Беседовала Ирина ФОКИНА. Фото Алексея Липницкого | 02.06.2018 00:15:26
Институт бизнес-омбудсмена часто сравнивают с больницей: чаще всего туда обращаются со своими «болями», причем когда «заболевание» уже запущено. В Архангельской области «главным врачом» в ней, то есть уполномоченным при губернаторе по защите прав предпринимателей, уже год работает Иван КУЛЯВЦЕВ. Бизнесмен в прошлом, он не планирует становиться чиновником в будущем. По собственному признанию, на новой должности Иван Кулявцев ощущает себя скорее общественником, который уполномочен помогать.
- Иван Святославович, что вам удалось сделать за год работы?
- В актив я могу занести прежде всего то, что достаточно много езжу по области: в 2017 году был в 12 муниципальных образованиях, в 2018-м – уже в пяти. Сейчас стараюсь планировать такие поездки на конец каждого месяца, но мы эту работу перестроим — под мероприятия, которые проводятся в районах и связаны непосредственно с бизнесом. Например, такие, как «Ярмарка предпринимательских идей» в Вельске. Мне хотелось бы больше общаться с представителями бизнеса, в том числе неформально, не на заседаниях, устанавливать новые контакты, напоминать об инструментах защиты их прав и интересов, узнавать о сложностях и делиться позитивной энергией – опытом других территорий.
Предпринимателям, которые не уезжают в большие города, начинают дело с нуля в своих районах, нужна особая поддержка. Там тяжело, перспективы непонятны. Но если будет десяток-сотня таких людей в каждом муниципальном образовании, ситуация качественно изменится. Как говорит глава региона Игорь Орлов, предприниматель – человек, который формирует территорию. В муниципальных образованиях, где предпринимателей мало, нет и развития. Я полностью с этим согласен.
Если говорить про системные решения, то самым удачным стало введение единого дня отчетности контрольно-надзорных органов. Они, на мой взгляд, действуют у нас в регионе достаточно корректно, но вопросы остаются. Эта площадка позволит их разрешить. Ну и отрадно, что мы первыми в России внедрили эту практику.
- Каким образом единый день отчетности поможет урегулировать взаимодействие бизнеса с контрольно-надзорными органами?
- В прошлом году, как вы знаете, в стране стартовала реформа контрольно-надзорной деятельности. Теперь ведомства раз в квартал проводят публичные обсуждения — каждый свои, поэтому получается хаотично. В сентябре 2017-го у меня появилась идея создать единую площадку, и при поддержке губернатора и руководителей контрольно-надзорных ведомств мы ее реализовали. Было непросто, приходилось добиваться согласований, причем на федеральном уровне.
В первом едином дне отчетности 15-16 мая приняли участие семь контрольно-надзорных органов: МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Государственная жилищная инспекция Архангельской области и региональная инспекция по ветеринарному надзору. За два дня на мероприятие пришло примерно 160 человек, добавьте к этому 250 просмотров онлайн-трансляций. Я, конечно, ожидал большего (в регионе порядка 40 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства), но думаю, что мы все делаем правильно. Просто не хватает информированности. Нужно сделать так, чтобы у бизнесменов в голове закрепилась мысль: «раз в квартал я могу прийти и задать свои вопросы». Кстати, следующие дни отчетности назначены на 15-16 августа.
Пока же мы сделали вывод, что нужно плотнее работать с муниципальными образованиями: чаще всего предприниматели жалуются именно на действия или бездействие местных органов власти. Планируем предложить главам направлять на дни отчетности своих сотрудников.
А вообще это классная площадка, элемент правильного давления на деятельность контрольно-надзорных органов. Бюрократы сами себя не поменяют, нужно помочь им изменить сознание. Но один я не справлюсь — необходима поддержка предпринимателей.
- А насколько эффективны советы предпринимателей при главах муниципалитетов?
- Это хороший инструментарий, но важно знать, как им пользоваться, чтобы получить положительный опыт. Отдельный совет или совет при главе района – я за любой формат, который дает результат. Может быть, предпринимателям действительно лучше сначала обсуждать вопросы коллегиально, а уже потом с главой. А глава должен четко понимать: даже несколько новых рабочих мест — это дополнительные налоги, услуги и товары для населения, улучшение качества жизни в районе.
Но надо признать и то, что в рамках существующей системы многое происходит не так, как хотелось бы. Область у нас дотационная, поэтому зачастую ходить по коридорам власти эффективнее, чем пытаться создавать рабочие места и привлекать бизнес... Поэтому я оцениваю работу главы в советах предпринимателей скорее как акт доброй воли.
На днях я представил главе региона сводную таблицу по количеству проведенных заседаний и участников советов в каждом муниципальном образовании: есть лидеры, (например, город Мирный), есть аутсайдеры. Но это лишь цифры. Надо ввести качественную оценку взаимодействия глав районов и бизнес-сообщества — именно по динамике количества рабочих мест. Этот показатель все же является квинтэссенцией всех совместных усилий предпринимателей и власти. Губернатор меня поддержал.
При этом главы муниципальных образований должны понимать, что получат в ответ. Если в районе результаты хорошие, нужен «пряник» - например, в виде дополнительной помощи от региона. Туда же, где показатели плохие, необходимо целенаправленно выезжать и помогать, как вариант, переносить туда конференцию МСП — делать все, чтобы увеличить предпринимательскую активность.
- В апреле в Архангельске прошел экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера России, на котором обсуждалась проблема «северных» надбавок. Как вы оцениваете итоги работы совета и что будет дальше?
- Механизм государственных северных гарантий сегодня работает не на развитие бизнес-сообщества и не выполняет свою социальную функцию. Нужно искать новый механизм, что займет в лучшем случае несколько лет. Поэтому я предлагаю принять временное решение, которое возможно реализовать быстро.
Сейчас мы пришли к двум возможным вариантам. Первый – приравнять территории Крайнего Севера к территориям опережающего развития и территориям Крыма и Владивостока, где действуют пониженные ставки на отчисления в фонды с заработной платы – 7,6% вместо 30%. Это решение поддерживают администрации Архангельска и Северодвинска. Но я думаю, что его претворение в жизнь тоже займет достаточно много времени. 7,6% нам вряд ли дадут, потому что тогда теряется смысл ТОРов: зачем они будут нужны, если две трети территории России получат такие же преференции? Поэтому придется вычислять какой-то другой коэффициент, а это долго.
Второе предложение — не брать с северных надбавок, не входящих теперь в «тело» зарплаты по решению Конституционного суда от 7 декабря 2017 года, отчисления в фонды (Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд России). Этот вариант я считаю более жизнеспособным, его также поддерживает предпринимательское сообщество.
Оба варианта нужно направить для обсуждения в другие субъекты РФ, которых также касается данный вопрос, и с тем, который наберет большую поддержку, консолидированно обращаться в Госдуму и федеральное правительство.
- За год работы вам удалось изучить опыт защиты прав предпринимателей в других регионах и странах?
- Да, конечно. В Казахстане, в частности, мне понравилась система коммуникаций между бизнесом и властью. Там создана национальная палата предпринимателей, и как только ты регистрируешь юридическое лицо, данные о нем тут же поступают в этот орган. Хорошо отработано вертикальное отраслевое общение и горизонтальное — по регионам. Это позволяет быстро выделять интересантов в каждой ситуации. Ни одно решение правительства Казахстана, которое касается экономики, не проходит без согласования с предпринимателями. И это правильный подход.
Казахстан впереди и в части требований к бизнесу. В России их больше двух миллионов, а там всего порядка 35 тысяч, при этом они хотят прийти к показателю в 13 тысяч. Власти страны осознали, что 84% преступлений совершается безработными, поэтому нужно поддерживать бизнес, создающий новые рабочие места. Прокуратура там ходит не за предпринимателями, а за теми, кто их проверяет.
.
- Как вы оцениваете свое личное развитие в должности уполномоченного?
- Чиновником я себя чувствую в меньшей степени, больше общественником. Наш институт сравнивают с больницей: чаще всего к нам обращаются, когда «заболевание» уже запущено – например, есть судебные решения и изменить что-то очень сложно... Я всегда беспокоюсь, когда нет понимания, как помочь конкретному предпринимателю. В моем кабинете висит изречение Сократа: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Вот и стараюсь искать возможности. И себя, и коллег ориентирую не на количественные показатели, а на качественные, первый из которых – внутренняя уверенность в том, что мы сделали все, что могли, а второй – мнение о нашей работе в обществе.
Наши специалисты прогнозируют увеличение количества обращений в 2018 году. Предпринимателей я принимаю регулярно, без графика. Когда меня нет на месте, их консультируют юристы. Кроме того, в каждом муниципальном образовании работают общественные представители омбудсмена. Много обращений идет через социальные сети, поэтому развиваем и этот канал коммуникации.
- Не жалеете, что ушли из бизнеса?
- К этой мысли я возвращаюсь регулярно. Сейчас у меня есть возможность взглянуть на предпринимательство с другой стороны, я имею больше полномочий, рычагов влияния на процесс, вижу, что моя деятельность приносит общественный результат. Эти амбиции всегда были, и сегодня я могу их реализовать. Чувствую поддержку со стороны губернатора и контрольных ведомств, коллег и друзей.
Но в то же время я надеюсь когда-нибудь вернуться в бизнес. Не знаю, что это будет, но точно такая сфера, где покупатели голосуют рублем. Конкуренция – правильная вещь, основа развития. От нее выигрывают все: и бизнес, и общество, и государство.