Беседовала Рита ИЛЬИНА | 16.06.2018 10:48:44
С 1 июля 2018 года малый и средний бизнес в России будет иметь значительно более выгодные условия для приобретения арендуемого государственного или муниципального имущества. Согласно прежней редакции Федерального закона №159-ФЗ, срок владения помещением для реализации преимущественного права выкупа исчислялся с 1 июля 2015 года. Теперь эта временная привязка отменена. Достаточно того, чтобы на дату подачи заявления о выкупе имущество находилось в аренде
у предпринимателя в течение двух и более лет.
О том, какая практика аренды и выкупа принадлежащей муниципалитету недвижимости сложилась в Архангельске, «Бизнес-классу» рассказал директор департамента муниципального имущества администрации города Михаил ИКОННИКОВ.
– Михаил Юрьевич, в недавнем интервью нашей газете глава города Игорь ГОДЗИШ отметил, что на муниципальную недвижимость в Архангельске сейчас спрос не такой большой: наиболее интересные активы уже выкуплены бизнесом. Тем не менее действует более 500 договоров аренды. А сколько помещений свободно на сегодняшний день?
– Сейчас в перечне муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, 229 объектов общей площадью около 32 тысяч квадратных метров. По большей части это недвижимость, освободившаяся после упразднения или реорганизации муниципальных учреждений и предприятий.
Да, остались в основном подвальные помещения, но в центре города: это улицы Воскресенская, Урицкого, Поморская, Ленинградский проспект, проспект Советских Космонавтов, набережная Северной Двины. Решать, конечно, предпринимателям, но думаю, что, занимаясь поисками места для размещения бизнеса, особенно на стартовом этапе, стоит зайти на сайт города и посмотреть, что предлагает муниципалитет. В Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде множество малых предприятий расположено в подвальных помещениях. У нас пока почему-то на это мало кто идет.
– Наверное, главная причина в том, что требуются большие вложения на приведение их в порядок?
– У города есть помещения, которые пустуют годами, и на их содержание расходуются бюджетные средства, которые могли бы быть направлены на иные цели. Поэтому мы всегда идем навстречу бизнесу: расходы на работы капитального характера учитываются при начислении арендной платы. Недавно, к примеру, на коллегии департамента мы рассматривали такое обращение от общественной организации «Северная Терпсихора» в отношении муниципального помещения на проспекте Обводный канал. Там требовался серьезный ремонт, смета в администрацию была представлена, и на утвержденную сумму за аренду организация заплатит меньше. В этом году такую же заявку подавал спортивный клуб «Булат»: они работы уже сделали, мы проверили их исполнение.
Давно и плотно сотрудничаем с организацией «Поморье без наркотиков», занимающейся с трудными подростками. Ее создатели начинали с аренды небольшого помещения на улице Гагарина, а сейчас это целая сеть, представленная в разных городских округах. Они тоже проводят ремонты за счет собственных и спонсорских средств, меняют инженерные сети.
– Вы называете в основном организации социальной направленности.
– Да, и у нас есть отдельный перечень муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления в аренду социально ориентированным коммерческим организациям. В Архангельске это «Надежда», «Гарант» и другие – всего 54 арендатора. В зависимости от специализации коэффициенты для них могут снижаться до 0,1.
Оба перечня обновляются ежемесячно, вся информация по округам размещена на сайте администрации города.
– А сколько зарабатывает муниципалитет на сдаче помещений в аренду?
– Ежегодный план по доходам по этой статье – в среднем 80-90 млн рублей, и чаще всего он выполняется. В 2017 году, в частности, сумма поступлений составила почти 98 млн рублей. Но есть и долги по арендным платежам – около 60 млн рублей: это деньги, которые тоже могли бы пойти на нужды города. К сожалению, нередко в судебном порядке приходится решать и вопросы с долгами по коммунальным платежам. Здесь хотелось бы рассчитывать на более ответственный подход к исполнению условий договора со стороны бизнеса.
– Михаил Юрьевич, на сессиях городской Думы депутаты часто задают вопрос о неисполнении плана приватизации муниципального имущества. С чем связаны сложности?
– Основные причины нереализации помещений те же – не лучшее состояние помещений и их удаленность от центра города. Так что продаем, но с трудом.
Хотя иногда возникают ситуации, которые вызывает недоумение. Недавно, например, на торги было выставлено бывшее здание центра охраны прав детства по адресу Маймаксанская, 98: площадь – 724 кв. м, земельный участок – 4373 кв м. Изначально заявителей было четверо, но в итоге не осталось ни одного.
Возможно, они планировали дальше эксплуатировать здание, но в нем действительно требуется основательный ремонт, вплоть до фундамента. Именно поэтому администрация города отказалась от намерений перестроить его под детский сад – там практически невозможно добиться соответствия новым нормативам и требованиям.
Но если подойти по-хозяйски: участок-то огромный, подведены все коммуникации, дорога рядом. Старое деревянное здание можно просто разобрать и построить на этом месте несколько коттеджей.
Но бывают и противоположные примеры. В прошлом году мы выставили на аукцион нежилые помещения в доме в районе аэропорта Архангельск. И с удивлением обнаружили, что за них активно торгуются предприниматели из глубинки области. Они как-то выгоду прочувствовали и вполне успешно впоследствии переделали эти помещения под квартиры.
– Насколько активно в Архангельске предприниматели пользуются преимущественным правом выкупа помещений, закрепленным в 159-м федеральном законе?
– Очень активно. По сравнению с 2008 годом общая площадь помещений, входящих в перечень предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, сократилась в три раза. Пик пришелся на 2015 год, когда в рамках этого федерального закона нами было продано помещений на сумму 70 млн рублей.
С 1 июля этого года условия выкупа государственного или муниципального имущества становятся еще выгоднее: теперь достаточно, чтобы помещение находилось в аренде два года и более на дату подачи заявления. Так что мы ожидаем нового всплеска интереса бизнеса к этой возможности.