ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Архангельский театр драмы открыл новый сезон: Гамлет в застенках


Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной | 02.10.2019 11:48:06
Архангельский театр драмы открыл новый сезон: Гамлет в застенках

Спектаклем «Гамлет» в постановке главного режиссера Андрея ТИМОШЕНКО открылся 87-й сезон в Архангельском театре драмы. Известный сюжет разворачивается в темных застенках, куда совсем не проникает свет и все живое поглощает вода.


К премьере по одной из самых знаменитых и загадочных пьес Шекспира в Архангельском театре драмы готовились обстоятельно: артистам давал уроки специально приглашенный педагог по сценическому фехтованию Владимир ГОНЧАРОВ, а на сцене появился бассейн, вмещающий девять тонн воды. 

«Гамлет» выдержал уже бесконечное число интерпретаций, и в разные моменты русской истории трагедию датского королевства понимали по-разному. Принц Гамлет был и мятежником, который позволил себе восстать, и человеком, разбитым механизмом истории. По мнению историка театра, известного шекспироведа Алексея БАРТОШЕВИЧА, Гамлет в переломные эпохи истории становился «инструментом русской исповеди», с помощью которого человек мог заглянуть в самого себя. Но не всякое время «гамлетовское», и один из вопросов для нас сегодняшних – способны ли мы увидеть в себе его ищущее, исповедальное начало?..

Главный вопрос своего знаменитого монолога архангельский Гамлет – Иван БРАТУШЕВ - задает с первого появления на сцене. «Быть или не быть?» звучит как его внутренний голос, прорывающийся то бормотанием, то безумной скороговоркой. В том, как он сжимает веки, поднимая руки к глазам, и шепчет обрывки монолога, который повторит еще не раз, – знак того, что перед нами уже безумец. Его безумие в спектакле будет нарастать, доходя до предела, словно не только персонаж борется с окружающим его миром, но и сам артист хочет совершить невозможное. Кажется, что его персонаж вырос и во многом повторяет Поприщина из «Записок сумасшедшего» Гоголя, в роли которого артист ярко заявил о себе в спектакле «Блогер». Многое в его Гамлете пока повторяется – в жестах, мимике, признаках сумасшествия…

На сцене артиста со всех сторон окружают: раздвигающиеся панели, сжимающие пространство, словно стены каземата, массивная вертикальная конструкция, с высоты которой взирают фигуры стражников, и – темная вода. Через сценографию, созданную Андреем ТИМОШЕНКО, ясно прочитывается мысль: не только Дания, но и «весь мир – тюрьма», и он же – вода. Над этой водой стелется дымка, кажется, что действие происходит у какого-то подземного озера, которое то и дело выходит из берегов. Гамлет, словно мальчишка, бегает по воде, мечется между стен, сжимающих его со всех сторон.

hamlet1.jpgВместо кладбища тоже вода - ее черпают ведрами, как из колодца. Брызги красиво рассыпаются вокруг, а прыжки в воду кажутся аттракционом, вызывающим удивление зрителей. Персонажи то барахтаются в воде, то играют с ней, то почти захлёбываются, и не всегда это выглядит эстетично. Так, в одной из первых сцен Гамлет хватает Горацио (Михаил КУЗЬМИН) и со всей силы окунает головой в воду, словно разъярившись от слов друга о том, что он видел призрака его отца. Правда, в спектакле Горацио вовсе не друг датскому принцу, а мрачная, равнодушная фигура, наблюдающая за безумием, которое творится вокруг. Надо сказать, что неоправданной жестокостью и безумием с первых сцен охвачены практически все персонажи действа.

Бесконечное сражение на шпагах, занимающее значительную часть спектакля и охватывающее всех, порой напоминает зрелищный кассовый фильм. В отдельных сценах противостояние обыгрывается – персонажи то вдруг застывают со шпагами, напряженно всматриваясь в зрительный зал, то направляют все шпаги на Гамлета, загоняя его в угол. Шпагой Клавдий (Дмитрий БЕЛЯКОВ) поднимает белую вуаль с лица Гертруды (Наталия ЛАТУХИНА), и уже между ними идет сражение – битва за власть под видом любовной игры. В финале этой сцене Клавдий опускает ее за плечи вниз, снимает с нее корону и водружает себе на голову. Позже он будет повторять фразу «все поправимо», как хитроумный политик, который хочет остаться с чистыми руками, оказываясь инициатором страшных дел своего государства. В отличие от других персонажей он более спокойно ведет себя и словно отстранен от происходящего. И тем не менее именно он влияет на разворачивающиеся события, хоть и кажется сторонним наблюдателем. 

Кровь появляется на руках персонажей, в прямом и переносном смысле указывая на то, что вина за происходящее в королевстве лежит на всех. В сцене «мышеловки» - подстроенного Гамлетом представления для разоблачения убийц отца - актеры произносят: «А не замахнуться ли нам… на Софокла?», после чего зрители смотрят спектакль в спектакле. Самоцитирование режиссером своей же постановки «Царя Эдипа» вызывает улыбку, но не усиливает трагизма ситуации. 

В Эльсиноре сконцентрировано ощущение того, что «век вывихнут», и обращение к шекспировскому тексту дает повод задуматься о том, какой перелом происходит в культуре сегодня. В трактовке режиссера судьба Офелии (Татьяна СЕРДОТЕЦКАЯ) представляется еще более страшной. Из девочки с косичками в коротком платьице, которая вместе с братом Лаэртом (Александр ЗИМИН) пускает по воде кораблик, она превращается в девушку, испытавшую жестокое насилие над собой… В финале она появляется уже в длинном белом платье, напоминающем саван, и в белом чепце. 

После совершенного надругательства над Офелией, в котором участвовали и стражники, и Горацио, сложно не согласиться с мыслью Гамлета о том, что «человек – квинтэссенция греха». И сам Гамлет не избежал этой участи, словно пораженный какой-то страшной болезнью, которая никак не отстает от него. Как белое полотнище, в которое он заворачивается, борясь и соединяясь с ним. Он кажется загнанным в угол зверьком, скрывающимся от хищников, и сам угрожает безумием и тихой злостью. 

Какой диагноз можно поставить обществу и человеку этим спектаклем? Равнодушие, граничащее с ненавистью, просачивается на сцену, практически не оставляя надежды. Появление в финале маленького принца Фортинбраса, готового стать правителем опустевшей земли, вовсе не вдохновляет на лучшее. Пускающий кораблики в мертвой воде, он напоминает беспечных Офелию и Лаэрта. Но в мире, который мы увидели, невозможен даже намек на счастливую судьбу этой земли и будущее человека.





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Бизнес-класс ТВ

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5