Татьяна ПОТАПОВА | 24.02.2008 10:17:12
К такому выводу пришли участники семинара «Развитие в Архангельске инфраструктуры для легкового транспорта». По словам специалистов, приоритет в размещении автостоянок отдается многоуровневым паркингам, а также стоянкам в нижних этажах зданий. Строительство одноэтажных гаражей в центральной части города, по мнению большинства собравшихся, нерационально.
Ведь сегодня квадратный метр автожилья стоит больше, чем квадратный метр жилья для человека: место в архангельском гараже оценивается в среднем в 25 тысяч евро. К тому же, по словам директора компании ООО «АвтоДорожный Консалтинг» Елены СВАТКОВОЙ (на снимке), менталитет россиян сильно изменился. Например, в Петербурге в 70-е годы 80% машин стояли в гаражах, до которых люди зачастую добирались общественным транспортом. Сегодня гаражами пользуются лишь 25% петербургских автовладельцев.
В Архангельске ситуация схожая: машина из средства роскоши превратилась в средство передвижения, которое всегда должно находиться под рукой. «Вариант со строительством гаражей не работает, – считает Елена Сваткова. – Люди хотят, чтобы их машина стояла рядом с домом, поэтому каждое здание в городе должно быть обеспечено достаточным количеством парковочных мест».
По международным стандартам в центральном районе города должно быть минимум одно парковочное место на 100 квадратных метров торговой площади, в районах вокзала и метро - одно место на 60 квадратных метров площади.
Автомобилизация растет
На данный момент в Архангельске насчитывается порядка 78 тысяч автомобилей, на физических лиц зарегистрировано около 52 тысяч легковых машин. При этом нет даже элементарного сравнительного анализа количества существующих стоянок и числа автомобилей.
За 2007 год количество транспорта увеличилось на 5 тысяч единиц. В основном, отмечают в ГИБДД, уровень автомобилизации вырос за счет увеличения количества легковых машин. Благосостояние жителей города растет, поэтому в перспективе легковых машин станет еще больше. В автоцентрах создаются очереди на год вперед.
По данным ГИБДД, в 2008 году в Архангельске машин станет больше, чем в 2007-м. В 2005 году количество машин на 1000 человек составляло 131, в 2006 - 146 и в 2007 - 161. К 2020 году количество машин на 1000 человек, по прогнозам ГИБДД, приблизится в городе к 500, что соответствует среднему показателю в европейских городах.
«Из-за такого большого количества автотранспортных средств в Архангельске существует проблема с парковками, движением машин и пешеходов во дворах, а также на улицах города», - отмечает начальник ГИБДД УВД г. Архангельска Алексей МАКСИМОВ.
Пробки увеличивают аварийность
По генплану 1976 года парковки вообще не были предусмотрены. При советской власти предполагалось, что на один пятиэтажный дом будет приходиться 2-3 автомобиля, на девятиэтажный – 5-7, то есть не более одного на подъезд.
В результате сейчас газоны во дворах, детские площадки и обочины дорог используются как автостоянки. Между тем распространенная практика хранения автомобилей «под окном» неудобна и небезопасна. К тому же она искажает облик города, приводит к неэффективному использованию городских территорий. Наконец, наглухо «запаркованные» обочины сужают и без того перегруженные улицы, усугубляют пробки и увеличивают аварийность.
«Интересно, что до 2005 года ДТП происходили в основном в утренние часы, когда внимание водителей после сна было ослаблено. Сейчас же большее количество аварий на дорогах происходит в час пик, с 17 до 18 часов, когда дороги перегружены автомобилями», – сообщил Алексей Максимов.
При этом самыми аварийными признаны пр. Троицкий, ул. Воскресенская и ул. Урицкого. На Троицком в 2007 году произошло порядка 380 аварий, на Воскресенской и Урицкого примерно по 300. При этом значительно снизилась аварийность на Ленинградском проспекте. В 2007 году там произошло чуть более 80 аварий. Среди перекрестков лидерами по ДТП признаны Урицкого - Ломоносова и Урицкого - Обводный.
В городе неправильные приоритеты?
С начала года за нарушение правил парковки к административной ответственности были привлечены свыше 360 человек. В прошлом году наказание понесли порядка 1800 водителей. Но штрафы, по словам специалистов ГИБДД, ситуацию не исправят, для этого нужно создавать дорожную инфраструктуру. «Процесс увеличения количества автотранспорта необратим для Архангельска, и проблем будет становиться только больше. А в городе на сегодняшний день практически полностью отсутствует инфраструктура для паркинга машин», - заявил Алексей Максимов.
Критическим местом является центр Архангельска. Ежедневно у административных зданий, расположенных на площади Ленина, паркуются около 250 автомашин, поэтому планируется строительство подземной автостоянки у здания Центробанка. Также разрабатывается проект парковки у мэрии. Возведение многоуровневой парковки запланировано на улице Стрелковой. Многоярусная стоянка для легковых автомобилей появится на улице Маяковского (между улицами Г. Иванова и Смолокурова). Выделены земельные участки для строительства 2-этажных полузаглубленных гаражей с эксплуатируемой кровлей на улице Выучейского, многоуровневой автостоянки с административными помещениями на улице К. Либкнехта, здания административного назначения с многоэтажной автостоянкой закрытого типа на пересечении проспекта Обводный канал и улицы Логинова. Сейчас в городе построены и эксплуатируются двухэтажные гаражи на проспекте Дзержинского.
Сегодня, отмечают чиновники, все земельные участки под возведение домов выделяются с обязательным условием строительства больших по площади автостоянок. В 6-м микрорайоне, от улицы Галушина до улицы Ленина и далее до улицы Русанова, планируется современная застройка с большим количеством стоянок.
Между тем, по словам Алексея Максимова, в Архангельске закрываются существующие стоянки. «Проблема в том, что приоритет в застройке отдается элитным зданиям: торговым центрам, офисам, ресторанам, – поясняет специалист. – Использование земли под стоянки зачастую считают неэффективным. Так, на проспекте Ломоносова были три открытые стоянки, теперь на их месте новые здания, а несколько сотен машин лишились парковки».
Реконструкция «Премьера» дала результат
«Необходимость обеспечения строящихся объектов общественного назначения удобными и достаточными по вместимости парковками очевидна, от этого напрямую зависят и посещаемость объектов торговли, и объемы продаж, и престиж организации», – считает главный архитектор Архангельска, заместитель директора департамента градостроительства мэрии города Евгений БАСТРЫКИН.
Однако в Архангельске большинство парковочных мест при торговых центрах занимается не его клиентами, а жителями близлежащих домов или сотрудниками офисов.
До проведения реконструкции стоянка у ТЦ «Премьер» также использовалась неэффективно. При наличии 60 парковочных мест там припарковывалось порядка 70 автомобилей, машины располагались хаотично, заезжали на тротуары, создавая аварийные ситуации. При этом парковались у «Премьера» в основном служащие офисов, расположенных в гостинице «Двина», клиентам торгового центра мест не хватало. Все это, по словам генерального директора ООО «Титан-Девелопмент» Сергея АВЕРИНА, значительно снижало привлекательность торгового центра. Тогда было принято решение о реконструкции стоянки. «Фактически можно было обустроить не больше 60 парковочных мест, поэтому прежде всего мы ставили цель увеличить пропускную способность стоянки, оборачиваемость каждого машино-места, – поясняет Сергей Аверин. – Для этого была установлена автоматическая система управления заполняемостью парковки – два шлагбаума. По специальной технологии, разработанной совместно с финскими специалистами, были расширены подъездные пути, что увеличило маневренность автомобилей».
За сверхнормативное пребывание на стояке - более полутора часов - с водителей взимается плата. В целом на реализацию проекта «Титан-Девелопмент» затратил порядка 3, 5 млн рублей.
«Новшества были введены не для получения прибыли, а для повышения привлекательности торгового центра для покупателей, создания дополнительного конкурентного преимущества, – подчеркивает Сергей Аверин. – В месяц на содержание парковки тратится 100 тысяч рублей, прибыль составляет 15 тысяч рублей. Цифры показывают, что мы достигли желаемого результата: водители не задерживаются на стоянке дольше отведенного бесплатного времени. Пропускная способность стоянки значительно увеличилась, упорядочилось движение автотранспорта в зоне парковки, возросла привлекательность торгового центра».
Стоит отметить, что это первая подобная система в городе, и архангелогородцы вначале настороженно отнеслись к новшеству, но достаточно быстро привыкли. По опросу посетителей ТЦ «Премьер», парковаться стало легче для 56% респондентов.
Финны дают пример
В качестве положительного примера Елена Сваткова привела ситуацию с парковками в Хельсинки (Финляндия). В этом городе с полумиллионом жителей уровень автомобилизации достигает 310 авто на 1000 человек, а в центре города он равняется лишь 280. По словам специалиста, такие показатели - результат продуманной политики местных властей, а также хорошей работы общественного транспорта.
Все парковки в Хельсинки муниципальные, и город сам устанавливает тарифы. При этом действует принцип: наполняемость стоянки не должна превышать 85%. Как только спрос становится больше, власти вновь повышают тариф. В среднем час парковки в Хельсинки стоит 2,5 евро.
Город разделен по зонам, в каждой из которых установлена своя плата за парковку, и чем ближе к центру, тем тариф выше. Стоянки для жильцов домов тарифицируются отдельно, цена здесь значительно меньше.
В целом парковочный приоритет отдается жителям района, а приезжающим по делам или работе приходится выкладывать кругленькую сумму за стоянку своего авто. При этом оставить автомобиль на улице в Хельсинки можно только на полчаса, не уложившемуся в срок водителю придется забирать эвакуированную машину совсем в другом месте.
Парковки в Хельсинки - это бизнес, приносящий порядка 16 млн евро в год, при том, что затраты на содержание и обслуживание стоянок не превышают 4 млн. евро.
«Международный опыт даёт нам массу различных нормативов, которыми мы можем пользоваться, – считает Елена Сваткова. – И мы должны ориентироваться на мировые стандарты».
© Фото: Алексей Липницкий