Людмила СЕЛИВАНОВА. Фото Алексея Липницкого | 01.03.2019 23:50:38
Мы хотим жить в уютном и комфортном городе. Даже самые маленькие внешние его изменения приковывают внимание. Вот и новые автобусы не стали исключением. Синие и зеленые красавчики, конечно, не идут в сравнение с обшарпанными ПАЗами. Однако же есть поговорка: «Не все то золото, что блестит». И некоторые пассажиры, испытывая ностальгию, просят вернуть в маршрутный оборот неказистых «старичков». Как меняется городской транспорт, становится ли он удобнее и почему выбор пал на новые модели МАЗ и ЛиАЗ?
Работа по улучшению транспортного сообщения в Архангельске началась с научного обоснования, которое в 2016 году исполнил Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
«Нам нужны были предложения по развитию маршрутной сети, в том числе по использованию автобусов, которые ее обслуживают, – поясняет начальник городского управления транспорта, дорог и мостов Алексей ПОТОЛОВ. – Институт представил план в соответствии с 220-м ФЗ от 13 июля 2015 года. Этот документ дает пять лет на создание условий для абсолютно нового подхода к транспортному обслуживанию. Мы поэтапно внедряем то, что рекомендовал институт. Меняется транспортная структура, корректируются маршруты – делается все, чтобы было удобно пассажирам. Параллельно работаем над созданием нормальной инфраструктуры для автобусов: в прошлом году отремонтировали все разворотные площадки».
По мнению Алексея Потолова, дороги, по которым движутся автобусы, пребывают в идеальном состоянии, но есть участки, где нужно еще поработать – это Московский и Ленинградский проспекты: «В этом году доделаем Ленинградский и отремонтируем дорожное полотно по направлению маршрута №3 в Исакогорку».
Таким образом, как считает начальник управления, в Архангельске создаются все условия для запуска современного транспорта. Хотя ПАЗы способны проехать по любой дороге, достаточно востребованы и широко применимы, областной центр должен наполниться автобусами городского класса.
«В прошлом году мы провели аукционы, выставив определенные требования к подвижному составу. Один из главных критериев – доступность транспорта, поэтому автобусы должны быть обязательно низкопольными, с накопительными площадками, на которых можно разместить и детские коляски, и инвалидные кресла. Также были требования по количеству мест, наличию системы кондиционирования, информационных табло. Перевозчик «Архтрансавто», с которым администрация заключила контракт на семь лет, закупил автобусы МАЗ-206 в рамках этих требований. Что хотели, то мы и получили – современные городские автобусы среднего класса», – говорит Алексей Потолов.
Уйти от «легенды»
Но пока машины малого класса – «легенда» города ПАЗы – останутся: их удобно использовать для рейсов за пределы центра: на 29-й лесозавод, в Маймаксу, на Сульфат, в дачные поселки. Хотя и тут на смену старым моделям приходят более комфортные автобусы марки «Вектор NEXT». В перспективе на некоторых маршрутах возможно чередование: в часы пик – большие модели, в более спокойное время – малые.
«Сейчас в городе эксплуатируется 340 автобусов, в том числе 81 низкопольный. Согласитесь, на проезжей части стало покрасивее, – считает Алексей Потолов. – Ситуацию улучшили и 30 синих ЛиАЗов, которые перевозчикам передало правительство области. Желающих поучаствовать в конкурсе на их получение было немало. В итоге выиграли ИП Стрекаловский и ООО «Архтрансавто». Мы изучили общественное мнение о том, куда направить новые машины. «Подпитали» маршруты из привокзального района, с улицы Галушина, из микрорайона Первых Пятилеток и на Маймаксанском направлении».
К сожалению, на маршрут №12, в аэропорт, отправили только три достойных автобуса, а всего на этом направлении работают семь. Хотелось бы поберечь эстетические чувства гостей, прибывших в нашу воздушную гавань. Кто-то сядет в машину встречающих, а кто-то в общественный транспорт – и вот такая визитная карточка в руки.
Но, как пообещал Алексей Потолов, в перспективе при работе с аукционной документацией департамент транспорта, строительства и городской инфраструктуры учтет все недостатки и, безусловно, предложения горожан.
«Глобальные перемены начнутся с 2020 года, когда администрация города будет проводить аукционы на право пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам. Питаю надежду, что от привычных ПАЗов мы уйдем, заменим «векторами». Ведь, что ни говори, для города ПАЗы не предназначены, они удобны для районов, где нужна повышенная проходимость. Если же на улично-дорожной сети порядок, то и машины должны быть комфортнее. Хотя к нам приходят обращения с просьбой вернуть именно «наш любимый» ПАЗ», – говорит начальник управления транспорта, дорог и мостов.
В чём разница между зелёными и синими?
О том, насколько комфортны приобретенные автобусы, были ли альтернативные варианты и каких ждать изменений в транспортном обслуживании, «БК» попросил рассказать директора ООО «Архтрансавто» Николая КАРЯГИНА. В распоряжении этого предприятия сейчас больше всего новых машин – 27 МАЗов и 22 ЛиАЗа.
«Автобусы марки «МАЗ», приобретенные в прошлом году, работают на маршрутах №5 и №54, – рассказывает Николай Карягин. – Лизинговый платеж составляет в среднем 200 тысяч рублей в месяц, и его мы обязаны выплачивать 5-7 лет. То есть практически автобусом владеет банк, который выделил деньги. Предприятие всего лишь эксплуатирует технику, которая перейдет нам в собственность, по сути, отработав гарантийный срок эксплуатации – семь лет. За автобусы ЛиАЗ, поступившие в область из Москвы, также платим аренду. Их приобретение и передача перевозчикам – большое благо для города. Ведь в тариф «не ляжет» стоимость самого автобуса: это 9 миллионов 600 тысяч рублей за каждый, а в итоге за 30 машин – 288 миллионов».
Почему же выбор пал на автобусы марок «ЛиАЗ» и «МАЗ»? Альтернативные модели, привычные для Скандинавских стран и адаптированные к суровому климату, оказались слишком дороги. По словам Николая Карягина, выбранные модели стали наиболее подходящим вариантом для Архангельска и по стоимости, и по условиям использования. Однако многие пассажиры сочли новые автобусы не столь комфортными, как ожидалось: неудобное расположение сидений, скользкий пол.
При некоторой схожести «зеленые» и «синие» полны отличий.
«МАЗ проще и жестче. Для наших климатических условий он подходит больше, чем капризный в эксплуатации ЛиАЗ. Опять же идут споры по салонам. Это постоянная дилемма. К сожалению, от верхних сидений низкопольных автобусов не уйти – такая конфигурация, мотору надо куда-то «встать», – объяснил Николай Карягин.
К спорным моментам можно отнести и заднюю дверь у ЛиАЗов, которая не контролируется: в зеркало ее не видно. В этом есть опасность, но водители приспосабливаются, используя свою систему контроля за пассажирским движением.
Приготовьте билетики
А вот от скользкого пола, похоже, никуда не деться, с ним отдельная история.
«Мы по этому поводу обращались к производителю, – говорит директор «Архтрансавто». – Приезжал представитель от изготовителя напольного покрытия. Так вот это покрытие отправляют в Европу, и там, по словам представителя, жалоб нет. Но там и зимы «нет», другие климатические условия. Что происходит у нас? Снег, реагенты. А автобусы сертифицированы, и другого покрытия не предусмотрено. Например, решили мы резиновый коврик приделать. Это внесение изменений в конструкцию: мы не имеем права ни вкрутить, ни выкрутить винтик. В каком виде автобус пришел от изготовителя, в таком мы должны его эксплуатировать. Иного решения, как только держаться за поручни, нет».
И здесь кстати придутся несколько строк на тему страховки пассажиров. Чтобы ей воспользоваться и обратиться в страховую фирму, нужно иметь при себе билет. Директор «Архтрансавто» сетует на то, что большинство пассажиров игнорируют этот момент, не заботясь о своей безопасности: «Моя просьба к пассажирам: обращайте внимание на то, что дает кондуктор. На билете, помимо номера, должно быть указано, кто перевозчик, его ИНН и стоимость проезда. Есть два типа билетов: на одном написано 26 рублей, на другом 0 рублей. Последний выдается людям старше 70 лет. Некоторые пассажиры моложе этого возраста не замечают, что им дают «нулевки». Однако такие билеты от людей, не достигших 70-лет, для разбирательств не принимаются».
Но вернемся к парку новых автобусов. Поговаривают, что они часто ломаются, но Николай Карягин опровергает эти суждения. Неприятность, скорее, в том, что в Архангельске не хватает запчастей, их ожидание затягивается. На замену бокового стекла у ЛиАЗа, например, потребуется три недели – автобус тем временем стоит.
«Любую технику должен ремонтировать специализированный дилер, – продолжает Николай Карягин. – Для новых автобусов в Архангельске их нет, нет и специалистов по диагностическому оборудованию. Сломался ЛиАЗ – сталкиваемся с проблемой диагностики: из-за чего сломался? Квалификации наших слесарей не хватает. Но сейчас, например, из 22 ЛиАЗов в ремонте только два».
Кормление промежуточных инстанций
По словам Николая Карягина, обновления хотят и перевозчики, и город, но все упирается в дороговизну автобусов. Чтобы полностью заменить парк, потребуется половина городского бюджета – это примерно 4 млрд рублей.
На любых маршрутах так или иначе будут эксплуатировать старый подвижной состав. По словам Николая Карягина, для того чтобы в рейсы выходил транспорт среднего качества, в год нужно обновлять 50 автобусов, и это приемлемо. «Технически невозможно сразу поменять все 340 машин. Но представим, что это произошло: ездим и радуемся три-четыре года, на пятый начинаем скрипеть, а на шестой-седьмой – рыдать. Потому что техника «под финишем», выработала свой ресурс и начинает сыпаться. И это станет проблемой для Архангельска. Обновление происходит и будет происходить. И сейчас картинка в городе гораздо приятней, чем два года назад».
И напоследок о том, какие новшества нас ожидают в самое близкое время. С 1 июля в каждом автобусе должны появиться контрольно-кассовые машины. А что тянется за этим? Изъятие от 2% до 12% денег с тарифа в пользу промежуточных операторов, говорит директор «Архавтотранса». В итоге потребитель заплатит больше, чем 26 рублей.
«Функционал прост – вам дают электронный билет, кассовый чек, на котором все данные о перевозчике: ИНН, маршрут, стоимость билета. Все данные автоматически отправляются в налоговую. Такая прозрачность позволит агентству по тарифам и ценам здраво оценивать ситуацию и выставлять тариф», – считает Николай Карягин.
Он поясняет, что проезд может стоить примерно 29 рублей, исходя из того, что по пути следования денег до перевозчика три рубля уйдут на формирование налоговой базы, банковских процентов, процентов оператора, который все это будет подсчитывать. А между тем перевозчик получит все те же 26 рублей.
Мнение эксперта
Елена СВАТКОВА, директор ООО «Автодорожный консалтинг»:
– Стратегические документы Европейского союза призывают города стремиться к тому, чтобы 20% подвижного состава перевести на газ. В 2007 году «Автодорожный консалтинг» проводил на перекрестке улиц Тимме и Воскресенской исследования общественного транспорта, в основном ПАЗов.
Тогда у нас было ровно 20% автобусов, работающих на газе. То есть экологические стандарты вполне соответствовали европейскому уровню.
Сейчас, насколько знаю, при заказе автобусов главными критериями выступают низкопольность, внешний вид, но «чистота» двигателей, от которых зависит состояние воздуха, уходит на задний план. Главное – не погрузиться во вчерашний день, идти в ногу с требованиями по сохранению окружающей среды. Количество недугов и этиология онкологических заболеваний зависят в том числе и от состояния атмосферы, от канцерогенов, продуктов сгорания углеводородных видов топлива. Газ в этом плане намного чище. Общественный транспорт в Архангельске улучшается: внешний вид, комфорт – это все здорово, но экологические факторы должны быть в приоритете. И тогда жители города смогут гордиться состоянием автобусов, а не стыдиться перед приезжими. Это первый момент.
Второй – тарифы должны быть реалистичными и прозрачными. Люди должны понимать, почему повысилась стоимость проезда и что с дешевыми билетами они рискуют жизнью. А повышение цены билета означает, что повысилась безопасность.
Хорошо бы публиковать данные о том, как развивается общественный транспорт. Почему это важно? Потому что общественный транспорт – это облик города, его будущее. Для автомобилей не хватает территории, и, когда количество машин увеличивается, они конкурируют с человеком за воздух, жизненное пространство. Владение автомобилем становится все дороже. Человек неминуемо задастся вопросом «Как свою мобильность сделать более экономичной?» и придет к решению пересесть на хороший, качественный общественный транспорт.
Автобусы должны быть достойными, это вовсе не вид транспорта, который предназначен для людей с низким достатком, пенсионеров или бедных студентов. Нет, это городской актив, который позволяет обеспечивать мобильность и в то же время сокращает количество автомобилей на дорогах. Если автобус качественный, поездка на нем конкурентоспособна с поездкой на легковом автомобиле. Зачем маяться, искать парковку?
Это все возможно, главное, чтобы была правильная политика развития общественного транспорта. Тут можно сказать, что в Архангельск придется вернуть трамвай, и это вопрос времени. Мы отстаем на 25-40 лет от передовых европейских и латиноамериканских городов, которые уже наелись всего, что мы сейчас едим полной ложкой. Они пришли к варианту, который действительно хорош и всех устраивает, – к развитой системе общественного транспорта. У нас в этом направлении лидируют Москва и Санкт-Петербург. А нашему маленькому городу еще проще добиться результатов: у нас нет сумасшедших потоков машин.