ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Понедельник, 23 декабря, 2024 14:52

Подведены итоги Дней Архангельской области в Совете Федерации


Рита ИЛЬИНА. Фото dvinanews.ru, Кирилла Иодаса и Алексея Липницкого | 30.01.2023 18:20:48
Подведены итоги Дней Архангельской области в Совете Федерации

С 23 по 25 января в Совете Федерации прошли Дни Архангельской области. Делегация нашего региона во главе с губернатором Александром ЦЫБУЛЬСКИМ приняла участие в заседаниях шести комитетов верхней палаты российского парламента. Как отметила на завершающем мероприятии – «Часе субъекта» – председатель Совфеда РФ Валентина МАТВИЕНКО, это позволило представителям области и показать высокий потенциал развития Поморья, и обсудить все ключевые проблемные вопросы – причём с готовыми предложениями.


Порт федерального значения

Заседание Комитета по экономической политике было посвящено повышению инвестиционной привлекательности Поморья, поддержке бизнеса и экспорта – задачах, требующих содействия федерального центра.

Как отметил заместитель председателя Правительства Архангельской области – министр экономического развития, промышленности и науки Виктор ИКОННИКОВ, наибольший вклад в ВРП нашего региона – 35% – вносит промышленный сектор, опорой которого являются лесной комплекс и северодвинские судостроительные предприятия. Второе место и доля в 10% – у транспортно-логистического сектора. Сегодня происходит смещение вектора логистики с Запада на южные и восточные направления. Однако несмотря на трудности, в 2022 году этот сектор получил новый импульс для развития.

Важность Архангельского транспортного узла показана в утверждённом Правительством РФ плане развития Северного морского пути на период до 2035 года. Повышение конкурентоспособности порта Архангельск связано с ростом контейнерных перевозок по СМП, строительством новых терминалов и подъездных путей. Свободные площадки остаются, открывается перспективная ниша для бизнеса. Рост объёмов перевалки грузов через наш морской порт в 2022 году составил 24,1% по сравнению с 2021 годом.

port_mans.jpg

Однако серьёзным препятствием для развития может стать неудовлетворительное состояние мостовых переходов. Первоочередная задача – возведение моста через Кузнечиху в створе улицы Кировской.

«Этот мостовой переход позволит соединить основные площадки порта с федеральной трассой М8», – пояснил Виктор Иконников. Ориентировочная стоимость строительства – 10,6 млрд руб­лей.

Второй объект, на котором акцентировал внимание сенаторов заместитель председателя Правительства Архангельской области, – требующий реконструкции путепровод через железнодорожные пути в Кузнечихинском промузле. Расчётная стоимость этого проекта – 1,3 млрд руб­лей.


Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ:

– Сегодня в Архангельске действует 12 универсальных портовых комплексов и единственный в АЗРФ контейнерный терминал с возможностью хранения и перевалки до 75 тысяч контейнеров в год. Грузооборот порта вырос почти на 25%. Архангельский транспортный узел вошёл в план развития Севморпути до 2035 года. И мы прорабатываем вопрос строительства нового глубоководного района порта мощностью до 40 млн тонн к 2040 году. 


Как пояснил Виктор Иконников, в связи с недостаточной пропускной способностью железных дорог трудности с транспортировкой продукции возникли у многих регионов. Не только в ЛПК грузоотправители переориентировались на восточные рынки и ищут альтернативные логические коридоры, один из которых – Севморпуть. К порту Архангельск будут тяготеть, в частности, бизнес Вологодской области, республик Карелия и Коми, Пермского края. Но пока действующая стоимость контейнерных перевозок заметно выше расценок железнодорожников.

konteiner_lipn.jpg

«Поэтому мы просим рекомендовать Минвостокразвития РФ рассмотреть наши предложения, касающиеся господдержки регулярной транспортировки грузов по Севморпути: включить порт Архангельск в качестве пункта отправления для получения льготных тарифов на каботажные перевозки, а также расширить характеристики судов. Пока у нас на субсидию может претендовать только лихтеровоз «Севморпуть». Третье предложение в этой части – ввести субсидирование загранперевозок продукции лесопромышленного комплекса из порта Архангельск в порты Азиатско-Тихоокеанского региона», – обратился к членам Комитета СФ по экономической политике Виктор Иконников.

Кроме того, в контексте возможного роста дефицита мощностей портов Северо-Запада России заместитель председателя Правительства Архангельской области представил информацию о строительстве глубоководного района морского порта Архангельск. Для этого необходимо включить проект в госпрограмму РФ «Развитие транспортной системы».

Инициативы одобрены как рекомендации профильным федеральным ведомствам.

Преференции для бизнеса в Поморье

Также на заседании комитета делегацией Архангельской области были представлены возможные варианты усовершенствования льгот для бизнеса в нашем регионе. Конкретные предложения связаны с резидентами АЗРФ и промышленными парками.

Резидентов Арктической зоны РФ в Поморье на данный момент 153, общий объём заявленных инвестиций – более 128 млрд руб­лей, причём 10,5 млрд руб­лей уже привлечены в экономику региона. Проектами предусмотрено 6500 новых рабочих мест, 1300 из которых уже создано. Об это и шла речь на заседании комитета.

pletnev_kresla_izgotovlenie.jpg

По словам Виктора Иконникова, сложно идёт процесс возмещения резидентам АЗРФ страховых взносов при создании рабочих мест, хотя Архангельская область находится в лидерах по объёмам предоставления таких субсидий. Более эффективным вариантом стала бы фиксированная ставка.

«Транслируя мнение самих предпринимателей, предприятий, мы предлагаем рассмотреть возможность закрепления пониженной ставки по страховым взносам в размере 7,6% для резидентов АЗРФ, без необходимости подачи документов на предоставление субсидии», – пояснил Виктор Иконников.

Промышленных парков в Архангельской области сейчас создаётся три. Два из них – проекты частных инвесторов: это портово-промышленный комплекс «Талаги» и портово-индустриальный парк «Онега». Комплекс «Талаги» ориентирован на производство железобетонных изделий, судостроение и судоремонт. Парк «Онега» – на создание портовой инфраструктуры со своими местами хранения и накопления грузов, контейнерным терминалом и т. д., а также на развитие аквакультуры и производство кормов для рыб.

kombinat_konstrukci_aksk.jpg

Третий проект – государственный промышленный парк в Архангельске, который соберёт резидентов, занимающихся глубокой переработкой древесины, изготовлением металлоконструкций и неметаллической минеральной продукции, упаковки.

Промышленные и технопарки должны обеспечить кооперацию малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями региона. Направление перспективное, однако пока Поморье не входит в перечень регионов для получения целевых субсидий.

«Включение Архангельской области в перечень регионов России, претендующих на получение субсидии из федерального бюджета на создание промышленных парков и технопарков, позволит поддержать производственные проекты предпринимателей», – уверен Виктор Иконников.

Эти инициативы также получили одобрение сенаторов.

Расселение «аварийки»: завершить начатое

Представители Архангельской области приняли участие в заседании Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, где главной темой стало расселение ветхого и аварийного жилья в нашем регионе.

Только за 2022 год в Архангельской области было введено в эксплуатацию 426 тысяч квадратных метров жилья. По сравнению с показателями 2019 года темпы жилищного строительства выросли на 29%. Сейчас в регионе строится ещё 125 домов.

dom_na_leningradskom.jpg

При этом, как напомнил на заседании комитета председатель Правительства Архангельской области Алексей АЛСУФЬЕВ, по состоянию на 1 января 2023 года в нашем регионе признаны аварийными 4874 дома общей площадью более 1,1 млн кв. м. Текущую программу переселения – для домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года – Поморье планирует выполнить досрочно: в сентябре 2024‑го. К этому сроку будет расселено 246 тысяч кв. м «аварийки». При этом более 900 тысяч кв. м жилья, уже признанного аварийным, пока не входят в действующую программу и будут расселяться после 2024 года.


Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ:

– Мы уверены, что дополнительные средства региону будут выделены, тем более мы неоднократно с Правительством России и Фондом развития территорий этот вопрос обсуждали и везде получали гарантии, что разница стоимости квадратного метра будет компенсирована. К сентябрю 2024 года действующая программа переселения будет выполнена, и никаких сомнений это не вызывает.


Среди домов, не попавших в программу, есть и такие, которые уже имеют угрозу обрушения. За последние четыре года в Архангельске сошли со свай 23 деревянных дома, свыше 100 – в зоне риска. После обращения губернатора Александра Цыбульского к Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ из резервного фонда Правительства РФ на срочное переселение людей из таких домов или выкуп жилья было направлено около полумиллиарда руб­лей. Однако, как подчеркнул Алексей Алсуфьев, реальная потребность гораздо выше: на 2023-2024 годы она составляет 3,85 млрд руб­лей. Заявки на эту сумму регионом поданы.

Кроме того, на федеральном уровне уже принято решение о выделении 70 млрд руб­лей на расселение аварийных домов, признанных таковыми с 1 января 2017‑го до 1 января 2022 года. На эти средства могут претендовать все регионы, которые завершили первый этап программы.

vethoe_zilie4.jpg

Другая проблема – разница между стоимостью квадратного метра нового жилья по программе и его сегодняшней нормативной стоимостью: 53 тысячи руб­лей против 90,5 тысячи. В связи с этим представители региона обратились к сенаторам с инициативой о выделении дополнительных средств на компенсацию этой разницы.

Как отметил руководитель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей ШЕВЧЕНКО, «все вопросы, поставленные делегацией Поморья, обоснованны и актуальны». «Более того, я считаю, что в Архангельской области сложилась особенная ситуация: речь идёт о безопасном проживании людей», – подчеркнул сенатор.

Предложения Архангельской области вошли в проект итогового постановления Совфеда.

Также в эти дни в Совете Федерации обсуждались меры поддержки лесопромышленного комплекса Поморья, проекты в сфере связи, образования и спорта, развития ИТ-технологий, вопросы модернизации коммунальной инфраструктуры, завершение строительства и оснащение объектов здравоохранения.

Прямая речь

Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ, губернатор Архангельской области:

tsibulski_av.jpg– По итогам 2022 года в социально-экономическом развитии Архангельская область сохраняла устойчивые позиции. Консолидированный бюджет области по налоговым и неналоговым доходам исполнен в сумме 102,5 миллиарда руб­лей. Мы превысили плановый показатель на 12%. Однако начиная с июля поступления по налогу на прибыль ежемесячно снижались. В основном это касается предприятий ЛПК и финансовой сферы.

Лесной комплекс Архангельской области, несмотря на свою развитость, как и весь ЛПК Северо-Запада, был ориентирован на европейские рынки, которые в один момент оказались недоступными. Уверен, что те меры, которые мы предлагаем и которые были одобрены профильным комитетом Совета Федерации, носят действенный характер и помогут сгладить проблемы, возникшие у наших предприятий.

Ключевыми отраслями для нас, кроме лесного комплекса, являются судостроение, судоремонт, освоение недр. В 2022 году по всем этим направлениям была положительная динамика. Больше всего мы приросли в судоремонте – почти на 60%. Это тоже естественный ответ на западные санкции, поскольку многие европейские порты перестали принимать российские корабли. Запись на плановый ремонт судов у нас идёт уже на 2025 год. В связи с этим особую актуальность приобретает развитие Архангельского транспортного узла, строительство нового глубоководного района порта.

Сегодня как никогда важным становится встраивание научно-образовательной среды в общую систему развития региона. Думаю, что у нас есть всё, чтобы претендовать на статус флагмана в сфере науки в Арктической зоне России. Ключевым решением 2022 года стало создание в Архангельске межвузовского кампуса международного уровня «Арктическая звезда».

Интеграция науки во все сферы жизни, значительное расширение транспортно-логистических компетенций, гибкая структурная трансформация промышленного потенциала региона – это направления, которые на ближайшие десятилетия обеспечат устойчивое развитие Архангельской области.

Валентина МАТВИЕНКО, председатель Совета Федерации РФ:

matvienko_i_guber.jpeg– Прежде всего хочу поблагодарить представителей Архангельской области за тщательную подготовку к Дням субъекта, содержательные доклады, предметную работу в шести наших комитетах, что позволило обсудить основные важные для региона проблемы.

Архангельская область обладает мощным промышленным и инвестиционным потенциалом. Уже сейчас на ваш регион приходится треть всех инвестиционных проектов, реализуемых в Арктической зоне РФ. Это говорит о том, что руководство Архангельской области хорошо знает сильные стороны региона и грамотно использует его конкурентные преимущества для эффективного социально-экономического развития территории. Хочу объективно сказать, что приход нового губернатора, имеющего большой федеральный опыт, поддержку на федеральном уровне, губернатора, которому готовы помогать, – это тоже теперь ваше конкурентное преимущество.

Большие перспективы Поморья сегодня связаны с Севморпутём: это и развитие Архангельского транспортного узла, и строительство глубоководного района морского порта. В то же время в сегодняшних условиях ряд отраслей, в том числе лесоперерабатывающая промышленность, не по вине региона, конечно, оказалась в уязвимом положении. Нужно всем вместе искать выходы из этой ситуации. Владимир Владимирович Путин недавно подчеркнул, что лесной отрасли необходимо придать импульс развития через углубление переработки сырья и пиломатериалов на территории России. Эта задача не решается по щелчку пальцев, но у Архангельской области есть все возможности занять освободившиеся после ухода западных компаний ниши на внутреннем рынке.

К Дням субъекта в Совфеде готовится не только сам субъект: сенаторы обстоятельно анализируют социально-экономическое развитие конкретного региона, то, как решаются социальные вопросы, что происходит в сферах образования, здравоохранения и каково в целом настроение у населения. И вот к каким выводам мы пришли.

С точки зрения состояния дорожной сети, коммунальной инфраструктуры, ЖКХ проблемы остаются. Настораживает и по-прежнему большой объём ветхого и аварийного жилья. Архангельск позиционирует себя как столица Арктики, однако ему пока не хватает всего, что относится к комфортной, благоустроенной городской среде. Обратите также внимание на общественный транспорт – об этом много пишут люди в соцсетях.

В то же время сделано много. Есть хорошая динамика, движение вперёд, какую сферу ни возьми. Так, темпы расселения ветхого и аварийного жилья только в прошлом году ускорились в два раза. Больше внимания стало уделяться дорогам. Я хочу, чтобы и в итоговом постановлении это было отражено: через два, максимум через три года Архангельск должен стать столицей Арктики во всех отношениях.

Главное, что у руководства области есть видение перспектив, программа развития. Мы нацелены на то, чтобы в итоговое постановление Совета Федерации по Дням Архангельской области вошли все необходимые и, главное, реально исполнимые меры поддержки региона.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей