ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Схема жалоб и предложений: реформа системы обращения с отходами в версии правительства области вызывает вопросы


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 01.02.2019 22:19:50
Схема жалоб и предложений: реформа системы обращения с отходами в версии правительства области вызывает вопросы

На днях на разных площадках в Архангельске, в том числе и в администрации города, вновь обсуждалась реформа системы работы с твердыми коммунальными отходами. «Если мы внятно не объясним людям, за что они будут платить по повышенному в разы тарифу, получим второй Шиес – только уже здесь», – уверен руководитель профильного комитета регионального парламента Виктор ЗАРЯ. Жесткая реплика депутата была основана на эмоциях лишь отчасти. Новая региональная схема обращения с ТКО по многим позициям не устраивает и руководство города.


Как напомнил заместитель главы Архангельска по городскому хозяйству Виталий АКИШИН, «старая» территориальная схема (ТС) обращения с отходами, разработанная в 2018 году, категорически не устроила выбранного по конкурсу регионального оператора ТКО – ООО «Экоцентр». Пришлось в спешном порядке устранять недостатки.

В середине января обновленную ТС выложили в открытый доступ для общественного обсуждения. Администрация города провела серию встреч с населением, руководителями различных организаций, предпринимателями, чтобы подготовить свои предложения.

«Наши замечания сформулированы. Главные из них касаются расчета нормативов, содержания контейнерных площадок, а также действующих полигонов и тех, которые планируется создать», – пояснил Виталий Акишин.

Откуда такие цифры?

Конечно, больше всего вопросов вызывает расчет нормативов накопления отходов для населения.

«Нормативы вырастут в несколько раз, – напомнил директор департамента городского хозяйства Владимир ШАДРИН. – И люди спрашивают нас, каким образом были рассчитаны эти цифры? Надо понятно и подробно раскрыть это в территориальной схеме. Кроме того, выражают недовольство владельцы индивидуальных домов. Для них норматив предлагается установить значительно выше, чем для жильцов домов многоквартирных. Владельцы частного жилья приводят свои аргументы: они сжигают весь мусор, какой только возможно, используют пищевые отходы в компостных ямах и т. д.».

Доля крупногабаритных отходов в общем объеме рассчитана в размере 10% и тоже без каких-либо разъяснений. Собирать их планируется на неких «утилизационных дворах» или в «крупных бункерах-накопителях с последующим вывозом среднетоннажными бункеровозами».

«Что такое «утилизационные дворы» и где они будут размещаться? Такой формулировки в законодательстве вообще нет», – отмечает Владимир Шадрин.

Особое беспокойство самой администрации вызывает то обстоятельство, что обустройство контейнерных площадок ТС вменяет в обязанность муниципалитетам.

«В соответствии с действующим жилищным законодательством этим должны заниматься организации, управляющие многоквартирными домами, независимо от того, отмежевана территория или нет, – поясняет позицию города Владимир Шадрин. – При этом муниципалитет не снимает с себя обязанности по формированию земельных участков».

По мнению Виталия Акишина, подход, который хотят закрепить в ТС, «поставит с ног на голову всю систему контроля за содержанием контейнерных площадок». «С коммерческой точки зрения, муниципалитет не участвует ни в сборе денег с населения за работу с ТКО, ни в их распределении. Тем не менее в ТС почему-то подразумевается, что мы должны участвовать в создании контейнерных площадок в интересах третьих лиц и тратить на это бюджетные средства! Если мы обяжем муниципалитет заниматься площадками, мы разведем в городе бардак», – считает заместитель главы.

«Личное дело» оператора

Кстати, точное количество контейнерных площадок в городе, похоже, не знает никто: у оператора одни данные, в округах – другие.

«Территориальная схема, которую оператор получил изначально, вообще ни в какие ворота не лезла, – напомнил представитель «Экоцентра» Андрей БЕЛОВ. – Участие в работе над новой ТС – личное дело и инициатива оператора. То же самое с инвентаризацией контейнерных площадок: компании просто было интересно, что где лежит на самом деле и соответствует это ТС или нет. Решили съездить, посмотреть и выявили массу расхождений. Коллеги, без обид, но ведь исходные данные предоставляли муниципалитеты. Теперь нужно вносить изменения, чтобы сведения о количестве и размещении площадок стали достоверными».

syrova_vv_2018.jpgКак считает председатель Архангельской городской Думы Валентина СЫРОВА, за чистоту контейнерных площадок и вывоз мусора должна отвечать одна организация, иначе «площадки так и останутся загаженными».

«Да, контейнерные площадки загажены, и это не вина муниципалитета, – согласился Андрей Белов. – Есть две основные причины. Первая: управляющие компании при заключении договоров на вывоз отходов экономят деньги. Населению выставляют счета по нормативу, а компании-перевозчику заявляют меньший объем. Разницу забирают себе. Вторая: в городе очень много малых предпринимателей, которые «растворились» в многоквартирных домах со своими булочными, сапожными, мебельными мастерскими... Они избегают заключения договоров на вывоз ТКО и складируют мусор на общей площадке. Когда, я надеюсь, мы дойдем до того, что оператор будет исполнять свои функции, в основе договоров с компаниями, вывозящими ТКО, тоже будет лежать норматив. А «прячущимся» предпринимателям грозят серьезные штрафы. Я интересовался решением этой проблемы в других регионах: там проводились рейды с сотрудниками природоохранной прокуратуры, Роспотребнадзора... Прошло совсем немного времени, и все прибежали заключать договоры».

К вопросу о полигонах

Есть у администрации Архангельска сомнения и по поводу реальности заявленных сроков появления межмуниципального «экотехнопарка». Местом его размещения по-прежнему значится Рикасиха.

«В территориальной схеме указан срок ввода экотехнопарка – 2020 год: как ни считай, осталось меньше двух лет. И к концу этого периода, при том что на сегодняшний день не построено еще ничего, мы увидим полноценное предприятие, которое будет готово принять мусор из Архангельска, Новодвинска, Северодвинска и части Приморского района, позволит закрыть действующие полигоны? Честно говоря, сомнительно», – отметил Владимир Шадрин.

Настораживает и тот факт, что согласно новой территориальной схеме на городской полигон Архангельска предполагается ежегодно вывозить 186 тысячи тонн ТКО, тогда как максимальная емкость площадки – 154 тысячи тонн в год.

«Когда вопрос с выделением участка под экотехнопарк будет решен, мы за год все поставим, – ответил представитель «Экоцентра». – Речь идет о серьезном мусоросортировочном комплексе с современным оборудованием. На прилегающем полигоне будет захораниваться около 40% отходов – так называемые «хвосты», в основном органика. Из отсортированных ТКО предполагается что-то изготавливать и на месте, если будет хватать сырья. Куда повезут остальное, решать оператору: это его собственность, его прерогатива, его бизнес».

Разделяй и... властвуй

Но самое главное упущение территориальной схемы – отсутствие внятного алгоритма перехода к раздельному сбору мусора.

«В территориальной схеме эти планы не отражены, – отметил Владимир Шадрин. – Нам говорят, что они фигурируют в соглашении между областью и оператором, но надо включить эти задачи и в ТС, дать предварительный график, чтобы люди удостоверились: раздельный сбор будет».

Раздельным сбором отходов с 2014 года занимается Архангельский мусороперерабатывающий комбинат (АМПК), однако согласно ТС к 2020 году его предполагается «перепрофилировать». Зачем? Почему не использовать то, что уже работает? Причем АМПК забирает полезные фракции ТКО бесплатно и у населения, и у предприятий.

«Сейчас предлагается внедрить двухконтейнерный сбор мусора: разделять пригодные и непригодные для переработки отходы. Это первый этап, чтобы люди привыкали. Все вроде бы согласны – и региональный оператор, и правительство области», – напомнил Виталий Акишин.

АМПК сортирует и направляет на глубокую переработку на другие предприятия около 30 тысяч тонн вторсырья в год. Оборудование сравнительно новое – 2002 года, расчетная мощность – 110 тысяч тонн. Производство, видимо, рентабельное, раз комбинат не берет денег ни за контейнеры, ни за вывоз ТКО и собирается покупать вторую линию. Тогда мощности АМПК увеличатся вдвое и станут сравнимы с указанными в территориальной схеме – необходимыми для агломерации.

«Мы тоже направили свои предложения в министерство природных ресурсов, предоставили все цифры, – рассказал заместитель директора АМПК Константин НЕФЕДОВ. – Если на каждую площадку в Архангельске поставить хотя бы один контейнер для полезных фракций, мы будем собирать примерно 52 тысячи тонн вторичного сырья в год. Столько же отходов не уйдет на свалки. Это большой объем! В Новодвинске, к примеру, за короткое время нам удалось нарастить долю раздельного собора ТКО до 70%. Если следовать по этому пути, вовлекать население, мы придем к снижению тарифа».

Но интересно ли это региональному оператору?..

«Пока люди не будут видеть в своих дворах регулярно приезжающие мусоровозы, чистые контейнерные площадки, волнения по поводу повышения тарифов возможны. Я считаю, что сначала должны стать заметны результаты работы регионального оператора ТКО, и только тогда можно решать вопрос о пересмотре тарифа», – сказала в завершение встречи Валентина Сырова.

«Городской» тариф, по ожиданиям регионального оператора, должен составить порядка 140-150 рублей с человека в месяц – такая информация прозвучала и на совещании в Архангельском городском Собрании депутатов. Общественное обсуждение территориальной схемы обращения с отходами завершилось. Будут ли учтены предложения населения и муниципалитетов – станет ясно совсем скоро.

Цифра

  • 140 рублей в месяц - как минимум такой тариф для жителей городов запрашивает региональный оператор ТКО





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5