Беседовала Ирина ФОКИНА. Фото Алексея Липницкого | 19.05.2018 01:28:31
Деятельность Почты России уже давно окружена шутками и стереотипами. Неоднозначно и ее положение на рынке: то ли это прежде всего социально ориентированное государственное предприятие, то ли это коммерческая компания, в задачи которой входит и получение прибыли. По мнению директора Управления федеральной почтовой связи Архангельской области – филиала ФГУП «Почта России» Григория БЕДРИНА, коллекционирующего интернет-мемы о работе своей организации, со стороны просто не видно, какой запас прочности и надежности она в себе сохраняет.
– Григорий Михайлович, вы пришли на Почту России из сферы телекоммуникаций. Какие впечатления от смены деятельности?
– Директором Архангельского филиала я являюсь полтора года. До этого почти 18 лет работал в сфере телекоммуникаций, из них последние 12 лет – директором филиала «Билайна». Этап бурного роста и трансформации, который переживал телеком лет пять-десять назад, сейчас происходит и в гигантской корпорации «Почта России». Ежегодно объем посылок вырастает на 40-50%. Компания находится в эпохе перемен, и сотрудникам необходимо перестраиваться, переориентироваться с простого оказания сервисных услуг на их продажу и зарабатывание денег.
Не поработав на таком крупном предприятии – а в Архангельской области более 500 почтовых отделений, трудится 4,5 тысячи сотрудников, – не увидишь, какой запас прочности и надежности есть у этой системы.
– Хватает ли его, чтобы решать задачи сегодняшнего дня?
– У Почты России есть глобальные задачи, связанные с трансформацией деятельности компании в целом, а также с ее акционированием.
На местном уровне наша деятельность нацелена на выполнение качественных показателей работы сети (своевременную доставку корреспонденции и отправлений, подписных изданий, своевременную выплату пенсий), соблюдение режимов работы отделений, недопущение очередей.
Ситуация в области в целом, между тем, такова, что три четверти отделений – сельские, и все они убыточны в силу нескольких факторов. Первый – большие расходы на энергоснабжение и отопление из-за климатических особенностей региона. У нас, например, отопительный сезон заканчивается только в июне, что ведет к большим дополнительным расходам.
Вторая особенность заключается в том, что территория нашей области – огромная, и наши машины по почтовым маршрутам едут дольше, и, разумеется, выше доля логистических затрат. Третья особенность – северные условия труда. Почта России, как социально ориентированное госпредприятие, их полностью соблюдает. Основным же фактором является малый платежеспособный спрос на услуги почты в населенных пунктах, в которых живет менее 500 человек. Добавьте ко всему этому перевозку почты через реки и авиационную доставку в отдаленные населенные пункты. При всем этом стоимость почтовых услуг одинакова по всей территории России.
В соответствии с Федеральным законом №146 «О почтовой связи» местные органы власти имеют полномочия и обязаны содействовать развитию почтовой связи. Но, к сожалению, администрации крупных городов нам почти не помогают, практически везде мы платим за аренду муниципальных помещений. Хорошим примером в этом отношении являются Приморский, Красноборский и Устьянский районы, которые предоставляют нам площади для размещения отделений безвозмездно. В Северодвинске же, например, повышающий коэффициент арендной платы для почты составляет 1,5. Даже для торговли алкоголем коэффициент ниже – 1,2. Я в течение года лично общался с администрацией, вел переговоры с депутатами городского Совета Северодвинска, чтобы они в рамках своих полномочий установили понижающий коэффициент 0,5. На сэкономленные средства мы могли бы открыть еще два дополнительных пункта почтовой связи в Северодвинске! Причем сами же эти депутаты настаивают на их открытии. Однако взаимопонимания найти не удалось, как и с администрацией и депутатами Коряжмы, где мы платим самую большую арендную плату для отделений почтовой связи во всей области. Переезд почтовых отделений, в свою очередь, тоже требует существенных затрат и многих согласований.
– Получается, что положение Почты России где-то посередине между госпредприятием и коммерческой компанией. Как, по-вашему, можно выйти из такого «подвешенного» положения?
– С точки зрения экономической эффективности Почта России в регионе старается конкурировать как на рынке подписки, так и на рынке почтовых и посылочных услуг. С 2015 года мы работаем без государственных дотаций. Надо дождаться принятия решения по закону об акционировании.
– Как вы компенсируете недостатки в работе?
– У нас хорошие показатели по объему услуг в посылочном бизнесе. В конце 2016 года создали четыре участка курьерской доставки, а также предоставляем логистические услуги по перевозке грузов по железной дороге из Москвы и Санкт-Петербурга в Архангельск. В конце прошлого года УФПС Архангельской области регистрировало более миллиона отправлений в месяц. Например, в одном из крупнейших почтовых отделений Архангельска ежемесячно проходит 20 тысяч только мелких пакетов.
Продолжаем развивать финансовые услуги: в почтовых отделениях открываются банковские окна. В сельской местности банковская сфера тоже переходит в цифровые каналы предоставления услуг, но людям все равно нужно, например, подавать заявки на кредиты, снимать наличные, открывать сберегательные счета. Предоставляя такие услуги, почта увеличивает свои доходы и решает государственную задачу по предоставлению банковских услуг в населенных пунктах, где никогда не появится офис банка или банкомат, поскольку там живет меньше нескольких тысяч человек.
Плюсом для отдаленных местностей остается розничная торговля, которой мы занимаемся в сельской местности. Далеко не везде предприниматели хотят работать из-за сложной логистики. Мы же тратим колоссальные средства на обеспечение связи с территориями, куда почту можно доставить только самолетом, – как раз там мы и торгуем. К примеру, в Лешуконское дважды в год завозим 300 килограммов муки, а еще подсолнечное масло, тушенку, сахарный песок.
– Какие изменения в деятельности Архангельского филиала Почты России произошли на ваших глазах?
– Один из важнейших процессов, которые мы проводим, – это цифровизация. Например, в 14 городских отделениях появилась система электронной очереди, в этом году прибавится еще около десяти отделений.
За 2017 год мы наладили сотрудничество с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями по внедрению QR-кодов и научили наших сотрудников работать с ними на платежных квитанциях: теперь им не нужно вручную вносить данные по каждой платежке, что существенно ускоряет обработку транзакции – на каждую в среднем сейчас тратится чуть более минуты.
– Как вы видите перспективы развития Архангельского филиала Почты России?
– Самая первая и самая важная задача – выполнять те социальные функции, которые на нас возлагает государство. В глобальном смысле почта – это колоссальная структура, которая тоже связывает воедино нашу гигантскую страну. Во-вторых, почта нацелена на предоставление качественных услуг и модернизацию почтовых отделений. Параллельно с этим мы решаем вопрос обновления автопарка.
Что касается наиболее актуального вопроса – ускорения работы почты, для этого можно использовать несколько инструментов, как сейчас модно говорить, лайфхаков:
– пенсионеры могут получать пенсию на дому и оплачивать коммунальные платежи из дома с помощью МПКТ (мобильных почтовых кассовых терминалов). Это действительно актуально, поскольку в выплатной период пенсий и оплаты коммунальных платежей, с 3-го по 20-е число каждого месяца, в отделения приходит большое количество пенсионеров;
– для тех клиентов, кто не хочет стоять в очередях (получить посылку, отправить письмо), удобнее приходить на почту с 22-го по 3-е число каждого месяца;
– для руководителей предприятий и предпринимателей есть несколько услуг, позволяющих получать сервисы без личного посещения отделений связи. Информацию о таких услугах можно получить в почтовых отделениях. По вопросам обслуживания клиентов всегда можно позвонить на горячую линию УФПС по телефону (8182) 41-00-60.