Беседовала Софья ЦАРЁВА | 31.05.2019 23:25:32
По итогам 2018 года бюджет Архангельска впервые превысил 9 млрд рублей. При этом по сравнению с 2017 годом расходная часть выросла почти на миллиард. Долговая нагрузка на городскую казну существенно сократилась, дефицит минимальный – 15 миллионов рублей. О том, что позволило добиться таких результатов, «Бизнес-классу» рассказал заместитель главы Архангельска по экономическим вопросам и финансам Даниил ШАПОШНИКОВ.
– Даниил Вадимович, как, на ваш взгляд, сегодня выглядит городская казна?
– В 2016 году, когда новая команда администрации города приступила к работе, бюджет Архангельска составлял чуть более 7,5 млрд рублей. При этом около 200 млн уходило на уплату процентов по кредитам, дефицит был максимально возможным. Это говорит о неустойчивости бюджета, поскольку деньги, которые могли бы направляться на развитие города, уходили на обслуживание муниципального долга.
Постоянно увеличивалось число судебных решений, сумма исков приближалась уже к 12 млрд рублей (это и дороги, и расселение людей из ветхого жилья) – долги перед населением росли как снежный ком. Был риск, что бюджет потеряет устойчивость, потому что все возрастающая долговая нагрузка привела бы к тому, что собственные доходы города сравнялись бы с долгами. При таком раскладе город к 2020 году мог полностью перейти под оперативное управление финансами на уровень региона. Он даже не смог бы выполнять социальные обязательства.
Когда мы анализировали ситуацию, стало понятно: для того чтобы начать опережающими темпами исполнять судебные решения, менять обветшавшую инфраструктуру, ремонтировать дороги, благоустраивать территории, то есть повышать качество жизни горожан, нужно стремиться к бюджету в размере как минимум 12 млрд рублей в год. Для этого был разработан план по обеспечению устойчивости городского бюджета, оптимизации и повышению эффективности расходов.
Что мы получили по итогам 2018 года? Впервые бюджет города превысил 9 млрд рублей. По сравнению с 2017 годом расходная часть выросла почти на миллиард. При этом мы сократили долговую нагрузку на городскую казну, и дефицит минимальный – всего 15 млн рублей. Если помните, в 2016 году при бюджете в 7,5 млрд рублей дефицит составлял 350 млн! Цифры говорят сами за себя.
При этом мы нарастили в три раза капитальные вложения в объекты муниципальной собственности – до 600 млн рублей. В прошлом году сдан детсад, сейчас строится или планируется к постройке суммарно семь детских садов, несколько школ, физкультурно-оздоровительный комплекс – это как раз та работа по бюджету, которая позволила обеспечить необходимое софинансирование и принять участие во многих региональных и федеральных программах. То же самое по программе создания комфортной городской среды, программе «Безопасные и качественные дороги» и других: везде требуются значительные вложения городских ресурсов, только тогда будут выделяться федеральные средства.
К тому же за счет наших внутренних резервов мы смогли выполнить все необходимые требования по повышению зарплаты бюджетникам в полном объеме.
Примечательно и то, что впервые город получил 4,7 млрд рублей собственных доходов: мы нарастили их более чем на 300 млн, если сравнивать с прошлым годом. И это не только поступления от налогов, хотя фонды оплаты труда заметно растут, что свидетельствует о развитии предприятий и организаций города. Большая работа была проведена по неналоговым доходам, сделан серьезный анализ по земле, аренде имущества и другим направлениям. Все это в целом и привело к такому положительному результату, который, кстати, даже превзошел наши прогнозы по объему доходов.
– А что по расходной части бюджета?
– На сессии было представлено заключение контрольно-счетной палаты: все замечания носили чисто технический характер, единственное замечание по неэффективному расходованию средств касалось 4 тысяч рублей – на такую сумму неточно была рассчитана зарплата сотруднику бюджетного учреждения, уехавшему в отпуск. Считаю, что в общем объеме в 9,5 млрд рублей – это капля в море. Заключение контрольно-счетной палаты еще раз подтверждает эффективность работы городской администрации. Мы полностью перешли на проектное управление, и сегодня контроль за каждым рублем выстроен еще с процесса планирования. Ведь конечный индикатор различных программ – это их эффективность. Сегодня можно смело говорить о том, что бюджет у нас крайне профессиональный и динамика его роста очевидна.
Еще одна интересная цифра: я уже упоминал, что в 2016 году у города было 12 млрд рублей долгов по судебным решениям. Сегодня мы сократили эту сумму до 7,5 млрд за счет разных программ. Например, по переселению людей из ветхого жилья осталось менее полутора тысяч исков, а было больше двух тысяч.
Что касается муниципального долга, он потихоньку снижается, но мы умышленно не направляем серьезные средства на его полное погашение. Сейчас более эффективно вкладывать эти средства в иные направления – капитальные вложения, зарплату бюджетникам и прочее. Но при этом практически при той же сумме долга, что была в 2016-м, мы тратим на его обслуживание менее 100 млн рублей. Ранее на эти цели уходило более 200 млн.
Мы впервые смогли привлечь бюджетные кредиты, отказавшись от дорогостоящих коммерческих, что раньше казалось невозможным. Кроме того, применяем различные возобновляемые кредитные линии банков, что позволяет гибко привлекать денежные средства на очень короткие сроки, например, когда требуется два-три дня на кассовый разрыв. Как результат, только за пять месяцев 2019 года мы сэкономили более 50 млн рублей на обслуживании муниципального долга, эти деньги были распределены на минувшей сессии гордумы на социальные нужды города. Управление муниципальном долгом – гибкий механизм, финансовые потоки постоянно перераспределяются для уменьшения трат, деньги работают.
– Даниил Вадимович, поясните для горожан, не разбирающихся досконально в экономике, а что значит, что бюджет за прошлый год исполнен на 95%? Почему не полностью, на все сто?
– Есть градация по оценке исполнения программ. Практически все они оценены как имеющие высокую степень эффективности. Но две программы исполнены со средней степенью эффективности: это программы переселения из ветхого жилья и развития Архангельска как административного центра. Но на то есть объективные причины. Скажем сразу, что город из этих пяти неосвоенных процентов не потерял ни копейки, они перешли на 2019 год.
Возьмем программу переселения. Построенные дома сдавались уже в конце года. Горожане взамен аварийного жилья вправе выбрать любой вариант: квартиру или денежную компенсацию. Кто-то обращался в суд, не согласившись с выкупной ценой. Как только сдавались новостройки, мы направляли людям уведомления, но здесь существует определенная процедура: человек может до трех месяцев знакомиться с уведомлением, затем определенный срок ему дается «на подумать». Кого-то и вовсе приходится разыскивать долгое время, подключать полицию и различные структуры. То есть программа переселения – довольно длительная по времени исполнения, это нормальная практика. Деньги, повторюсь, не потерялись, они перешли на 2019 год. Город снова участвует в этой программе.
Аналогичная ситуация и с программой развития Архангельска как административного центра. Вы, наверное, помните историю с покупкой речных судов для перевозок людей на острова в период сложной ледовой обстановки: муниципалитет отказался от них, так как они не соответствовали заявленным требованиям. И эти деньги были перераспределены на иные нужды города. То же самое и со строительством детского сада в Майской Горке: там двухлетний контракт, застройщик не успел выполнить определенный объем работ в прошлом году и перенес на 2019-й. При этом сроки сдачи объекта не сдвигаются, подрядчик нарастил темпы строительства. Так что здесь у нас опасений нет.
Считаю, что в целом исполнение бюджета на 95% – очень хороший показатель. При том что и пять оставшихся процентов никуда не ушли из города. Бюджет – это живой документ, расходы могут перераспределяться в течение года, решение принимается совместно с депутатами гордумы. Как пример: уже в этом году у нас появились дополнительные средства в размере порядка 360 млн рублей, и на майской сессии мы распределили их на дороги и тротуары, на социальные объекты. На одной из предыдущих сессий таким же образом на нужды города было направлено 62 млн рублей. Плюс экономия в размере 50 млн и поправка на дополнительные доходы – 32 млн. Всего получается более 500 млн рублей.
Хочу сказать однозначно: Архангельск в своей современной истории еще никогда не имел такого устойчивого бюджета, как в 2018 году. Город сегодня чувствует себя достаточно уверенно, мы решаем поставленные задачи и по нацпроектам, и по росту зарплаты, реализуются масштабные федеральные программы. Я понимаю, что работа над бюджетом не видна большинству горожан – тем, кто не ходит на общественные слушания, не хочет вникать в цифры. Гораздо понятнее, когда деньги выделяются напрямую, например, на различные проекты ТОСам или по проекту «Бюджет твоих возможностей» (кстати, только на этот год поступило уже 90 заявок). Но именно кропотливая, невидимая со стороны работа над сухими строчками бюджета и позволяет сегодня реализовывать все задачи, поддерживать позитивные процессы, происходящие сегодня в городе, обеспечивать его жизнедеятельность.