Сергей ПЕТРОВ | 07.12.2008 09:00:00
ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» наконец-то нашло покупателей на свой гражданский «долгострой» - рыболовецкие траулеры. Три судна будут переданы заказчикам уже в 2009-2010 гг. Среди потенциальных покупателей - Архангельский тралфлот, мурманские предприятия и неназванный представитель Тихоокеанского флота.
Реализация проекта по строительству рыболовецких судов на «Звездочке» началась еще в середине 90-х годов прошлого века. В рамках региональной программы «Возрождение рыболовного флота Архангельской области» на судоремонтном заводе планировалось построить серию из 20 траулеров. При участии администрации области и рыбопромышленных предприятий региона была создана компания ОАО «Грумант-флот», которая и стала организатором проекта.
За опытом и инвестициями отправились в Норвегию. Норвежское правительство под гарантии архангельского губернатора открыло кредитную линию в размере 145 млн норвежских крон. Обязанности распределили по традиционной схеме: корпусные, трубопроводные и кабельные работы выполняет «Звездочка»; монтаж новейшего навигационного, промыслового, рыбоперерабатывающего оборудования и отделку – норвежская судоверфь «Kverner Kimek AG». Разработку проекта выполнило украинское ЦКБ «Шхуна».
Головной морозильный траулер «Ягры» сошел со стапелей в 1999 году. Судно, предназначенное для промысла донных и пелагических пород рыбы, её переработки на мороженую продукцию различного ассортимента, зарекомендовало себя в работе с самой лучшей стороны. По словам генерального директора ОАО «Грумант-Флот» Александра АНТИПИНА, среднемесячная рентабельность траулера составляет 70-75%, а в своем классе он превосходит подобные суда на 40-50%.
В 2001 году «Грумант-флоту» был передан второй траулер проекта 50010 «Архангельск» стоимостью около $7,5 млн. Одновременно «Звездочка» заключила контракт с Архангельской базой тралового флота (АБТФ) на строительство двух аналогичных траулеров - «Северо-двинск» и «Солнечногорск».
Тогда гендиректор АБТФ Иван ПЛОТНИКОВ с гордостью отмечал, «что новые суда будут значительно лучше головного траулера «Ягры» и призваны заменить устаревшие - и морально, и физически - старые тральщики АБТФ проекта 502». Но вскоре в жизни Архангельского тралфлота наступила черная полоса. Серь-езные проблемы начались после введения системы продажи промышленных квот на вылов рыбопродукции через аукционы. Рост долгов, банкротство, попытки рейдерских захватов – выход предприятия из кризиса начался только в 2005 году.
Тем временем почти построенный траулер «Северодвинск» продолжал простаивать на стапелях «Звездочки». Не было и других заказчиков. Визит каждой высокой делегации на судоремонтный завод сопровождался показом рыболовецких судов с кратким резюме: «какой хороший проект, и как жаль, что он находится в стагнации».
Посетивший Архангельск в конце 2007 года председатель Комитета по рыболовству Андрей КРАЙНИЙ и вовсе заявил, что проект строительства серии рыболовецких траулеров на «Звездочке» надо дорабатывать и делать экономичнее. По его мнению, «в России не умеют пока строить современные суда. Умеют хорошо строить только их корпус».
«Чтобы строительство промысловых, вообще гражданских судов возможно было в Северодвинске, его предприятия должны войти в рынок. Наши заводы военно-промышленного комплекса зачастую строят рыболовные корабли так же, как они в свое время строили подводные лодки. То есть накладывают на это судно все свои расходы. Пусть гражданское судостроение выделят в некое отдельное производство, чтобы все прочие расходы не ложились непомерным бременем на такое судно», - подчеркнул глава Роскомрыболовства.
Дело сдвинулось с мертвой точки после создания «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), в которую вошла и «Звездочка». Правительство приняло решение увеличить уставный капитал ОСК в 2008-2010 гг на 8,3 млрд рублей с целью развития лизинга в гражданском судостроении. Эти средства направляются не только на организационно-технические процедуры, но и непосредственно на субсидирование лизинговых платежей. И здесь простаивающий гражданский заказ «Звездочки» оказался как нельзя кстати. Северодвинская судоверфь первой из предприятий ОСК заявила о своей готовности участвовать в лизинговой программе. Фактически сразу посыпались предложения. Вышел из «финансового штопора» Архангельский тралфлот, появилась заинтересованность у мурманских и дальневосточных компаний.
Новые заказы позволят «Звездочке» выйти на серийное производство рыболовецких траулеров, что приведет к снижению цены. Есть у предприятия планы по производству и других гражданских судов. В частности, планируется задействовать мощности присоединенного к «Звездочке» в ходе акционирования Архангельского 176-го судоремонтного завода.
Российская рыболовецкая отрасль испытывает сейчас острую нехватку в высокотехнологичных судах. Требуются современные траулеры для добычи северных креветок, тунцов, дальневосточных кальмаров. Ситуация такова, что при замене двух старых судов на одно новое рентабельность рыбопромышленных компаний только увеличится. Важно лишь не упустить момент и, как говорит глава Роскомрыболовства, «войти в рынок».
Фото Алексея Липницкого.
К слову сказать
Правительство «не оставит «один на один» с финансовыми проблемами» оборонное предприятие «Звездочка» в Северодвинске. В этом заверил премьер-министр Владимир Путин, отвечая на вопрос инженера «Звездочки» во время «прямой линии» с регионами.
«Звездочку» будем загружать и помогать ей, - сказал Путин. - Мы занимаемся финансовыми проблемами и не оставим предприятие «один на один» с ними». Он пояснил, что «Звездочка» не только будет загружена оборонным госзаказом», правительство будет помогать размещать на предприятии и гражданские заказы.