь был умысел, мы не можем. Вместе с тем мы обязаны указать на наличие в данном случае признаков правонарушений, предусмотренных статьей 293 УК РФ (халатность)», – поясняет главный инспектор аппарата КСП Архангельской области Ирина ЛЕМНЁВА.

Ущербный аванс

Однако же дело со шпунтом оказалось малой толикой в финансовых потерях. По условиям контракта, подрядчику выдается аванс. После определенного этапа работ следует их оплата. При этом заказчик удерживает часть денег в погашение аванса. То есть к концу строительства объекта сумма аванса должна быть равна нулю.

Что произошло в этом случае? Подрядная организация ООО «СпецФундаментСтрой» получила аванс 66,5 млн рублей, а работу по контракту полностью не выполнила. Строители осилили только 109 млн из запланированных 520 млн рублей, и компания обанкротилась. Но происходит следующее: ГУКС, зная, что подрядчик – банкрот (дело о банкротстве возбуждено в октябре 2017 года), в июле 2018-го заключило дополнительное соглашение к контракту, изменив порядок удержания авансовых платежей. 

«В результате Архангельской области причинен ущерб в размере 14,3 млн рублей, – продолжает Ирина Лемнёва. – При прежнем порядке удержания аванса подрядчик остался бы должен 24 миллиона рублей. После изменений неотработанная сумма аванса увеличилась, и в итоге долг составил 39,2 миллиона рублей».


ГУКС, зная, что подрядчик – банкрот
в июле 2018-го заключило доп соглашение
к контракту, изменив порядок
 удержания авансовых платежей. 


Интересно, что причина, которую ГУКС заявил как основание для изменения порядка удержания аванса – уменьшение объемов лимитов бюджетных обязательств, – оказалась вымышленной. КСП установила, что лимиты не только не уменьшились, а, напротив, фактически увеличились на дату подписания соглашения с 111,1 млн рублей до 116,7 млн.

В 2018 году контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области провела свою проверку по изменению порядка списания авансового платежа. В результате и.о. руководителя ГУКСа Павлу БАЖЕНОВУ объявили... устное замечание. 

«Оценив характер административного правонарушения, допущенного должностным лицом, принимая во внимание объяснения защитника, что правонарушение совершено должностным лицом неумышленно, впервые, вызвано высокой социальной значимостью объекта (повышение защищенности населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений, а также предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайного природного характера, связанных с негативным воздействием вод), учитывая, что изменение порядка оплаты вызвано необходимостью соблюдения сроков строительства объекта, совершенное административное правонарушение отвечает малозначительности», – полагает контрольно-ревизионная инспекция.

Контрольно-счетная палата направила в ГУКС акт проверки, в котором в том числе указаны суммы ущерба областному бюджету. Как пояснила Ирина Лемнёва, ГУКС не представил доказательств, которые бы опровергли выводы КСП. 

О результатах проверки контрольно-счетная палата проинформировала областное Собрание депутатов, правительство области, а по признакам правонарушений, предусмотренных УК РФ, направила информацию в областную прокуратуру и региональное УМВД.

Коррупционные схемы?

dementyev_a.jpgПредседателю контрольно-счетной палаты  Архангельской области Александру ДЕМЕНТЬЕВУ эта ситуация кажется абсурдной и непонятной: 

«И в отношении управленческого решения, и в отношении целеполагания. Заказчик, понимая, что подрядчик уже несостоятелен, дает ему дополнительный бонус, изменяя условия контракта и утяжеляя задолженность бюджету на 14 миллионов. Это же «глухарь» по дальнейшим попыткам возврата средств в бюджет! А эпизод с 4,7 миллиона рублей – классика жанра. В результате проверок мы раз за разом выявляем оплату невыполненных работ, суммы разные, но чаще, как и в этом случае, миллионные». 

Причем нарушения возникают при наличии на бумаге проведения всех процедур по приемке работ, с подписями уполномоченных должностных лиц со стороны заказчика, подрядчика, строительного контроля, констатирует Александр Дементьев.


«Это же «глухарь» по дальнейшим
попыткам возврата средств в бюджет!»,
- считает председатель контрольно-счетной
 палаты АО Александр Дементьев. 


«Возникает вывод, – продолжает он, – что установленный алгоритм приемки выполненных работ по ряду объектов строительства проводится формально, а возможно, и в целях реализации коррупционных схем. Понятно, что за этим стоят конкретные лица: как говорится, у каждого нарушения есть имя и фамилия. Мы, к сожалению, не имеем полномочий возбуждать дела. Тем не менее по заключенным соглашениям с правоохранительными структурами максимально активизируем работу по привлечению серийных нарушителей к уголовной ответственности». 

В противном случае в пострадавших так и будет один бюджет, убежден председатель КСП. Причем даже по судебным решениям в пользу области деньги подрядчики, как правило, не возвращают.

«Фигуранты истории, начиная с заказчика, подрядчика, члены приемочной комиссии, специалисты строительного контроля пусть объясняют компетентным органам: когда они принимали невыполненные работы, что это было – ошибка, разгильдяйство или умысел. И на сколько в итоге эти пояснения «потянут». Есть бюджетные принципы, должностные обязанности – все же просто. Но почему-то на каждом переделе возникают особые условия, индивидуальные решения», – недоумевает Александр Дементьев.

Ситуации, когда признаки коррупционных проявлений должностных лиц хорошо просматриваются, председатель КСП намерен сопровождать «в ручном режиме», чтобы подписавшие липовые акты не уходили от ответственности, в том числе уголовной. 


Фигуранты истории пусть объясняют
компетентным органам: когда они принимали
невыполненные работы, что это было –
ошибка, разгильдяйство или умысел


«Если при всей совокупности нарушений не привлекать к ответственности по уголовным статьям, другие также могут сделать вывод: ничего страшного, схему можно тиражировать, – уверен Александр Дементьев. – Надеюсь, что совместно с правоохранительными органами мы усилим направление по привлечению должностных лиц к уголовной ответственности и тем самым окажем влияние на ситуацию в строительстве в части обоснованности и чистоты подтверждающих документов».

Сейчас на набережной Георгия Седова работает ООО «Проектстрой», контракт с которым заключен в ноябре 2018 года. Проект должен завершиться к следующему октябрю.

Редакция «БК» направила запрос в минстрой с просьбой разъяснить действия подведомственного учреждения. В министерстве ответили, что представление от КСП получили 27 сентября и рассмотрят его по нормам законодательства до 27 октября.





Возврат к списку

0
Сергей Юрковский
Могу сказать, что ранее в конце 90-х встречался с работой Спецфундаментстроя в Северодвинске. который "шакалил" на предприятиях оборонного комплекса, и также выполнял работы.
С тех пор ничего не изменилось, разве что коррупционные связи, вероятно, окрепли.
В качестве примера расскажу, что Спецфундаментстрой в конце 90-х отремонтировал для Бел ВМБ зарытые в землю емкости для ГСМ, после чего спустя 2-месяца, по версии руководства базы они дали течь и в землю ушли 5 тыс. тонн топлива.
5 тыс.тонн - это сто цистерн или два эшелона, представьте Северодвинск бы утонул в топливе.
Но ничего афера прошла.
Кстати, об этой афере хорошо осведомлен один из советников губернатора.
А по нынешнему факту, что никто не видит преднамеренного банкротства? Ведь прибыль у данной конторки согласно ее бухучету упала как раз в 2017 году, а до этого в течение последних 5 лет все было ровненько.
А по нынешнему ООО"Проектстрой" можно сказать, что фирмешка зарегистрировалась 30 ноября 2017 года в Москве с уставным капиталом в 20 тыс. рублей и сразу в Архангельске набрала контрактов на бюджетные средства на общую сумму почти в 700 млн. рублей.
Кто-нибудь может поверить в такую Эру милосердия. Я нет.
Имя Цитировать 0
0
Гость
Очень бы хотелось от "Бизнес-класса" на тему исполнения контрактов объективного материала. Обязательно - с мнением строителей. Кто строит садики, школы, дороги... Про то, какие сметы рассчитывает заказчик и выставляет на конкурс, какой объем работ учитывает, а какой - нет, как феерично проходит госэкспертиза проектов. И почему в случае необходимости их (работы, материалы) нельзя изменить (заменить) по 44 ФЗ.
По крупным объектам  сметы такие огромные, что на их реальный просчет подрядчику понадобится полгода (чтобы выяснить реальные суммы описанных материалов и работ). Нереалистичные цифры приводят к тому, что  заложенные в проекте сваи 7 м "едут" в грунте, нужны длиннее, что песка и щебенки для отсыпки нужно не 4 тонны, а 14 тонн, что заложенная в смете пилястра обойдется не в 1,5 тысячи рублей, а в 10 миллионов и т.д. И по факту получается, что подрядчик вынужден эти СВЕРХработы производить ЗА СВОЙ СЧЕТ (потому что внести изменения по контракту нельзя), оплатить их заказчик не может.  Так что и в этом случае не удивлюсь, что за шпунтами "сверх объема" скрывается банально недосчитанная в смете щебенка и песок, которая была нужна в гораздо бОльших объемах. Но так как мнения подрядчика нет - это только догадки.

А ГУКС жалко... с одной стороны им выносят мозг бумажками за объект, с другой - обязательно нужно в текущем периоде израсходовать деньги, на следующий год они не переносятся.  
А по закону можно только приостановить работы, когда невозможно выполнение дальнейших работ без "всплывших" (не учтенных контрактом).
Имя Цитировать 0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Бизнес-класс ТВ

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5