Рита ИЛЬИНА | 14.12.2018 22:58:27
13 декабря на сессии Архангельской городской Думы, по основным параметрам без споров, был принят бюджет областного центра на трехлетний период. Дефицит 2019 года, по расчетам финансового блока администрации, составит всего 3% от собственных доходов муниципалитета. При этом бюджеты 2020-го и 2021 годов запланированы бездефицитными.
Как напомнила директор департамента финансов Мария НОВОСЁЛОВА, доходы городского бюджета на 2019 год прогнозируются в размере 8 млрд 975 млн рублей, расходы – в сумме 9 млрд 113 млн рублей.
Главной опорой доходной части остается налог на доходы физических лиц: в 2019 году отчисления от НДФЛ составят 3,1 млрд рублей. Второй ключевой источник пополнения казны – безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов. Объем этих поступлений в сравнении с 2018 годом вырастет на 614 млн рублей – до 4 млрд 287 млн рублей.
В расходной части сохраняется привычный тренд: 6 млрд 560 млн рублей (72%) приходится на социально-культурную сферу. Доля расходов на городское хозяйство – 13%, или 1 млрд 191 млн рублей.
Городская инвестиционная программа на 2019 год рассчитана на сумму 920,9 млн рублей. Основные ее пункты – реконструкция Ленинградского проспекта, строительство четырех детских садов, школы, физкультурно-оздоровительного комплекса в округе Варавино-Фактория. Кроме того, в одобренные депутатами планы администрации города входит капитальный ремонт Северодвинского мостового перехода, благоустройство девяти общественных территорий, включая Петровский сквер, продолжение строительства кладбища в деревне Валдушки.
В муниципальный дорожный фонд в 2019 году поступит 686,4 млн рублей, и, если в межбюджетной политике не будет позитивных изменений, в 2021 году он, увы, сократится вдвое.
По оценке депутатов, главный финансовый документ Архангельска подготовлен взвешенно, «профессионально и прагматично», с учетом основных обязательств муниципалитета и тех средств, которые у него имеются. При этом наращивать вложения в развитие инфраструктуры Архангельска и многие другие инвестиционные проекты при нынешнем межбюджетном балансе крайне сложно.
«Действительно, с каждым годом бюджет города становится все более социально направленным, – отмечает председатель постоянной комиссии по вопросам бюджета, финансов и налогов Архгордумы Сергей МАЛИНОВСКИЙ («Единая Россия»). – Мы увеличиваем зарплаты работникам бюджетной сферы, финансирование текущей деятельности социальных учреждений... Но, к сожалению, источником этого повышения является сокращение расходов – прежде всего, на наше многострадальное городское хозяйство. Очевидно, что нельзя забрать деньги из социальной программы и направить, к примеру, на ремонт дорог, мостов или дренажно-ливневой канализации. Здесь может быть только один выход: отстаивать корректировку межбюджетной политики в пользу муниципальных образований».
В этом вопросе все партийные фракции проявляют единодушие. Как напомнил заместитель председателя городской Думы Александр ГРЕВЦОВ (КПРФ), ежегодно в Архангельске собирается порядка 26-28 млрд рублей налогов, но непосредственно в муниципальный бюджет поступает лишь около 4 млрд рублей.
«Наиболее показательна ситуация с налогом на имущество юридических лиц. Работая в Архангельске, предприятия активно пользуются инфраструктурой города, которая строится в основном на средства городского бюджета. При этом отчисления от их деятельности в доход муниципалитета не поступают. Думаю, это неправильно», – считает вице-спикер.
Еще на ноябрьской сессии представительного органа было принято решение о том, чтобы с участием специалистов администрации и депутатов определить совместный план действий, нацеленных на изменение межбюджетных отношений.
Ко второму чтению депутаты всех фракций подготовили в общей сложности около десяти поправок в бюджет. Среди принятых – увеличение расходов на ремонт пешеходных дорожек и тротуаров, на снос аварийных домов, поддержку ТОСов, обновление детских игровых площадок, сохранение объектов культурного наследия. На эти цели будут направлены, в частности, средства, которые можно без риска снять с обслуживания муниципального долга, и деньги, освободившиеся после отказа администрации города от покупки не прошедших испытания судов ледового класса из Татарстана, а также благодаря сокращению расходов на обеспечение деятельности Архангельской городской Думы.
Заметно дольше обсуждались поправки, которые профильная комиссия рекомендовала отклонить. Порядком цифр выделялась не принятая в итоге поправка администрации города: выделить около 6,8 млрд на исполнение судебных актов, прежде всего по предоставлению жилья, за счет… того, на чем «сэкономить» попросту нельзя.
«Да, это действительно крик души: Архангельску и далее необходима финансовая помощь, которая сегодня постепенно поступает из регионального и федерального бюджетов, – пояснил глава Архангельска Игорь ГОДЗИШ. – Мы должны озвучивать проблемы, копившиеся десятилетиями, и продолжать работу по привлечению дополнительных ресурсов для их решения. Сегодня в Минстрое РФ, на различных открытых совещаниях эксперты федерального уровня говорят о ситуации, связанной с переселением граждан из аварийного жилья, конкретно в Архангельске – нам стараются помочь. Но и мы делаем все возможное. Коллеги помнят, что когда два года назад администрацией города вносилась аналогичная поправка, речь шла о 10,2 млрд рублей. Для того чтобы свести этот внутренний долг к нулю, требуется время. Но сегодня мы говорим уже о сумме менее 7 млрд рублей. Снижение внутреннего долга, долга города перед его людьми, на 3 млрд рублей – результат работы, которую мы с вами провели».