Андрей САХАРОВ | 28.06.2013 09:12:50
Жесткая конкуренция с федеральными торговыми сетями заставляет региональных ритейлеров объединяться. Год назад пять крупных сетей Архангельской области вошли в потребительское общество «Северо-Западный Альянс» ПО «РОСТ». Этот шаг, по мнению их владельцев, позволил увеличить товарооборот и повысить конкурентоспособность. Совместная логистика и общая инфраструктура помогают решить проблемы местной торговли и конкурировать с федеральными игроками.
Сейчас в «Северо-Западном Альянсе» (СЗА) состоят: ТС «Афанасий» (20 магазинов), ТС «Петрович» (64 магазина), ТС «Петровский» (80 магазинов), ТС «Кошелек» (59 магазинов) и ТС «Фуд Маркет» (13 магазинов). Проигнорировал кооператив, пожалуй, единственный крупный игрок регионального ритейла - НП «Панорама Ритейл» (83 торговые точки «Дисма», «Пять шагов», «Сигма»), хотя один из совладельцев этой компании, депутат Архангельской городской Думы Владимир БОХАН, возглавляет комитет по стратегии ПО «РОСТ» и проводил первую региональную конференцию кооператоров, которая прошла в конце июня в Архангельске.
«Не все соучредители «Панорамы Ритейл» поддерживают кооперацию с коллегами», – заявил по этому поводу «БК» Владимир Викторович. Вместе с тем, по его словам, именно торговые сети Архангельской области достигли сегодня наибольших успехов в кооперативном строительстве, поэтому первая региональная конференция под эгидой ПО «РОСТ», больше напоминавшая семинар по обмену опытом, проводилась в областном центре.
Члены СЗА перечисляют ежемесячные (50 тысяч рублей) и разовые взносы (от 500 тысяч до 5 млн рублей). Эти деньги идут на финансирование оборотных средств, развитие новых направлений работы, строительство общей инфраструктуры и т.д. Все спорные вопросы и общие действия обсуждаются на торговых комитетах СЗА. По признанию Владимира Бохана, многие организационные вопросы еще находятся в стадии проработки.
Основные усилия кооператоры направили на торговлю фруктами, овощами и алкоголем. Наибольших успехов в реализации фруктово-овощной группы товаров достигла торговая сеть «Петровский», поэтому именно на ее платформе налажена сбытовая цепочка в магазины сетей «Фуд Маркет» и «Кошелек». Однако мощностей ТС «Петровский» не хватало, обеспечить перевалку планируемых 1300-1500 тонн в месяц оказалось проблематично, поэтому в рамках кооператива был арендован склад и создано ООО «Альянс», которое закупило транспорт и складское оборудование на средства беспроцентного займа участников СЗА. К октябрю она будет поставлять фрукты и овощи во все торговые точки кооператоров.
Второй шаг по консолидации закупок сделан в алкогольном сегменте. После переговоров с производителями удалось добиться снижения закупочных цен на разные виды алкогольной продукции от 2 до 12% - в одиночку каждая из сетей таких преференций добиться бы не смогла. Осенью должен заработать общий оптовый склад, что позволит ритейлерам контролировать издержки в цепочке «производитель - магазин» и управлять товарным запасом. А главная цель альянса - консолидация на единой управленческой и инфраструктурной платформе всех закупочных процессов, брендирование отдельных видов продукции, продажа продуктов под собственными торговыми марками.
«Ваша сеть в этом случае теряет свое конкурентное преимущество», – эта реплика из зала не смутила рассказывавшего о фруктово-овощной кооперации собственника ТС «Петровский» Владимира ПЕТРОВСКОГО. «Конкурировать надо за потребителя, а не между собой», – ответил он.
«Объемы продаж только увеличились, – поддержали Петровского председатель правления альянса Ирина АЛЕКСЕЕВА (ТС "Фуд Маркет") и собственник ТС «Афанасий» Сергей ГАВРИЛОВ. – Входные цены на фрукты и овощи уменьшились, а за сколько их продавать – это уже дело сетей. А главное, мы научились слушать друг друга. Мы делимся информацией о торговых точках, о манипуляциях арендодателей. Например, скоро будем обсуждать судьбу двух объектов: приобретет ли их кто-то из нас или их управлением займется кооператив».
По признанию Алексеевой, идея объединения витала давно, но отправной точкой создания альянса стало появление в регионе магазинов федеральной сети «Магнит». Ее представители обхаживали будущих кооператоров на предмет покупки бизнеса и аренды торговых площадей, однако региональные сети решили держать оборону. Например, членами СЗА практикуется аренда торговых площадей по соседству с уже действующими продовольственными магазинами кооператоров. Их сдают в аренду под торговлю промышленными товарами, главное, чтобы помещения не получили федеральные игроки.
Не мудрено: в Архангельской области у «Магнита» уже более 25 объектов. Низкие цены и налаженная дистрибьюция — в одиночку конкурировать с таким монстром местным ритейлерам почти невозможно.
Узнать альтернативную позицию по этому вопросу не удалось: комментировать политику конкурентов в региональном представительстве «Магнита» отказались.
Главная проблема, с которой столкнулись собственники сетей при кооперации, - сопротивление менеджмента. Менталитет управленцев, как заявила коммерческий директор ТС «Фуд Маркет» Татьяна БЕКРЯШЕВА, сломать сложно.
«Властью никто не любит делиться, и менеджеры тоже, – заметил Петровский. – Я своих работников год настраивал на позитивную работу, и выход здесь только один: сказать, что процесс объединения неизбежен».
«До сих пор на собраниях торгового комитета кооператива порой можно снимать фильмы ужасов: менеджеры спорят через крик, – заявила Алексеева. – Поэтому мы практикуем присутствие на заседаниях хотя бы одного собственника сетей. В этом случае переговоры принимают цивилизованный вид».
Кооператив готов к приему и новых участников, вот только старых – выбывших – с распростертыми объятиями не ждут. Оказывается, в СЗА, как рассказала Алексеева, первоначально было больше участников, но из-за сиюминутной выгоды, чтобы провести выгодную сделку с оптовым поставщиком алкоголя, неназванные торговцы покинули борт кооперативного корабля. Правда, сейчас, просятся назад.
«Надо понимать, что мы своими действиями, налаживанием прямых контактов с поставщиками, рушим бизнес игроков оптового рынка, поэтому интриги неизбежны», – заметил в связи с этим Владимир Петровский.