ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Среда, 25 декабря, 2024 20:28

Архречпорт: ставка на Арктику, причальную инфраструктуру и комфортные речные перевозки


Беседовал Виктор ОРЕФЬЕВ | 13.12.2022 14:44:26
Архречпорт: ставка на Арктику, причальную инфраструктуру и комфортные речные перевозки

Архангельский речной порт традиционно ассоциируется у горожан с речными перевозками и северным завозом. Однако спектр направлений работы предприятия значительно шире: добыча и поставка песка, участие в крупных федеральных проектах по освоению нефтегазовых месторождений в Арктике, обустройство причальной инфраструктуры самого порта, а также реализация социально значимых проектов в столице Поморья.


О том, как предприятие решает сложные логистические задачи, справляется с трудностями, связанными с внешней экономической ситуацией, и создаёт новые рабочие места, «Бизнес-классу» рассказал генеральный директор Архангельского речного порта Андрей РАЗГОВОРОВ.

– Андрей Владимирович, в каких новых проектах принимал участие Архангельский речной порт в навигацию 2022 года?

– Каждая навигация для Архангельского речного порта – особенная, ежегодно мы не только участвуем в новые проектах, модернизируем и увеличиваем мощности, но и осваиваем новые виды деятельности. В этом году, например, обработали свыше 3300 вагонов с различными грузами, которые поступали для наших заказчиков практически со всей страны. Это в полтора раза больше, чем в прошлом году. Основной объём составил трубошпунт – трубы диаметром два метра. Одна такая труба доставлялась в порт для перевалки на двух сцепленных вагонах. Этот груз предназначен для Бухты Север – это провинция Ямала, где компания «Роснефть» приступила к реализации проекта по строительству нефтеналивного терминала.

rechport_buhta_sever.jpg

Возросшие объёмы грузов потребовали увеличения мощностей, и наше предприятие открыло третий грузовой район в Архангельске. Сейчас у речного порта четыре терминала: центральный грузовой район в Жаровихе с собственной железнодорожной веткой, в посёлке 2-го лесозавода, на Фактории и на Соловках. Четвёртый работает для обеспечения северного завоза. Всё лето мы обрабатывали колоссальные объёмы трубошпунта в Жаровихе, а отправляли его в Бухту Север со второго терминала.  Логистические задачи и характер груза требуют обновления инфраструктуры причальной линии, парка оборудования, приобрести которое быстро не получится. Например, мобильный кран большой грузоподъёмности в этом году мы арендовали. Сейчас думаем о приобретении такого: есть предварительные договорённости с китайскими партнёрами.

Участие в таких проектах – это новые перспективы для предприятия, новые рабочие места, рост налоговых отчислений для областного бюджета. Речной порт является резидентом АЗРФ, что также усиливает наш интерес к проектам, реализуемым в северных широтах.

rechport_razgovorov.jpg– А как развиваются давно сложившиеся направления работы?

– Архангельский речной порт играет ключевую роль в доставке грузов в портопункты Архангельской области и Заполярья. Традиционно загруженными в течение навигации оставались направления Архангельск – НАО и Архангельск – Соловки. Мы видим рост грузооборота и по северному завозу, и на Соловки. В этом году для архипелага обработано свыше 60 тысяч тонн грузов, а на следующую навигацию мы планируем уже 150 тысяч тонн. Это связано с деятельностью Фонда по развитию Соловков, который занимается улучшением социальной инфраструктуры островов. Второй год подряд активно работаем на Харасавейском направлении, где «Газпром» ведёт разработку газового месторождения.

Всего за навигацию 2022 года мы отгрузили с наших причалов  свыше 425 тысяч тонн генерального груза, стройматериалов и различных видов спецтехники.

– Сегодня мы наблюдаем активное развитие арктических территорий, освоение нефтегазовых месторождений. Логистические компании и портовая инфраструктура Архангельска играют в этом процессе ключевую роль. Высока ли конкуренция?

– Действительно, на северных направлениях мы видим оживление и по количеству судов, работающих в арктических широтах, и по грузопотоку. Но главное, что проекты, которые реализуются в Арктике, многим предприятиям открыли второе дыхание. Сегодня это хороший стимул для развития местных компаний. Говорить о конкуренции в классическом понимании здесь не совсем правильно: объёмы заказов такие, что работы хватает всем. Есть задачи, которые необходимо решить. Заказчик определяет исполнителя на основе собственных требований, ориентируясь на инфраструктуру предприятий. Просто так зайти на логистический рынок Севера и успешно работать на нём не получится, необходимы большой опыт работы в северных водах, высокий уровень профессионализма, многопрофильность. Поэтому в большинстве случаев заказчики обращаются к местным компаниям. Благодаря федеральным проектам многие из них получили новый стимул для развития. Это очень важно для экономической жизни Севера в целом.

rechport_2_terminal.jpg

– Ещё одно направление вашей деятельности – добыча и доставка песка. Ранее при реконструкции трассы М8 и строительстве резервуаров в проекте «Ямал-СПГ» песок речного порт был очень востребован, позже объёмы снижались. Как обстояли дела в навигацию 2022 года?

– Если немного коснуться истории, то пол-Архангельска построено на песке, который добывал и поставлял Архангельский речной порт. Сейчас это направление продолжает развиваться: идёт реконструкция федеральной трассы М8, расширение Окружного шоссе. Данные проекты потребовали увеличения объёмов добычи песка. Только на Окружное шоссе Речной порт планирует поставить свыше 600 тысяч тонн. Летом наше предприятие намыло свыше 1,5 миллиона тонн песка, что позволяет создать запас, но уже сегодня мы видим, что его недостаточно. Есть заявка на поставку песка под реконструкцию взлётно‐ посадочной полосы в аэропорту Талаги. Так что и в этом направлении будем наращивать объёмы и мощности производства.

– Пассажирская навигация прошлого года прошла не так успешно из-за ограничений, связанных с пандемией. В 2022-м ситуация стабилизировалась?

– Период ограничений отразился на пассажиропотоке, притормозил строительство вокзала из-за затянувшихся сроков поставки материалов. Но в 2022 году мы выровняли все эти показатели. Пассажиропоток за полную навигацию составил свыше 900 тысяч человек. Эта цифра не только отражает количество постоянных жителей островных территорий, но и говорит о том, что растёт туристический поток. Вернулись экскурсионные группы, само лето было тёплым, а значит, и количество желающих отдохнуть на островах горожан возросло. У туристического направления летней навигации большой потенциал: горожане и гости областной столицы охотно посещают музей космоса на острове Вознесенье, шатровый храм в Конецдворье, лоцманскую деревню в Пустоши. У рыбаков и грибников популярно направление Архангельск – Красное. Оживление наблюдалось также на линии Архангельск – Вознесенье – Тойватово, Архангельск – Чубола.

teplohodi.jpg

Сегодня на Северной Двине работают суда типа «Москва»: они признаны самыми комфортными и удобными для перевозки людей в дельте Северной Двины. В конце 90-х производство судов данного типа в стране было остановлено, поэтому теплоходы Архречпорт выкупает в других регионах и проводит их глубокую реновацию. За последние годы таким образом на речные маршруты были выведены два новых теплохода – «Сапфир» и «Аквамарин», в нынешнюю навигацию на линию вышло ещё одно пассажирское судно.

Другое радостное событие, касающееся навигации: с мёртвой точки сдвинулся вопрос об открытии постоянного маршрута из Архангельска до Новодвинской крепости. Интерес с памятнику федерального значения высокий – и у гостей города, и у архангелогородцев. Июльский фестиваль собрал у стен крепости более 6000 гостей. Архангельский речной порт может обеспечить пассажирское сообщение на данном направлении, но необходимо открыть официальный маршрут, который начинается с промера глубин, а этот вопрос находится в ведении министерства транспорта. Очень надеемся, что уже следующим летом попасть в Новодвинскую крепость горожане смогут не только наземным транспортом по малодоступной дороге, а с комфортом по воде, наблюдая красивые виды Северной Двины.

– Отдельно хотелось бы спросить о речном вокзале: вы нередко говорили, что он ваша «гордость и боль»…

– Строительство речного вокзала завершено: этого события с нетерпением ждали горожане и сотрудники порта. Былые проблемы остались позади. Заканчивается приёмка здания комиссией ГУКС и процедура ввода вокзала в эксплуатацию. Напомню, что зал ожидания в новом речном вокзале рассчитан на 100 пассажиров. Также в здании предусмотрены удобные билетные кассы, бесплатные туалеты, кафетерий. Сотрудники речной пристани получат полноценные рабочие кабинеты.

rechport_vokzal.jpg

Интересно не только внутреннее наполнение здания, но и его внешний вид – стеклянные фасады с именем столицы Поморья обращают на себя внимание и хорошо видны с реки. Вокзал уже стал узнаваемым, новой визитной карточкой центральной набережной города на Двине. Он позволит решить и комплекс социальных проблем, связанных с формированием удобной транспортной инфраструктуры на причальной линии, а также созданием комфортных условий для ожидания речного транспорта.

– Архангельский речной порт всегда было социально ориентированным предприятием. Какие проекты реализуются сегодня?

– Во-первых, мы традиционно поддерживаем как взрослые, так и детские спортивные проекты. В этом году стали генеральными спонсорами нашего знаменитого хоккейного клуба «Водник». Прошедший сезон порадовал болельщиков, среди которых очень много и наших работников. Во-вторых, продолжаем развивать собственную хоккейную команду, которая неоднократно становилась серебряным призёром федерального турнира – Ночной хоккейной лиги.

Также оказываем различную помощь муниципальному образованию «Соловецкое». Такое предприятие, как Архангельский речной порт, должно быть социально ориентированным, чтобы жители видели и могли гордиться не только нашими производственными успехами, но и социальными проектами.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей