Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого | 01.03.2022 16:08:24
Последнее время как на региональном, так и на федеральном уровне активно обсуждается вопрос развития нестационарной торговли. Прежде казалось, что привычные для многих россиян ларьки, где можно купить свежие фрукты и овощи, уходят в прошлое. В Архангельске в последние годы их стало заметно меньше, лишь некоторым удается удержать свои позиции. В Северодвинске, напротив, нестационарная торговля достаточно успешно развивается, причем при поддержке городской администрации.
В начале 2021 года председатель Правительства России Михаил МИШУСТИН подписал распоряжение о неотложных мерах поддержки малых и средних предпринимателей в сфере торговли. Региональным властям рекомендовано обеспечить максимальную доступность торговых точек для местных производителей, и особенно тем, кто продает продукты со своего огорода или фермерского хозяйства.
В конце года Минпромторг РФ разработал рекомендации по размещению нестационарных и мобильных торговых объектов. В частности, в нем предложено закрепить особенности регулирования мобильных (МТО) и нестационарных торговых объектов (НТО) в местных нормативных правовых актах.
«В договоры на право размещения НТО и МТО целесообразно включать условие о возможности неоднократного продления срока размещения объекта без проведения торгов», – говорится в рекомендациях Минпромторга.
Акцент на развитие точек сбыта местной продукции был сделан и у нас. Так, весной прошлого года во время посещения Северодвинского агрокомбината губернатор Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ дал поручение создать первую региональную сеть розничных магазинов, в которых будет продаваться продукция сельхозтоваропроизводителей Архангельской области. Однако о его дальнейшей реализации, увы, с тех пор не сообщалось. Хотя инициатива была хорошая и при этом крайне необходимая предпринимателям.
Зелень из Северодвинска
Проблемы с реализацией продукции местных производителей мы обсудили с владельцем ООО «Северодвинский агрокомбинат» Виктором КАЗАРИНОВЫМ, пригласившим «Бизнес-класс» на предприятие. Теплицы агрокомбината площадью более трех гектаров расположены в черте Северодвинска. За год предприятие выпускает более тысячи тонн свежей продукции. В части теплиц постоянно можно увидеть буйство зеленых красок: здесь круглый год выращивают 3–4 вида салатов, зеленый лук, укроп, петрушку, рукколу, щавель, кинзу, базилик и т. д. Ближе к выходу из теплицы кустики побольше – вскоре они попадут на прилавки, подальше – подрастающая рассада. Контроль за растениями автоматический: по приборам выставляются температурные и иные показатели, включается свет, поступает питание.
В одних теплицах подрастает рассада помидоров, в других – огурцов, сезон которых начнется уже совсем скоро.
«Основной доход предприятие получает за счет реализации огурцов весной, когда на рынке еще нет грунтовой продукции. В августе – сентябре, когда рынок насыщается, мы вынуждены продавать огурцы ниже себестоимости, – рассказал Виктор Евгеньевич. – Наши основные и наиболее ценные партнеры – торговые сети «Петровский» и «Гарант». Они реализуют салаты и несколько видов зелени, а также огурцы, когда объем производства в конце весны и летом резко увеличивается. Также салаты агрокомбината представлены в федеральных сетях. Остальная часть продукции реализуется за счет местной мелкорозничной торговой сети, которая в значительной степени поддерживает наш ассортимент».
В Северодвинске продукцию агрокомбината можно найти и в павильонах, существующих под общим брендом «Тепличное».
«Когда собственной продукции не хватает или не сезон, то мы разрешаем на наших площадях торговать привозным товаром, чтобы поддерживалась привлекательность этого места для покупателей. Но обычно круглый год здесь можно найти нашу зелень, лук, салаты», – отметил Виктор Евгеньевич.
Проблемы с рынками сбыта
Сотрудничать с федеральными сетями местным производителям очень непросто.
«Нам сложно взаимодействовать с крупными ритейлерами в силу недостаточных для них объемов продукции: «федералам» зачастую нужен не весь наш ассортимент, а всего несколько позиций. К тому же у некоторых ритейлеров есть трудности с логистикой и необходимостью отправлять товар на склады в другие регионы. А главное преимущество местной продукции в том, что она поставляется на прилавки свежей. То есть, возвращаясь к нашему примеру, вечером зелень собрана в теплицах, а на следующее утро уже доступна покупателям», – пояснил владелец ООО «Северодвинский агрокомбинат».
По мнению Виктора Казаринова, решить эту проблему могло бы появление сети маленьких магазинчиков, павильонов с местной продукцией.
«Небольшим товаропроизводителям неудобно работать поодиночке: ассортимент достаточно узкий, и каждому в отдельности организовывать такую сеть нецелесообразно. Решение – объединиться и совместными силами продвигать это направление. Однако есть сложности с размещением торговых точек в Архангельске. По крайне мере, наши усилия пока не увенчались успехом», – добавил Виктор Евгеньевич.
Особенности размещения
Проблема развития нестационарной торговли стала одной из главных тем на очередном заседании экспертного совета при бизнес-уполномоченном в регионе Иване КУЛЯВЦЕВЕ.
Распределение земельных участков для установки НТО – в компетенции муниципальных образований. По информации заместителя директора департамента экономического развития администрации Архангельска Ирины ЛЮБОВОЙ, в областном центре предусмотрено 440 мест для нестационарных торговых объектов, однако не все они востребованы. При этом для местных производителей нет льгот в распределении участков.
1415 нестационарных торговых объектов установлено в Архангельской области. Действуют три розничных рынка – в Котласе, Северодвинске и Архангельске.
«Сейчас нормативной базой не предусмотрена возможность предоставления преференции для размещения нестационарных объектов предпринимателям, если значительную часть реализуемой ими продукции составляет местная. Однако работа в этом направлении ведется, – пояснила на заседании экспертного совета директор департамента градостроительства администрации Архангельска Елена ПИСАРЕНКО. – К тому же места, где хотели бы разместиться предприниматели, зачастую не соответствуют критериям, установленным действующим законодательством».
Но, как рассказал «БК» Виктор Казаринов, тоже принимавший участие в заседании экспертного совета, сложно представить, что в центральной части Архангельска не найти места для размещения павильона площадью 50 квадратных метров.
«В Архангельске нам предложили девять вариантов, но подходящими из них были только два: на улицах Галушина и Гайдара. Также были предложены места недалеко от кладбища, на улице Силикатчиков и другие подобные – словом, малопривлекательные. И когда мы отобрали пять более-менее приемлемых вариантов, место на Гайдара неожиданно «ушло», – поделился насущной проблемой Виктор Евгеньевич. – В Северодвинске у нас немного конкурентов, поэтому удается выигрывать на аукционах места за разумные деньги. А в Архангельске ситуация иная, и нам придется конкурировать с крупными игроками. Поэтому здесь особенно остро стоит вопрос предоставления преференций предприятиям, реализующим местную продукцию».
Северодвинский кейс
Примечательно, что в Северодвинске бизнес может обратиться с предложением о внесении объекта НТО в схему.
«В администрации города создана группа по вопросам размещения нестационарных объектов торговли местных товаропроизводителей. Это было вызвано большим количеством проблем, связанных с поиском мест для размещения НТО, – рассказала на заседании экспертного совета начальник отдела организации потребительского рынка управления экономики администрации Северодвинска Татьяна КАРАСЕВА. – Также сформирован перечень альтернативных торговых точек в крупных ТЦ и на прилегающих территориях – всего около 178 мест».
Более того, в Северодвинске сформирован порядок предоставления производителям товаров из числа субъектов малого и среднего бизнеса мест для размещения НТО без проведения аукциона. Ожидается, что вскоре эта инициатива будет полноценно реализована.
Возникает резонный вопрос: что мешает администрации Архангельска использовать опыт Северодвинска? По мнению Виктора Казаринова, причина – в нежелании отдельных сотрудников городской администрации менять сложившуюся систему.
«Администрация Северодвинска понимает важность этого направления. Проблемы с выделением участков есть, но есть и большое желание городских властей нам помогать. Практически все наши торговые точки находятся на хороших местах, – отметил владелец ООО «Северодвинский агрокомбинат. – На сегодня уже более 10 торговых точек в городе реализуют нашу продукцию. Предварительно согласована замена двух старых ларьков на современные павильоны и открытие еще трех точек. Готовим отдельный проект».
На пути к федеральному бренду
Несмотря на все трудности, Северодвинский агрокомбинат строит планы по развитию сети павильонов. Более того – в планах у руководства предприятия запустить новый проект и подать заявку на получение статуса резидента Арктической зоны РФ.
«Мы хотим развивать новое направление деятельности, причем в статусе резидента АЗРФ. «Арктические» льготы очень привлекательны для бизнеса, – считает Виктор Казаринов. – В частности, резидент имеет право на внеаукционное получение земельных участков. Однако павильоны, как правило, размещаются без оформления участка. Поэтому для того, чтобы резидент мог получать эти места без торгов, необходимо внести изменения в порядок их предоставления. Но пока, повторюсь, нам не удалось выйти на конструктивный диалог с представителями администрации Архангельска по этому вопросу».
В итоге новый проект было решено развивать на территории Северодвинска.
«Мы готовимся провести ребрендинг двух павильонов. Надеемся, что когда покажем результат в городе, где власти адекватно относятся к развитию нестационарной торговли и снабжению населения местной продукцией, инициируем продолжение этого разговора в Архангельске, – полагает владелец Северодвинского агрокомбината. – Затем, создав сеть павильонов в Архангельске, планируем выйти с продукцией региональных сельхозпроизводителей и переработчиков пищевой продукции за пределы региона, чтобы в перспективе стать федеральным брендом с увеличением своих производственных мощностей».